Борисова Полина Валентиновна
учитель музыки, первая квалификационная категория.
ГБОУ РК «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского»
Республика Карелия, г.Петрозаводск
Конспект урока по ФГОС. Музыка
Технологическая карта урока
Предмет: Музыка. Класс 6 «а».
Учебник (УМК): Е.Д.Критская «Музыка» 6 класс.
Тема урока: Джаз — искусство 20 века.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Телевизор, компьютер.
Цель урока: Познакомить с одним из современных музыкальных направлений 20 века — джаз.
Результаты обучения:
Предметная: Познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки.
Личностная: Воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке. Воспитание позитивно отношения к искусству.
Метапредметная: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: Ставить учебную задачу. Правильно оформлять и вести записи в тетради. Планировать свою деятельность.
Общеучебные: Поиск необходимой информации. Составить конспект выступления.
Логические: Формулировать выводы. Выделять главное.
Коммуникотивные: Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы.
Ход урока.
У: Здравствуйте. Доклад одного из воспитанников о готовности класса к уроку.
У: Сегодняшний урок я хочу начать, конечно же, с музыки. Я не буду называть автора произведения, композитора, эпоху, стиль и т. д. Послушайте ее, пожалуйста, и скажите — какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, с чем в ваших представлениях она связана.
Д: Джаз
У: Что натолкнуло вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности вы определили, что это джаз?
Д: Характерный сбивчивый ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
У: Как этот музыкальный отрывок связан с сегодняшним уроком.
Д: речь пойдет о джазовой музыки.
У: Откройте тетради. Запишите число, классная работа и тему урока.
Что знаете о джазовой музыки. Что хотите узнать о джазе.
У: Что мы узнали о джазовой музыки посмотрев на тему урока?
Д: Музыка 20 века.
У: Джаз родился на рубеже 19 и 20 веков в Северной Америке, а в каком именно городе вы должны будите сказать мне сами. Перед вами карта, я даю вам координаты этого города, а вы его находите.
На доске записаны координаты города 30 с.ш. и 90 з.д.
Д: Это город Новый Орлеан.
У: Да, вы совершенно правы. Родиной джаза считается Северная Америка, город Новый Орлеан. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Хотя некоторые историки утверждают, что джаз возник сразу в нескольких местах Америки. Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза — Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Он буквально пронизан музыкой и танцами. Веселый, шумный, пестрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения.
Итак, из моего рассказа, что нового о джазе вы узнали?
Д.: Родина США, город Новый Орлеан, 20 век.
Делаем записи в тетради.
У: В самом начале урока, когда мы прослушали с вами музыкальный фрагмент, вы отметили необычный ритм произведения.
Вот такой острый ритм очень характерен для джаза. И это неудивительно. Джаз зародился в негритянской среде, музыка негров. Этот народ удивительно музыкальный. Особенно тонко у них развито чувство ритма. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши.
Сначала показывает учитель, затем все вместе.
У: Для европейцев эта задача выполнима, хотя с небольшими трудностями. А вот для любого ребенка Африки этот ритм считается примитивным. Скажите мне, пожалуйста, а кто в джазовом оркестре или джаз банде отвечает за ритм?
Д: барабанщик.
У: И если вы сейчас покопаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-банде является именно темнокожий музыкант. Итак, давайте запишем в тетради. Основой джазовой музыки является:
1. Ритм.
У: еще одной основой джазовой музыки является импровизация. Как вы считаете, что это такое?
Ответы детей.
У: Я предлагаю сейчас обратиться к словарям и найти определение этого слова именно там.
Далее ищем определение, что такое импровизация в словаре. Делаем записи в тетради.
Подводим итог работы этой части урока.
Д.: Основой джаза является: ритм и импровизация.
У: Теперь выясним, каковы же музыкальные корни джаза.
Делимся на 3 группы. Каждая группа готовит сообщение об одном из жанров (спиричуэл, блюз, рэгтайм). Далее идет сообщение учащихся, учащиеся оценивают работу своей группы. Ребята оценивают свою работу по 5 шкале, по следующим критериям:
- Умение распределить работу в группе.
- Умение слушать друг друга.
- Согласованность действий.
После выступление первой группы делаем краткую запись в тетради о жанре. Слушаем музыкальные фрагменты. Так проделываем с жанром спиричуэл, блюз и рэгтайм.
Выходит первая группа. Выписываю слово «спиричуэл» на доску. Ребята рассказывают об этом жанре. Делаем запись в тетради.
У: Спиричуэл — жанр афро-американской духовной хоровой музыки.
У.: А сейчас мы послушаем музыку, ваша задача определить, кто исполняет это музыкальное произведение.
Слушаем музыку.
Д.: Музыка серьезная, исполняет смешанный хор.
У.: Что такое смешанный хор?
Д: Коллектив, где поют и мужчины и женщины.
Далее учащиеся оценивают свою работу.
Выступление второй группы. Выписываю слово рэгтайм на доску.
У: Записываем в тетради. Рэгтайм — танцевальная музыка. Слушаем музыку и определяем характер музыкального произведения.
Слушаем музыку.
Д.: музыка веселая, игривая.
Дети оценивают свою работу. Выступление третьей группы. Выписываю слово блюз на доску.
У.: Блюз — народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Слушаем музыку и определяем, какая музыка по характеру.
Д.: Грустная, печальная.
Делаем вывод этого этапа урока.
Д: Музыкальными корнями джаза являются: рэгтайм, блюз, спиричуэл.
У: А теперь вы слушаете музыкальный фрагмент и определяете музыкальные инструменты которые характерны для джазовой музыки. На экране изображение различных музыкальных инструментов.
Дети слушают и определяют музыкальные инструменты, работают в парах.
Д.: труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.
У.: Ну, а сейчас я бы хотела, чтобы мы с вами исполнили джазовое произведение.
Джаз — это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притопывают, прихлопывают, прищелкивают, в общем, активно проявляют свое отношение к музыке. И поэтому мы сейчас с вами будем не только петь, но еще играть на музыкальных инструментах.
Исполняют песню «Дело было в Каролине». Несколько человек играют на бубнах, маракасах, остальные щелкают пальцами и притопывают.
Рефлексия.
Каждый из кадет говорит одно предложение о том, что он узнал сегодня о джазовой музыке.
У: Пусть для каждого из вас джаз станет чем — то особенным, источником сильных положительных эмоций. Надеюсь, что вы полюбите джаз.
Выставление оценок .
Д/з: Подготовить сообщение или презентацию об одном из великих джазовых музыконтов.
Автор: Борисова Полина Валентиновна
Должность: учитель музыки, первая квалификационная категория.
Место работы: ГБОУ РК «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского»
Месторасположение: Республика Карелия, г.Петрозаводск
Дата изменения: 11.12.2014
Дата публикации: 11.12.2014