Конспект НОД в подготовительной группе «Русские народные инструменты»

Конспект НОД «Русские народные инструменты», расширение представлений у детей о разнообразии русских народных инструментов.

Тип НОД: тематический.

Вид: фронтальный.

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема: «Русские народные инструменты».

Цель: расширение представлений у детей о разнообразии русских народных инструментов.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о русских народных инструментах.
  2. Познакомить с русскими народными инструментами «домрой» и «балалайкой».
  3. Научить различать тембровые особенности домры и балалайки.
  4. Совершенствовать умение детей передавать характерные черты русской музыки в пении.
  5. Проверить умение соотносить характер музыки с тембровыми особенностями русских народных инструментов, передать в исполнении.
  6. Научить детей придумывать и подбирать русские народные движения на основе ранее приобретенного ранее опыта.

Атрибуты:

  • волшебный сундучок;
  • наглядное пособие с изображением русских народных инструментов «домры» и «балалайки»;
  • карточка с изображением ритмического рисунка русской народной песни «А я по лугу»;
  • русские народные инструменты (гармонь, бубенцы, ложки).

Ведущий: музыкальный руководитель.

Ход НОД

Музыкальный руководитель встречает детей за дверью муз. зала. даёт установку ведущему ребёнку пройдя один круг, вести детей на стульчики.

Здравствуйте, гости мои дорогие!
Здравствуйте, люди добрые!
Давно я вас поджидаю,
Волшебный сундучок не открываю.

Проходите, пожалуйста, но будьте внимательны, музыка вам поможет правильно войти.

Звучит музыка. Дети входят в зал, меняя хороводный шаг на дробный, в соответствии с характером музыки, садятся на стульчики.

— Как интересно вы зашли… А почему такие разные движения вы использовали?
Ответы детей (… хороводный и дробный шаг).

— Какого народа движения вы исполняли?
Ответы детей (… русские народные движения).

— А как вы поняли, что это музыка русского народа?
Ответы детей (… подсказали звучащие в музыке инструменты).

— Какие знакомые инструменты вы услышали в этой музыке?
Ответы детей (… ложки, баян, бубенцы).

— Да, я согласна, звучали эти инструменты, но мир инструментов очень широк, и наш волшебный сундучок хочет нас познакомить с другими русскими народными инструментами.

Звучит русская народная мелодия в исполнении домры и балалайки.

— Какие вы молодцы, как внимательно на отвлекаясь слушали музыку. Чем она вас заинтересовала? Какая она была по характеру?
Ответы детей (… ).

— Сколько инструментов исполняли это музыкальное произведение?
Ответы детей (… ).

— Правильно! Два инструмента.

М.Р. открывает сундучок, достает две картинки с изображением домры и балалайки, демонстрирует, знакомит детей с инструментами, предлагает рассмотреть.

— Посмотрите внимательно, чем они похожи?
Ответы детей (… струнные, из дерева).

— А чем отличаются?
Ответы детей (… овальная, плавная, треугольная, острая, с углами).

— Вы правильно заметили, что балалайка имеет форму треугольника, а домра — овала. А сможете ли вы по звучанию отличить балалайку от домры?
Слушаем муз. произведение.

Ответы детей (… округлая форма домры — звук плавный, бархатный, певучий, более глубокий, треугольная форма балалайки — звук яркий, звонкий, отрывистый).

— Вы, замечательные наблюдатели, действительно, очень часто нам подсказывают какой голос у инструмента. Ребята, у вас голоса тоже умеют красиво петь.
Ответы детей (… да).

— А какую песню будем петь, нам подскажет волшебный сундучок.

М. Р. вынимает из сундучка карточку с изображением ритмического рисунка песни «А я по лугу», демонстрирует детям. Предлагает определить, назвать песню. Дету узнают, называют.

— Предлагаю вам превратиться в балалайки и домры: 1-2ряды — домры, 3-4 — балалайки. Ребята, нам нужно определить когда в нашей песне будут петь домры, и когда балалайки. Машенька, скажи пожалуйста, какой инструмент будет петь вначале?

Ответ Маши (… домры).

— Петя, ты согласен с Машей?
Ответ Пети (… да).

— Петя, а почему домры?
Ответ Пети (… мелодия певучая, протяжная, похожа на звучание домры).

— Саша, скажи, а балалайки когда начнут исполнять свою партию и почему?
Ответ Саши (… балалайки начинают петь после домр, потому что музыка более ритмичная, острая, отрывистая).

— Ребята, вы согласны с Машей, Петей и Сашей?
Ответы детей (… да).

— Я тоже так считаю, и очень рада, что вы правильно ощущаете музыку. Перед нами стоит непростая задача: порадовать наших гостей домру и балалайку, спеть их голосами песню «А я по лугу». Каждый инструмент перед исполнением нужно настроить. И наши голоса нуждаются в подготовке.

М. Р. распевает детей на мелодическом рисунке песни с закрытым ртом, затем на слог «лё». После упражнения М. Р. даёт установку на построение в два круга (домры и балалайки). Выразительное исполнение знакомого хоровода.

— Замечательно исполнили хоровод, домре и балалайке понравилось как вы своими голосами передали их характер. Ну, а сейчас, мы посмотрим, голоса каких инструментов ещё спрятались в волшебном сундучке.

Установка на построение в один круг. Игр: «Угадай инструмент». М. Р. не вынимая инструменты из сундучка, поочерёдно играет на гармошке, ложках, бубенцах. Дети угадывают по звучанию инструменты.

— Раньше на Руси люди устраивали гуляния, посиделки, где веселились, пели, плясали, играли а народные игры. Вот и мы сейчас повеселимся. Девочки, выбирайте атрибуты (платки, венки, ленты и т. д.), придумайте свой танец, используя знакомые русских народных движений. Мальчики, а вы подыграйте девочкам на инструментах (гармошки, ложки, бубенцы), прислушиваясь к тембру, ритму музыки.

Дети взяли атрибуты для танца-импрjвизации и инструменты. Зазвучала музыка. Выразительное исполнение игры на инструментах и танца.

— Хорошо повеселились! Девочки придумали замечательные танцевальные композиции, а мальчики отлично сыграли на муз. инструментах.

Дети складывают атрибуты и инструменты.

— Пришла пора нам расставаться. Нужно поблагодарить волшебный сундучок за интересную встречу.

Все подходят к сундучку, говорят ему «спасибо». М. Р. открывает сундучок.

— Посмотрите!!! Сундучок приготовил для нас подарки!

Внутри сундучка лежат яркие эмблемки с изображением домры и балалайки.

— Ребята, назовите инструменты, которые здесь изображены.

Ответы детей (… домра и балалайка).

Под весёлую музыку М. Р. и воспитатель помогают детям прикрепить эмблемки к одежде. М. Р. прощается с детьми и воспитателем. Все выходят из музыкального зала.

Автор: Тян Александра Платоновна
Должность: музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 83»
Месторасположение: Железнодорожный округ, город Хабаровск, Хабаровский край

Дата изменения: 09.04.2018
Дата публикации: 29.01.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *