Урок: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»
Цель: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно-нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот».
Задачи:
- раскрыть значение понятия «патриотизм»;
 - развивать стремление быть патриотом своей страны;
 - воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.
 
Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, проблемное обучение.
Ход урока
Учитель: Ребята, как называется большая тема, которую мы изучаем сейчас?
 — А что для вас Родина?
— Давайте запишем ассоциации с этим словом.

— От какого слова происходит слово Родина? — от слова род, родной.
Является синонимом слову Отечество, Отчизна — место, где родился человек, а также страна, в которой он родился.
Наша с вами Родина носит название Российская Федерация.
— Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?
Схема Родина Великая и Родина малая
- традиции село;
 - обычаи город;
 - народ улица;
 - язык дом;
 - история семья;
 - культура родословная.
 
— Каждый из россиян имеет свою малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине не мешает каждому из нас любить свою большую родину – Россию.
— Давайте попробуем с вами перечислить географию мест, где родился каждый из вас!
— Каждый человек вкладывает в понятие Родина что-то своё. Для одних людей Родина – это берёзка под окном, для других — родной дом.
— Ребята, а чтобы вы нарисовали, если бы вас попросили графически изобразить с чего начинается Родина или Малая Родина?
— А вот как на этот вопрос ответили композитор В. Баснер и поэт М. Матусовский
(Песня, видео.)
Учитель: Со словами «патриотизм», «патриот» вы знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.
(Учащиеся в словарях ищут обозначение слова патриотизм):
- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
 - Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
 
(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris — родина.)
(Таблички, с найденными в справочной литературе словами, прикрепляются к классной доске.)
— А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?
 Учащиеся отвечают: «Патриот!»
А теперь найдите в своих словарях и справочниках обозначение слова патриот:
Слайд (Даль, Ушаков.)
Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля “патриот” — “любитель Отечества, ревнитель о благе его”
Словарь Дмитрия Николаевича Ушакова дает следующее определение.
Патриот – это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.
— Давайте вернемся к схеме, как понятие патриот связано с другими понятиями в схеме?

— Что значит быть патриотом?
 — Что общего вы увидели в этих определениях?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.
Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
 Василий Розанов.
Патриотизм доказывается не словом, а делом.
 В. Г. Белинский
Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.
 Теодор Рузвельт
Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.
Игра «Ручеёк» — назовите, что вы можете сделать для Родины.
Учитель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?
Учитель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов…вы бы назвали патриотом?
Итак сделаем вывод:
— Кого мы можем назвать патриотом своей страны?
— Давайте попробуем составить портрет патриота.
— Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (слайд № 9).
Патриот – человек, который
- любит… ;
 - хранит… ;
 - уважает… ;
 - переживает… ;
 - гордится… ;
 - помогает… .
 
— Расскажите, что у вас получилось…
— Что вы подобрали к слову любит… , хранит… , уважает… , переживает… , гордится… , помогает….
— Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
Песня.
Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.
Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.
У каждого заботой
 Своей
 Глаза полны,
 Наша Родина не что-то,
 Она сегодня — мы.
У каждого дорога
 Своя или тропа,
 Но пусть нас очень много,
 Мы все её судьба.
Она не позабудет
 Ни света и ни тьмы,
 Она такою будет,
 Какими будем мы.
Автор: Прусак Екатерина Валентиновна
 Должность: учитель высшей квалификационной категории
 Место работы: МКОУ СОШ с. Лазарево
 Месторасположение: село Лазарево, Ленинский район, Еврейская автономная область
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 09.10.2016