Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Цель: обобщать представление детей о разных видах транспорта и безопасного поведения на дороге.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • Обогащать, активизировать и уточнять словарь по теме, закреплять обобщающее понятие «транспорт»;
  • Упражнять в умении различать виды транспорта;
  • Практическое употребление в речи существительных в родительном падеже;
  • Закреплять умение образовывать глаголы с помощью приставок;
  • Закреплять умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзом чтобы;
  • Закреплять умение детей использовать картинки – символы при определении вида транспорта;
  • Формировать умение отвечать на вопросы развёрнутой фразой.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать умение различать неречевые звуки;
  • Продолжать формировать у детей сильную воздушную струю;
  • Развивать эмоционально – выразительные движения с помощью мимики;
  • Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением;
  • Развивать зрительно – пространственное воображение;
  • Развивать психические процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать «юного пешехода», понимания ответственности за свою безопасность и безопасность других;
  • Воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки;
  • Воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: интерактивная доска, письмо, карта, озеро, лес, река с мостом, карточки с цветными машинками и их тени, светофор, пешеходный переход, краски, кисточки, зашифрованные послания, машинка, сундук, призы для детей.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме транспорт, правила дорожного движения;
  • Изучение дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети» и тд.
  • Чтение художественного произведения Г. Цыферова «Паровозик»;
  • Просмотр мультфильмов: «Паровозик из Ромашкова», «Зай и Чик»;
  • Смешарики «Азбука безопасности»;
  • Выполнение на занятиях физкультминуток, пальчиковых игр по теме;
  • Подвижные игры: «Светофор», «Самолёты», «Поезд»;
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик и пешеход»
  • Изготовление транспорта из бросового материала;

Ход

Оргмомент

Логопед: — Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!!!

Логопед: Проходите на полянку(ковер) и встаньте в круг.

«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно,
Говорю я вам «Привет!»
Улыбнитесь мне в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
здравствуй весь наш дружный круг.»

Логопед: — Ребята, закройте глаза и представьте, что мы гуляем по улице. (дети закрывают глаза) Когда мы гуляем, то слышим разные звуки. Какие звуки мы услышим сегодня, сейчас мы узнаем. Слушайте внимательно.

Игра: «Узнай по звуку транспорт»

1. Звук едущих машин.

Логопед: — Что вы слышите? (ответы детей)

2.Звук летящего самолёта.

Логопед: — А теперь, что вы слышите? (ответы детей)

3.Звук скорой помощи.

Логопед: — Что вы слышите сейчас? (ответы детей)

4. Звук проходящего поезда.

Логопед: — А как одним словом называется всё то, что вы сейчас назвали? (Транспорт).

Игра на интерактивной доске

«Виды транспорта: водный, воздушный, наземный»

К какому виду транспорта относится самолет. Куда его поместим? И т. д.

Стук в дверь:

Основная часть. Введение в тему

— Ребята, нам в детский сад пришло письмо. Нас, кажется приглашают совершить увлекательное путешествие.

«Приветствую вас, смелые и отважные искатели приключений! Мне стало известно, что на территории спрятаны сокровища, но никому еще не удалось найти клад. Только самые смелые, отважные и дружные ребята смогут найти сокровища!»

— Ребята, вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? (Дети называют различные виды транспорта)

— Я вижу, что вы готовы к путешествию.

Нужно в путь нам отправляться,
Ума, разума набраться,
Задания будем выполнять
И части карты получать. (За каждое выполненное задание дети получают одну часть карты и смотрят куда нужно двигаться).

Путь не близкий, поэтому будем путешествовать на разных видах транспорта. Но, чтобы нам узнать на чем мы сейчас отправимся в путешествие, отгадайте загадку:

Что за домики подряд
на колесах в ряд стоят,
подбежал к ним сам собой
самовар с трубой,
Ухватил, покатил,
И след простыл.

Дети: это поезд.

Логопед: Правильно на поезде. Ой, ребята посмотрите, а поезд наш ехать не может, у него все вагончики отцепились, надо его починить. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить по порядку.

