Цели: развитие моторных навыков у ребёнка с ДЦП
Задачи:
1) коррекционно-развивающие — развитие общей и мелкой моторики; обучение детей выразительным движениям (мимике и жестам), ауторелаксации, учить чувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением, профилактика и коррекция осанки, коррекция зрения, развитие эмоций (радость, восторг, огорчение, испуг, усталость), снижение эмоционального напряжения; тренировка психомоторных функций (развитие зрительного восприятия и слухового внимания, воображения);
2) образовательные – расширение кругозора детей, активизация словаря по темам «Мебель», «Посуда», формировать умения и навыки работы с пластилином;
3) воспитательные – воспитывать умение слушать взрослого, выполнять инструкции, доводить начатое дело до конца, усидчивость, умение радоваться за себя и своих сверстников.
Методы и приёмы: подвижные игры и упражнения на координацию движений, упражнения на снятие мышечного напряжения и нормализацию тонуса мышц рук, ног и корпуса, на коррекцию осанки, глазодвигательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на концентрацию слухового внимания, зрительного восприятия и сосредоточения, мимические упражнения, психогимнастика (пластические этюды), упражнения на дыхание, релаксационные упражнения (на расслабление), выкладывание из счётных палочек предметов мебели, закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках, складывание разрезной картинки, заполнение объема трафарета предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» (отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь), определение на ощупь материала, из которого делают предметы мебели и посуду (дерево, железо, пластмасса, стекло).
Материал и оборудование: счётные палочки, пластиковые бутылки с пробками, разрезанные картинки с изображением мебели или посуды, пластилин, лист картона с контурами предметов мебели или посуды, «тактильные дощечки» разной фактуры (дерево, железо, пластмасса, стекло) или предметы из разных материалов.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Упражнение «Приветствие»
-Доброе утро. Я рада всех вас видеть. Возьмитесь за руки, а теперь обнимите друг друга. Пожелаем друг другу удачи.
Мимические упражнения
Этюд «Небоскрёб». Выразить удивление.
— Какой высокий небоскреб! Покажите, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.
Этюд «Новая квартира» Выразить состояние радости.
— Вы получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура!Ура!Ура!»
2. Основная часть
Пальчиковые игры и зрительная гимнастика
Подвижная игра «Много мебели в квартире»
Раз,два,три,четыре, Хлопают в ладоши
Много мебели в квартире. Прыгают на месте
В шкаф повесим мы рубашку, Делаю повороты туловищем вправо,влево
А в буфет поставим чашку. Поднимают руки вверх и потягиваются
Чтобы ножки отдохнули, Трясут каждой ногой
Посидим чуть-чуть на стуле. Приседают на корточки
А когда мы крепко спали, Кладут руки под щёку
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом Хлопают в ладоши
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. Прыгают на месте
Много мебели в квартире.
Упражнение для глаз «Посмотри по сторонам: вверх и вниз, тут и там»
Голова неподвижна. Двигаются только глаза. Затем отводим правую руку в сторону-следим за ней. Отводим левую руку-следим за ней.
Подвижная игра с незначительной (умеренной) психофизической нагрузкой «Будем красить потолок» + зрительная гимнастика
Дети хором повторяют за дефектологом:
Красить комнаты пора,
Пригласили маляра,
Он приходит в старый дом
С новой кистью и ведром.
Взяли в руки кисть. Обмакнули её в ведро. Красим сверху-вниз, ещё раз; а теперь слева-направо, ещё раз. Следим глазами за рукой. Молодцы!
Разрезные картинки «Починим мебель» (сложить картинку из 4 частей)
Пальчиковая гимнастика «Мамины помощники» (про посуду)
Раз,два,три,четыре Удар кулачками друг об друга,хлопок в ладоши,
снова удар,потом хлопок.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник,чашку,ковшик,ложку Загибают пальчики по одному, начиная с
большого
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с
большого
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали
Так мы маме помогали
Пальчиковая игра «Ловкие ручки» (закручивание и откручивание пробок на пластиковых бутылках)
Игра на развитие тактильных ощущений «Вижу руками» (определение на ощупь материала, из которого сделают предметы мебели или посуды — дерево, железо, пластмасса, стекло).
3. Практическая часть.
Задание «Мебель для гостиной» (выкладывание из палочек предметов мебели).
Задание «Краски потерялись» (заполнение контура предметов мебели или посуды пластилином по методу «цветной мозаики» — отщипни кусочек пластилина, прижми, а затем легко размажь).
4. Итог занятия. Релаксация.
Беседа.
— О чем мы сегодня с вами говорили?
— Чем мы с вами занимались?
Эмоциональная игра «Оля устала»
Оля в доме убирала…
И зевнула…
Так устала.
(Дети глубоко зевают, потягиваются, подняв руки вверх и поднявшись на носочки с выдохом расслабляются, опускают руки, наклонив голову вперёд).
Тренинг «Пожелание».
Детям предлагается пожелать друг другу что-то хорошее, сказать ласковые, добрые слова.
Название: Конспект занятия дефектолога по развитию моторных навыков у детей с ДЦП «Уют в нашем доме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , занятия дефектолога, старшая группа
Автор: Шайдурова Ольга Ивановна
Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад № 32 «Золотая рыбка»
Месторасположение: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Дата изменения: 24.01.2016
Дата публикации: 24.01.2016