Цель:
- Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
- Вовлечь детей принять участие в празднике.
- Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.
Задачи:
- Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
- Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
- Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
- Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Необходимое оборудование: лошадки (2 шт.), санки(2 шт.), канат, костюмы, шары, маршрутные листы (2 шт.), макеты чугунков, обруч с лентами.
В роли скоморохов – воспитатели.
Предварительная работа: предварительно была проведена акция «солнышко». Чем больше дети нарисуют солнышек, тем быстрее придёт весна.
В спортивном зале оформлена стена с изготовленными из разного материала солнышками (цветной бумаги, картона, конфет). Дети с родителями готовили домашнее задание: небылицы, рецепты приготовления гречневой каши, на занятиях разучивали частушки, пословицы.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Скоморох 1:
«Масляна неделя
В деревню к нам прилетела
В детский сад наш родной зашла,
Радость всем нам принесла.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Кукол мы нарядим
И посадим рядом.
Будем петь и веселиться
И по станциям пойдём,
Много интересного
Мы в пути найдём»
Скоморох 2:
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьёй, чтобы отметить этот праздник.
Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике. Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:
Понедельник — «Встреча» , Вторник — «Зайгрыш», Среда- «Лакомка»
Четверг — «Разгуляй четверток», Пятница — «Тёщины вечера»,
Суббота — «Золовкины посиделки», Воскресенье — «Прощёный день».
Скоморох 1:
«Добро пожаловать на наш праздник,
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
Получат сегодня призы и награды».
Скоморох 2:
«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям).
Скоморох 1 I. Понедельник-«Встреча»
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
(Небылицы готовили с родителями дома)
Команды двигаются дальше.
Скоморох 2 II. Вторник — «Заигрыш»
( на эту станцию обе команды приходят одновременно).
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи – ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
«Две команды у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы».
Скоморох 1:
Эстафета «Весёлые лошадки»
— По команде первый игрок скачет на лошадке до указателя, и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Скоморох 2:
Эстафета 2 «Сани»:
— Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра на мешке, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Скоморох 1:
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
— Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованные, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Скоморох 2:
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет — стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4«Перетягивание каната».
Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.
Команды двигаются дальше.
Скоморох 1: III. Среда-«Лакомка»
(На эту станцию обе команды приходят одновременно).
«Станция «Лакомка».
Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Ведущий объясняет правила игры. На доске висят два чугунка. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов.
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.
(Рецепты дети готовили с родителями дома)
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг«Разгуляй четверток»
Скоморох 2:
А на нашей станции «Четверток широкий»
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие — запишем
Разгуляй — гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
(Частушки разучивали на музыкальных занятиях).
V. Пятница «Тёщины вечера»
Скоморох 1:
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадаю загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка (приглашаются капитаны команд. Кто быстрее подберет рифму – балл команде)
Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зятья.
Тёща:
«Будете со мной стих читать, в рифму слова подбирать»
Зятья: «Будем»
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем теще!»
Ребята: -ДА!
Теща:
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что – то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)
2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит. (Эхо)
3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)
4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
7. Заря — заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна).
Народная игра «Заря-заряница.
Скоморох 1:
Тещу «умаслили»,
Блины от тещи получили.
Побежали дальше.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.
Команда двигается дальше.
VI. Суббота «Золовкины посиделки»
Скоморох 2:
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки.
Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»
Пословицы:
1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
2. Зима без снега – лето…(без хлеба);
3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
4. Работать не станешь, ноги с голоду…(протянешь);
5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);
7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);
8. Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
(Домашнее задание)
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигаются дальше.
VII. Воскресенье «Прощёный день»
Скоморох 1:
«В день прощёный – воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста».
— Дорогие ребята, давайте пройдём в столовую для продолжения праздника.
Подведение итогов:
Скоморох 1:
Две команды так старались.
Мы ими просто любовались.
И за обе мы болели-
Молодцы вы, в самом деле!
Мы по солнышку вам дарим,
Чтоб вы улыбались,
Чтоб учились, чтоб дружили
И соревновались!
Чтоб вы лучики – конфетки
Съели непременно.
И тогда весенние
Наступят перемены.
Зазвенит весна ручьями,
Соловьями запоёт.
Пусть вам Масленица наша
Веселья и удачи больше принесёт.
(Дарят всем участникам солнышки).
Скоморох 2:
«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».
Скоморох 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару.
Скоморохи предлагают всем детям и гостям чай с блинами.
Скачать Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «МАСЛЕНИЦА»
Автор: Полякова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКОУ «Каргалинская ООШ»
Месторасположение: село Каргала, Шегарский район, Томская область
Дата изменения: 20.03.2018
Дата публикации: 20.03.2018