Конспект НОД «Русские народные инструменты», расширение представлений у детей о разнообразии русских народных инструментов.
Тип НОД: тематический.
Вид: фронтальный.
Возрастная группа: подготовительная к школе.
Тема: «Русские народные инструменты».
Цель: расширение представлений у детей о разнообразии русских народных инструментов.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о русских народных инструментах.
- Познакомить с русскими народными инструментами «домрой» и «балалайкой».
- Научить различать тембровые особенности домры и балалайки.
- Совершенствовать умение детей передавать характерные черты русской музыки в пении.
- Проверить умение соотносить характер музыки с тембровыми особенностями русских народных инструментов, передать в исполнении.
- Научить детей придумывать и подбирать русские народные движения на основе ранее приобретенного ранее опыта.
Атрибуты:
- волшебный сундучок;
- наглядное пособие с изображением русских народных инструментов «домры» и «балалайки»;
- карточка с изображением ритмического рисунка русской народной песни «А я по лугу»;
- русские народные инструменты (гармонь, бубенцы, ложки).
Ведущий: музыкальный руководитель.
Ход НОД
Музыкальный руководитель встречает детей за дверью муз. зала. даёт установку ведущему ребёнку пройдя один круг, вести детей на стульчики.
— Здравствуйте, гости мои дорогие!
Здравствуйте, люди добрые!
Давно я вас поджидаю,
Волшебный сундучок не открываю.
Проходите, пожалуйста, но будьте внимательны, музыка вам поможет правильно войти.
Звучит музыка. Дети входят в зал, меняя хороводный шаг на дробный, в соответствии с характером музыки, садятся на стульчики.
— Как интересно вы зашли… А почему такие разные движения вы использовали?
Ответы детей (… хороводный и дробный шаг).
— Какого народа движения вы исполняли?
Ответы детей (… русские народные движения).
— А как вы поняли, что это музыка русского народа?
Ответы детей (… подсказали звучащие в музыке инструменты).
— Какие знакомые инструменты вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (… ложки, баян, бубенцы).
— Да, я согласна, звучали эти инструменты, но мир инструментов очень широк, и наш волшебный сундучок хочет нас познакомить с другими русскими народными инструментами.
Звучит русская народная мелодия в исполнении домры и балалайки.
— Какие вы молодцы, как внимательно на отвлекаясь слушали музыку. Чем она вас заинтересовала? Какая она была по характеру?
Ответы детей (… ).
— Сколько инструментов исполняли это музыкальное произведение?
Ответы детей (… ).
— Правильно! Два инструмента.
М.Р. открывает сундучок, достает две картинки с изображением домры и балалайки, демонстрирует, знакомит детей с инструментами, предлагает рассмотреть.
— Посмотрите внимательно, чем они похожи?
Ответы детей (… струнные, из дерева).
— А чем отличаются?
Ответы детей (… овальная, плавная, треугольная, острая, с углами).
— Вы правильно заметили, что балалайка имеет форму треугольника, а домра — овала. А сможете ли вы по звучанию отличить балалайку от домры?
Слушаем муз. произведение.
Ответы детей (… округлая форма домры — звук плавный, бархатный, певучий, более глубокий, треугольная форма балалайки — звук яркий, звонкий, отрывистый).
— Вы, замечательные наблюдатели, действительно, очень часто нам подсказывают какой голос у инструмента. Ребята, у вас голоса тоже умеют красиво петь.
Ответы детей (… да).
— А какую песню будем петь, нам подскажет волшебный сундучок.
М. Р. вынимает из сундучка карточку с изображением ритмического рисунка песни «А я по лугу», демонстрирует детям. Предлагает определить, назвать песню. Дету узнают, называют.
— Предлагаю вам превратиться в балалайки и домры: 1-2ряды — домры, 3-4 — балалайки. Ребята, нам нужно определить когда в нашей песне будут петь домры, и когда балалайки. Машенька, скажи пожалуйста, какой инструмент будет петь вначале?
Ответ Маши (… домры).
— Петя, ты согласен с Машей?
Ответ Пети (… да).
— Петя, а почему домры?
Ответ Пети (… мелодия певучая, протяжная, похожа на звучание домры).
— Саша, скажи, а балалайки когда начнут исполнять свою партию и почему?
Ответ Саши (… балалайки начинают петь после домр, потому что музыка более ритмичная, острая, отрывистая).
— Ребята, вы согласны с Машей, Петей и Сашей?
Ответы детей (… да).
— Я тоже так считаю, и очень рада, что вы правильно ощущаете музыку. Перед нами стоит непростая задача: порадовать наших гостей домру и балалайку, спеть их голосами песню «А я по лугу». Каждый инструмент перед исполнением нужно настроить. И наши голоса нуждаются в подготовке.
М. Р. распевает детей на мелодическом рисунке песни с закрытым ртом, затем на слог «лё». После упражнения М. Р. даёт установку на построение в два круга (домры и балалайки). Выразительное исполнение знакомого хоровода.
— Замечательно исполнили хоровод, домре и балалайке понравилось как вы своими голосами передали их характер. Ну, а сейчас, мы посмотрим, голоса каких инструментов ещё спрятались в волшебном сундучке.
Установка на построение в один круг. Игр: «Угадай инструмент». М. Р. не вынимая инструменты из сундучка, поочерёдно играет на гармошке, ложках, бубенцах. Дети угадывают по звучанию инструменты.
— Раньше на Руси люди устраивали гуляния, посиделки, где веселились, пели, плясали, играли а народные игры. Вот и мы сейчас повеселимся. Девочки, выбирайте атрибуты (платки, венки, ленты и т. д.), придумайте свой танец, используя знакомые русских народных движений. Мальчики, а вы подыграйте девочкам на инструментах (гармошки, ложки, бубенцы), прислушиваясь к тембру, ритму музыки.
Дети взяли атрибуты для танца-импрjвизации и инструменты. Зазвучала музыка. Выразительное исполнение игры на инструментах и танца.
— Хорошо повеселились! Девочки придумали замечательные танцевальные композиции, а мальчики отлично сыграли на муз. инструментах.
Дети складывают атрибуты и инструменты.
— Пришла пора нам расставаться. Нужно поблагодарить волшебный сундучок за интересную встречу.
Все подходят к сундучку, говорят ему «спасибо». М. Р. открывает сундучок.
— Посмотрите!!! Сундучок приготовил для нас подарки!
Внутри сундучка лежат яркие эмблемки с изображением домры и балалайки.
— Ребята, назовите инструменты, которые здесь изображены.
Ответы детей (… домра и балалайка).
Под весёлую музыку М. Р. и воспитатель помогают детям прикрепить эмблемки к одежде. М. Р. прощается с детьми и воспитателем. Все выходят из музыкального зала.
Автор: Тян Александра Платоновна
Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 83»
Месторасположение: Железнодорожный округ, город Хабаровск, Хабаровский край
Дата изменения: 09.04.2018
Дата публикации: 29.01.2015