Внеклассное мероприятие по русскому языку.
Устный журнал «Выучи русский язык!»
(для учащихся 5-7 кл).
Цели:
— привить любовь к великому русскому языку;
— повысить общую языковую культуру;
— развить интерес к языку как учебному предмету.
Задачи:
— расширить, дополнить и углубить языковые знания, получаемые учащимися на уроках;
— научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями;
— развивать творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедийныйм проектор, выставка словарей, плакаты, газеты о русском языке, портреты лингвистов, на экране – названия страничек.
Ход занятия:
Вед.: — Во все времена большим успехом пользовался «Устный журнал», основная цель которого – заинтересовать слушателя показом разнообразных сторон русского языка.
Наш «Устный журнал» под названием «Выучи русский язык! » состоит из 8 страниц, каждая из которых имеет свое название с учетом содержания.
«Устный журнал» отличается от других видов уроков широкой информативностью. Он позволяет представить разнообразный по тематике языковой материал, который несет обучающий характер для детей разного возраста. Хочется отметить занимательность, развитие активности, укрепление связи обучения с жизнью в ходе этого занятия.
Учащиеся читаю стихи:
- К нам пришел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не можем золота его.
- Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.
- О русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твое не шелохнуто великолепие,
Твоя простота и твоя красота.
- Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
- Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея.
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык – я онемею.
Утратив русский – стану я глухой.
- Спросят меня: что похоже на море?
— Русский язык, — не замедлю с ответом.
Он словно море согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова:
Выловил ключ, открывающий радость, —
Этим ключом было русское слово!
Учитель : Сегодня у нас необычный урок. Мы вместе с вами отправимся по страницам «Устного журнала». И каждая страница познакомит нас с чем – то интересным и поучительным.
Первая страница – «Лингвистика».
Презентация. Учитель знакомит присутствующих с именами известных лингвистов, кратко рассказывая об их вкладе в изучение и развитие русского языка.
(учащиеся проходят с плакатами)
Вторая страница – «Грамматика».
(Инсценировка: отрывок из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»)
Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…
Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: Котора дверь! Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не навешана: так та покаместь существительна.
Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
Г – па Простакова: Что, каково, мой батюшка?
Правдин: Нельзя лучше. В грамматике он силен…
Учитель: Мольер писал: «Грамматика владеет даже королями»
Учащийся: Римский историк Светоний в трактате «О знаменитых грамматистах» рассказывает, что в одной из своих речей император Тиберий применил неправильное выражение. После речи он созвал всех своих друзей и спросил их, считают ли они, что он, император, совершил ошибку.
Тогда Атей Капито, большой льстец, сказал: «О, Цезарь, если это даже была ошибка, то после того, как ты сказал, это уже перестало быть ошибкой».
«Нет, Цезарь, — решительно заметил мужественный Маркелий, — ты можешь давать право гражданства людям, но отнюдь не слова».
Учитель: Даже император бессилен в вопросах языка (латинское изречение).
Третья страница – «Морфология».
(учащиеся читают стихотворение)
Существительное – школа
Просыпается – глагол
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!
Учитель: Рассказ «Сила любви».
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный ГЛАГОЛ. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица НЕ никогда не подходила к ГЛАГОЛУ близко и писалась от него только отдельно. Вот однажды НЕ и говорит ГЛАГОЛУ: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул ГЛАГОЛ печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз ГЛАГОЛ остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может.
Четвертая страница- «Лексика».
Учитель: Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота».
Учащиеся инсценируют стихотворение Е. Тараховской «Где овечка без хвоста».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел её искать.
Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
— Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
— Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
— Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
(Грива черная густа!)
— Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И, заржавши: «Ги! Ги! Ги!»
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который и помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Понимаем человечьи
Я в ответ сказать могу:
— Вон овечка – на лугу!
К.Паустовский писал: «…для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». И здесь нам помощниками служат словари.
Учащийся: Словарь С. Маршак
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Пятая страница- «Фразеология».
Учащийся:
Бывает частенько, что слова одно,
Но очень по – разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом, мы вправе сказать наперед:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идет –
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду – то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать в пустую! Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда
Чтоб вы не сказали: «В стихах – то вода…»
Шестая страница- «Графика. Фонетика».
Учитель: Попробуйте ответить на мои вопросы!
- Книгочей – это… — библиотекарь; — любитель чтения; -продавец книг.
- Букинист – это… — собиратель личной библиотеки; — торговец старыми книгами; — собиратель макулатуры.
- Титульный лист – это … — начало книги; — середина книги; — конец книги.
- Библиофилия – это… — любовь к книгам; — ненависть к книгам; — безразличное отношение к книгам.
- Как называлось приспособление, которым процарапывали буквы на берестяных грамотах? — перо; — резец; — писало.
- В каком алфавите есть буква «люди»? — китайский; — греческий; — древнерусский.
- В каком веке возникли в России первые публичные библиотеки? — 16; — 17; — 18.
- Эту букву ввёл в обиход писатель Карамзин в конце 18 века. Она сохранилась в нашем алфавите до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без неё. Какая это буква? (Ё)
- Как называлась первая собственная школа Аристотеля, которая помещалась в великолепном саду? (Ликей)
- Что означает слово «пиктография»? (Рисуночное письмо)
- Какая буква уже более 2000 лет не меняет своей формы? (О)
- Как в кириллице называлась буква Д? (Добро)
- Что означает слово «филигрань»? (Водяной знак)
- Сколько букв в греческом алфавите? – спросил Сфинкс Аякса. Аяксу было известно, что Сфинкс славиться вопросами с подвохом, поэтому он хорошенько подумал, прежде чем дать правильный ответ. Что ответил Аякс?
( В слове «греческий алфавит» — 16 букв)
Седьмая страница- «Орфоэпия».
Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля».
Учащийся:
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор»
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрой магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секет свеклу…»
«Пекет блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
— Петя! – несется со двора, —
Тебе домой идти пора!
— Не трогай малыша, Петя,
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
— Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Восьмая страница- «Культура речи».
Участники «Устного журнала» пригласили нас на «Улицу добрых слов» .
Учитель: Русский язык богат , и невозможно охватить одним взглядом все вопросы и разделы его.
Мы желаем вам продолжать изучать русский язык:
Чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Учащиеся читают стихи.
- Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
- Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
- Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих памятных книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
- Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слово.
Выучи русский язык!
Название: Конспект внеклассного занятия для 5-7 классов «Выучи русский язык!»
Номинация: Русский язык (5-11 класс)
Автор: Зяблова Мария Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ «Троицкая СШ»
Месторасположение: Пер.Новый, д.17 х. Троицкий Михайловский район Волгоградская область
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 06.12.2015