Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «МАСЛЕНИЦА»

Цель:

  1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей.
  2. Вовлечь детей принять участие в празднике.
  3. Создать атмосферу веселья, дружеского состязания и удовольствия.

Задачи:

  1. Способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости, чувства взаимопомощи и коллективизма.
  2. Развивать выдержку, выносливость, воображение, кругозор.
  3. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.
  4. Обеспечить высокую двигательную активность детей.

Необходимое оборудование: лошадки (2 шт.), санки(2 шт.), канат, костюмы, шары, маршрутные листы (2 шт.), макеты чугунков, обруч с лентами.

В роли скоморохов – воспитатели.

Предварительная работа: предварительно была проведена акция «солнышко». Чем больше дети нарисуют солнышек, тем быстрее придёт весна.

В спортивном зале оформлена стена с изготовленными из разного материала солнышками (цветной бумаги, картона, конфет). Дети с родителями готовили домашнее задание: небылицы, рецепты приготовления гречневой каши, на занятиях разучивали частушки, пословицы.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Скоморох 1:

«Масляна неделя

В деревню к нам прилетела

В детский сад наш родной зашла,

Радость всем нам принесла.

Ох, Масленица хороша!

От неё поёт душа!

Кукол мы нарядим

И посадим рядом.

Будем петь и веселиться

И по станциям пойдём,

Много интересного

Мы в пути найдём»

Скоморох 2:

Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? Масленица семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьёй, чтобы отметить этот праздник.

Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике. Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:

Понедельник — «Встреча» , Вторник — «Зайгрыш», Среда- «Лакомка»

Четверг — «Разгуляй четверток», Пятница — «Тёщины вечера»,

Суббота — «Золовкины посиделки», Воскресенье — «Прощёный день».

Скоморох 1:

«Добро пожаловать на наш праздник,

Затей у нас много разных!

Песни, частушки послушаем,

Блинов со сметаной покушаем,

Спляшем весёлую пляску,

Покатаемся на салазках,

А ещё будут здесь состязания,

Разные смешные задания.

Победители и те, кто рядом,

Получат сегодня призы и награды».

Скоморох 2:

«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»

(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям).

Скоморох 1 I. Понедельник-«Встреча»

«Первая станция называется «Встреча».

Здесь мы услышим интересные речи.

Нет веселья без частушек,

Посиделок без подружек,

Нету без гармошки пляски,

Небылицы нет без сказки.

Расскажите небылицы

В монологе или в лицах,

Фантазируйте, друзья,

Грустить на Масленицу нельзя!»

Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.

(Небылицы готовили с родителями дома)

Команды двигаются дальше.

Скоморох 2 II. Вторник — «Заигрыш»

( на эту станцию обе команды приходят одновременно).

«Все на «заигрыши» к нам:

Предлагаем игры вам!

Ну-ка, кто из вас сильней?

Поворотливей, умней!

Покажи – ка свою удаль

Перед девушками, сударь!»

«Две команды у нас есть

По делам хвала им, честь

Кто в игры с нами поиграет?

Победителем кто станет?

Раз, два, три, четыре

Играем, что есть силы».

Скоморох 1:

Эстафета «Весёлые лошадки»

— По команде первый игрок скачет на лошадке до указателя, и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.

Скоморох 2:

Эстафета 2 «Сани»:

— Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра на мешке, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.

Скоморох 1:

Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:

— Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованные, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.

Скоморох 2:

«А теперь прошу вниманья!

Новое соревнованье!

Кто захочет — стар и млад

Перетягивать канат?»

Эстафета 4«Перетягивание каната».

Критерии оценки работы команды: активное участие – 1 балл.

Команды двигаются дальше.

Скоморох 1: III. Среда-«Лакомка»

(На эту станцию обе команды приходят одновременно).

«Станция «Лакомка».

Здесь гречкою пахнет,

Варится каша в котлах.

Ну-ка, узнаем сколько рецептов

Содержится у вас в головах.

Кто больше? Кто вкусней?

Из гречи суп и каша

У нас текут уж слюнки!

Ну, где же ложка наша?»

Ведущий объясняет правила игры. На доске висят два чугунка. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов.

Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт – 1 балл.

(Рецепты дети готовили с родителями дома)

Команды двигаются дальше.

IV. Четверг«Разгуляй четверток»

Скоморох 2:

А на нашей станции «Четверток широкий»

Здесь частушки мы услышим

Ну, а лучшие — запишем

Разгуляй — гуляй, народ,

Бери Масленицу в оборот!