Задание 1. ИГРА «Собери вагоны» на интерактивной доске. Игра «Веселый счет»

Собрали вагончики, получайте первую часть карты. (стрелочкой указано направление в город «Машинкино». «Садимся в поезд», дети цепляются друг за друга.

Логопед: Чтоб в дороге не скучать, будем вместе мы играть и короткие частицы к слову «ехать» добавлять.

ИГРА «Закончи предложение»

(усвоение глагола «ехать» с различными приставками)

Логопед: Ехали мы, ехали, до горки…(доехали),

На горку …(заехали), с горки мы …(съехали) и дальше …(поехали),

Ехали, мы ехали и до дерева …(доехали),

Дерево мы …(объехали) и дальше …(поехали).

Ехали мы, ехали до речки…(доехали),

Через мост …(переехали) и дальше …(поехали).

Ехали мы, ехали, до города «Машинкино» …(доехали).

В ворота …(заехали), вот мы и …(приехали).

Логопед: Ребята, посмотрите в какой город мы с вами попали, как вы думаете почему он называется «Машинкино»?

Дети: (Потому, что здесь живут машины).

Логопед: Ребята, посмотрите, все машины очень грустные, у них случилась беда. Злой волшебник заколдовал их, он забрал у них яркие цвета и они стали все черные. Давайте им поможем, найдем для каждой машины ее нарядный окрас.

Задание 2. ИГРА «Узнай транспорт по тени»

Логопед: Какие вы молодцы, помогли машинкам. За это получайте вторую часть карты. Здесь указано, что направляться нам нужно в город «Обучалкино». А на чем мы продолжим путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Для него родимый дом –
Это наш аэродром.
Он проделал долгий путь,
Чтоб немного отдохнуть.
А когда он отдохнет,
Вновь отправится в полет. (Самолет)

Чтоб в дороге не скучать, будем снова мы играть.

ФИЗМИНУТКА «Чударики — самолет» — видео.

Логопед: Вот мы с вами и прилетели в город «Обучалкино»

Задание 3. «Соедини одинаковые фигуры и прочитай слова». (На интерактивной доске)

СВЕТОФОР РАКЕТА ЛОДКА

А чтобы узнать на чем мы дальше отправимся в путешествие, нужно выполнить еще одно задание.

По первым буквам изображенных предметов (на интерактивной доске) составьте слово. (Логопед показывает картинки, дети определяют первый звук и составляют слово). Получилось слово — ЛОДОЧКА.

За правильно выполненное задание получите последнюю часть карты. Направляться нам нужно назад в школу.

Две ладошки прижму (ладони лодочкой, волнообразные движения рук)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (имитация движений волн и рыбок)
Плывут рыбки тут и там.

Далее ребята идут по направлению стрелок, на пути дорога с пешеходным переходом.

Логопед:: Ребята, чтобы пройти дальше, что нам нужно сделать?

Дети: Дождаться зеленого света, посмотреть на лево, дойти до середины дороги посмотреть на право и перейти.

Логопед: Молодцы, ребята!!! Идем дальше. Вот мы и пришли в детский сад.

Ребята, посмотрите у нас на столах лежат какие — то письма. А разве бывают такие письма? А еще здесь краски и кисточки, наверное, это зашифрованное послание, такие письма могут быть написаны невидимыми чернилами. Что бы их прочитать давайте попробуем их раскрасить. (дети раскрашивают листы краской, проявляется рисунок машинки). Значит тайна раскрыта, клад спрятан в машинке. А где же эта машинка? (воспитатель замечает на обратной стороне карты буквы, соединяют карту и читают, что машинка стоит под зеркалом).

Ура, вот мы и нашли клад!!! Ребята, а как вы думаете почему у нас это получилось?

(потому что мы выполнили задания, мы были дружные, помогали друг другу). А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)

— Спасибо ребята, вы были смелые, ловкие, дружные и поэтому у вас все получилось.



Автор: Калачева Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область

Дата изменения: 01.02.2020
Дата публикации: 01.02.2020




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *