Методическая разработка для учителя-дефектолога: «Технология создания индивидуально-коррекционной программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ».
Для определения продвижения дошкольников в освоении образовательной программы, использую психолого-педагогическую диагностику. Диагностические задания направляю на выявление уровня усвоения программы по разделам. Оценку знаний детей определяю по показателям, соответствующим трем уровням: высокий, средний, низкий, разработанным по каждому разделу программы. Все данные ребенка оформляю в собственное портфолио, которое включает результаты ежегодной диагностики, характеристику, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, продукты детского творчества, характеризующие продуктивные умения ребенка. По методике М.М Безруких и Л.В. Морозовой провожу оценку уровня развития зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения.
В процессе данной работы выявляю детей, нуждающиеся в специальной коррекционной помощи. Для детей с нарушением зрения разработала специальную индивидуально-коррекционную программу, предназначенную для детей с нарушениями зрения в возрасте от 3-х до 7 лет, воспитывающихся в ДОУ, для своевременного выявления детей с проблемами в развитии, квалифицированной характеристики имеющихся трудностей в обучении и поведении и предоставления им адекватной коррекционно-развивающей помощи.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми с нарушением зрения, я систематизировала свой опыт работы и опыт работы коллег, основываясь на научные сведения ведущих специалистов в области офтальмологии, тифлопедагогики, тифлопсихологии: Л. И. Плаксиной, Л. А. Григорян, В. П. Ермакова, А. Г. Литвак и других, разработала «Индивидуальную коррекционно-развивающую программу для детей с нарушением зрения». Направлением коррекционно-развивающей программы является создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения.
Цель программы — индивидуальный подход в развитии ребенка, его всестороннее развитие (умственное, нравственное, эстетическое, физическое, трудовое), подготовка к обучению в школе, а также лечение косоглазия и амблиопии.
Основные задачи индивидуально-коррекционной программы:
- разработка индивидуально-образовательного маршрута на основании данных комплексной диагностики;
- реализация программы помощи и ее корректировка с учетом динамики развития ребенка.
Структура индивидуально-коррекционной программы:
- направления, цели и задачи программы;
- формальные данные;
- диагностика функционального развития и выделение факторов риска.
По результатам обследования я выделяю:
- не специфические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью из-за хронических или частых заболеваний, либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания и т. д.) не специфические факторы риска, как правило, лежат в основе нарушения организации деятельности и требуют специальной раооты с ребенком;
- специфические факторы риска, связыны с не сформированностью познавательных функций таких как: зрительное и зрительно-пространственное восприятие, моторное речевое развитие, интерактивные функции.
По итогам диагностики пишу заключение об уровне интеллектуального развития, квалификации имеющихся у ребенка проблем, и рекомендации для их преодоления. Определяю уровень знаний в соответствии с программными требованиями, соответствие знаний возрасту ребенка.
- четкое определение целей и задач индивидуальной программы и составление плана работы;
- участие родителей в коррекционной работе;
- разработка планов занятий, выбор адекватных форм и методов работы, с учетом особенностей или зрительной патологии ребенка.
На основании данной индивидуально-коррекционной программы №1 и с учетом полученных результатов, составляю коррекционную программу №2, она является логическим продолжением программы №1, коррекционным маршрутом для данного ребенка на последующие 6-12 месяцев. Далее, на основании программ №1,№2 составляю программы №3 и №4, до выпуска ребенка из образовательного учреждения. В каждом разделе программы определяю основные задачи занятий, указываю те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения. Специфика коррекционной работы заключается в том, что все занятия проводятся индивидуально, что позволяет целенаправленно работать с детьми разного уровня развития.
Доступ к индивидуально-коррекционным программам свободный для доступа всех специалистов ДОУ, работающих с этим ребенком. С содержанием программ ознакомляю родителей (законных представителей) ребенка. Коррекционная работа проводится с их согласия.
Алгоритм коррекционно-развивающей работы
Этапы
1. Организационный
Основное содержание:
- Старт.
- Диагностика.
- Медико-психологическая педагогическая диагностика детей с нарушением зрения.
- Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к эффективной коррекционно-педагогической работе с детьми.
Результат:
- Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушением зрения в ДОУ и семье — развитие программ подгрупповой работы с детьми с нарушением зрения.
- Проектирование программ развития и взаимодействия специалистов ДОУ.
2. Основной
Основное содержание:
Решение задач индивидуальных и полугрупповых коррекционных программ, психолого-дефектный мониторинг.
Результат:
Достижение успехов в лечебно – восстановительной работе.
3. Заключительный
Основное содержание:
Решение задач индивидуальных и полугрупповых коррекционных программ, психолого-дефектный мониторинг.
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Принципы
- Единство диагностики и коррекции отклонений.
- Учет характера первичных и вторичных отклонений.
- Учет онтогенетического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития.
- Единство требований в семье в ДОУ.
- Систематичность.
Этапы
- Изучение анамнеза и сбор о ребенке.
- Наблюдение за ребенком.
- Комплексная диагностика.
- Составление психолого-педагогического заключения на ПМП консилиуме.
- Определение приоритетных задач.
Содержание:
- Создание условий для коррекционно-педагогической работы.
- Определение основных направлений и видов коррекционно-педагогической деятельности.
- Организация форм работы с родителями.
- Внедрение эффективных педагогических технологий.
- Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррекции и развитии детей с проблемами в развитии.
- Выработка программных действий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны ближайшего развития в актуальную зону.
Автор: Бобкова Татьяна Ивановна
Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Дата изменения: 26.10.2020
Дата публикации: 14.11.2015