Пой частушки, веселись;

Хлопай громче, улыбнись!»

Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.

Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.

(Частушки разучивали на музыкальных занятиях).

V. Пятница «Тёщины вечера»

Скоморох 1:

«На тёщиных вечерках

Зятья тёщ угощают,

За столы накрытые

Родню всю приглашают.

Загадаю загадку,

Отгадай ответ:

Лучше милой тёщи

Для зятя друга…(нет!)»

Сценка (приглашаются капитаны команд. Кто быстрее подберет рифму – балл команде)

Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зятья.

Тёща:

«Будете со мной стих читать, в рифму слова подбирать»

Зятья: «Будем»

«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем теще!»

Ребята: -ДА!

Теща:

Зять решил устроить бал,

Тещу в гости он…(позвал).

Купил муки, купил творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Зять мамашу в гости ждёт,

Но что – то тёща…(не идёт).

Он долго у стола ходил,

Потом кусочек…(отхватил).

Затем подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел),

Когда же тёща подошла,

То даже крошек…(не нашла).

«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»

Участники должны отвечать хором.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает – взглядом согревает. (Солнце)

2. Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка – а говорит. (Эхо)

3. Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт – весь лист опадёт. (Календарь)

4. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)

5. Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)

6. Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)

7. Заря — заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна).

Народная игра «Заря-заряница.

Скоморох 1:

Тещу «умаслили»,

Блины от тещи получили.

Побежали дальше.

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку – 1 балл.

Команда двигается дальше.

VI. Суббота «Золовкины посиделки»

Скоморох 2:

«Золовкины посиделки-

Это вам не безделки.

Ну-ка , поговорки

Про Масленицу вспомните,

Мудрые пословицы

Ребятам всем напомните

Про блины и про весну,

Про гулянья яркие,

И про проводы зимы, весёлые и жаркие»

«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы – это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю – вы заканчиваете»

Пословицы:

1. Не красна изба углами, а красна…(пирогами);

2. Зима без снега – лето…(без хлеба);

3. Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);

4. Работать не станешь, ноги с голоду…(протянешь);

5. Кто хвалится, тот…(с горы свалится);

6. У кого что болит, тот…(про то и говорит);

7. Дурная голова…(ногам покою не даёт);

8. Что с возу упало…(то пропало).

А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.

(Домашнее задание)

Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.

Команды двигаются дальше.

VII. Воскресенье «Прощёный день»

Скоморох 1:

«В день прощёный – воскресенье

Попроси у всех прощенья.

Может, кто тебя обидел,

Может, ты кого,

Умышленно, случайно ли-

Теперь уже всё равно.

Улыбнись и повинись,

С близким другом обнимись,

И с теми, с кем поссорился,

Сегодня помирись!»

Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто – слева.

(Все просят прощения друг у друга).

«Вот и кончилось маслице,

Прошла, прошла Масленица!

До чего нас довела!

До хлеба, до редьки,

До пареной репки,

До горького хвоста,

До Великого поста».

— Дорогие ребята, давайте пройдём в столовую для продолжения праздника.

Подведение итогов:

Скоморох 1:

Две команды так старались.

Мы ими просто любовались.

И за обе мы болели-

Молодцы вы, в самом деле!

Мы по солнышку вам дарим,

Чтоб вы улыбались,

Чтоб учились, чтоб дружили

И соревновались!

Чтоб вы лучики – конфетки

Съели непременно.

И тогда весенние

Наступят перемены.

Зазвенит весна ручьями,

Соловьями запоёт.

Пусть вам Масленица наша

Веселья и удачи больше принесёт.

(Дарят всем участникам солнышки).

Скоморох 2:

«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце – победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным».

Скоморох 1:

«На чай с блинами приглашаем.

Приходите, не стесняйтесь!

Хороши блины! Всем хватит!

Угощайтесь! Угощайтесь!

А блины- то круглые

Прямо с пылу с жару.

Подходите, подходите,

Ближе к самовару.

Скоморохи предлагают всем детям и гостям чай с блинами.

Скачать Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста «МАСЛЕНИЦА»

Автор: Полякова Лариса Владимировна
Должность: воспитатель первой категории
Место работы: МКОУ «Каргалинская ООШ»
Месторасположение: село Каргала, Шегарский район, Томская область

Дата изменения: 20.03.2018
Дата публикации: 20.03.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *