Учителю дефектологу. Развитие основных навыков у детей с ОВЗ.

Общаетесь Вы, общаются с Вами

Мир входит в жизнь детей постепенно. Повысить вовлеченность ребенка в мир вокруг него — главная задача. Иногда любые попытки привлечь и удержать интерес некоторых детей кажутся совершенно бесплодными. Сложность в том, что порой и родители, и педагоги, судят об интересе ребенка по его реакции на различные действия со стороны взрослых. Однако дети с трудностями обработки сенсорной информации могут не выдавать типичных реакций, даже в самом раннем возрасте. Взрослые, руководствуясь желанием защитить их и стремлением избежать перевозбуждения, изменяют или уменьшают уровень вовлечения. В итоге, меньше вкладывают в детей и предоставляют меньше возможностей для приобретения опыта, так необходимого для обучения взаи-модействию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья получают меньше сенсомоторного и языкового опыта, чем обычные дети, — по той простой причине, что они могут и не выдать реакции, которая бы свидетельствовала об их интересе к совместным играм и общению.

Если маленький ребенок не реагирует на то, что мы говорим или делаем, или реагирует со страхом и негативными эмоциями, естественная реакция взрослых — отступить и, как правило, количество попыток взаимодействия сокращаются. Когда мы улыбаемся малышам или говорим с ними, они улыбаются в ответ, иногда смеются и агукают. В ответ мы сами смеемся и агукаем, реагируя на их положительный отклик. Если же такого отклика нет, то попытки такого взаимодействия постепенно сокращаются.

Общение всегда обоюдно, и если кто-то неохотно идет на контакт с нами, мы тоже стараемся поменьше с ним контактировать. К примеру, когда родители сажают ребенка на качели на детской площадке, а он при этом начинает кричать, большинство родителей снимут ребенка с качелей и, возможно, еще долго не подойдут к ним. Если и при следующей попытке будет такая же реакция — есть вероятность того, что качели будут забыты навсегда. То же касается и другого опыта, на который ребенок выдает негативную реакцию: прикосновение к различным поверхностям, прослушивание музыки определенных жанров, употребление в пищу каких-то продуктов. Рано или поздно отсутствие реакции или негативная реакция ребенка изменяет наше поведение: взрослые интуитивно будут избегать попыток вовлечь ребенка в действия, которые не вызывают у него положительного отклика. В конце концов, это приведет к тому, что ребенок будет диктовать нам, действовать определенным образом: уклоняться и даже защищать его от неприятного сенсомоторного опыта.

Общаясь с особыми детьми, в том числе имеющими неврологические проблемы, необходимо помнить о том, что они тоже с нами общаются, реагируя определенным образом, даже если нам кажется, что это не так. Не следует судить об уровне их заинтересованности только по внешним заметным реакциям — таким образом, мы ограничиваем возможность приобретения ими нового опыта, который нужен им как можно в большем количестве.

Когда вы общаетесь с ребенком, он тоже общается с вами, даже если это не заметно. Чтобы особые дети имели возможность сохранять информацию для дальнейшего использования, им нужно предоставлять ее самыми разными способами. Ключ к успеху здесь — в постоянном увеличении вовлеченности вашего ребенка во взаимодействие с вами.

Моторное обучение

Когда вы наблюдаете за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные (зеркальные) нейроны в вашем мозге активизируются, словно вы сами выполняете эти действия. Многим особым детям сложно переработать двигательную информацию и повторить какие-то движения. Наблюдений за тем, как их выполняют другие, может оказаться недостаточно — скорее всего, придется несколько раз физически проработать с ребенком новое движение, прежде чем его тело его освоит.

Если ребенок не способен заставить свое тело сделать то, что вы от него требуете, возможно, он не может научиться новым двигательным задачам с помощью наблюдения. В таком случае нужно физически помочь ребенку освоить новые движения тела, одновременно озвучивая их. Как только на уровне телесных ощущений ребенок поймет, как двигаться или выполнять определенное действие, он сможет выполнять это самостоятельно.

Подключение речи

Овладение речью эффективнее всего происходит в ходе занятий. Исследования показывают, что в ранние годы жизни 90% глаголов усваиваются вместе с действиями, которые они обозначают.

Любая деятельность, которая сопровождается словом и действием, значительно увеличивает вероятность возникновения у детей моторной памяти. Например, они лучше поймут и запомнят слово «прыгать», если будут прыгать, когда произносится это слово. Прилагательные, обозначающие свойства предметов, также запомнятся лучше при взаимодействии с этими предметами. Например, обучая ребенка слову «мягкий», дайте ему подержать подушку. Кроме того, пространственные представления лучше всего усваиваются в трехмерном мире (большой, маленький, наверху, внизу и т. д.); дети учат эти слова лучше, если они взаимодействуют в этот момент с соответствующими понятиями.

Сенсорное развитие

Хорошо развитая сенсорная система необходима как для когнитивного, так и для социального интеллекта, который главным образом и определяют успех в нашем мире. Сенсорное развитие начинается задолго до рождения и закладывает основы для развития наших более сложных навыков, таких как крупная и мелкая моторика, а также речь и общение.

Наша сенсорная система состоит из семи частей:

  1. Вестибулярная система (баланс и движение). Это самая мощная из сенсорных систем, их основа, хотя именно ее люди осознают меньше всего. Вестибулярное ощущение — это трехмерное обозначение «вы здесь», которое позволяет вам прочувствовать позицию тела по отношению к земле. Вестибулорецепторы расположены в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе, они передают информацию о том, где вы находитесь по отношению к земле и другим объектам.
  2. Положение тела в пространстве (Проприоцептивная система). Это система осознания своего тела, которая сообщает нам, где находятся одни части нашего тела по от-ношению к другим и как они двигаются относительно друг друга. Благодаря проприоцепии вы точно знаете, где в пространстве располагаются ваши руки, когда вы ими двигаете, даже если ваши глаза закрыты. Проблемы в функционировании этой системы обычно связаны с проблемами функционирования тактильной и вестибулярной систем. На проприоцептивные рецепторы оказывает стимулирующее воздействие глубокое давление, которое успокаивает нервную систему.
  3. Тактильная/осязательная система (прикосновения). ЭТО ваши ощущения от прикосновений, которые говорят вам, что именно контактирует с вашим телом, и сообщают информацию, касающуюся боли, давления, температуры, движения, размера, текстуры и формы. Тактильная система в свою очередь включает еще две системы — защитную и распознающую. Защитная система предупреждает вас о потенциально опасных воздействиях, таких как приземление на кожу комара или едва заметное прикосновение подошедшего к вам сзади незнакомца. Распознавательная система — часть вашего осязания — дает вам информацию о физических свойствах объектов, к которым вы прикасаетесь или которые прикасаются к вам, а также о месте прикосновения, температуре и давлении касающегося вас объекта.
  4. Слуховая система. Это ощущения, которые позволяют вам воспринимать и распознавать звуки, а также определять их источник. Рецепторы этой системы находятся во внутреннем ухе и делят часть нервных волокон с вестибулярной системой. Повышенная слуховая чувствительность, или слуховая гиперчувствительность, — одна из ранних причин тревоги родителей, детям которых ставят неврологический диагноз (аутизм, синдром Аспергера или трудности обработки сенсорной информации).
  5. Зрительная система. Это ощущения, предоставляющие вам информацию о цвете, форме, расстоянии объектов друг от друга, а также о движениях объектов и людей. Ваши глазные мышцы контролируются вестибулярной системой.
  6. Вкусовая система. Одна из двух химических систем органов чувств. Позволяет ощущать вкус: определяя химические элементы в еде, она дает нам информацию о том, что попадает нам в рот. Так уж совпало, что природные химические элементы, приятные на вкус, заодно и съедобны.
  7. Обонятельная система. Вторая из двух химических систем, отвечающая за распознавание запахов. Улавливая химические элементы в воздухе, она регистрирует и сортирует информацию о запахах, которые вам встречаются. Так же, как и с едой, хорошие запахи часто обозначают безопасность. Часть вашего мозга, которая занимается анализом этой информации, имеет прямую нейронную связь с лимбической системой (эмоциональным центром мозга). Множество особых детей обладают повышенной обо-нятельной чувствительностью.

Все эти чувства зависят друг от друга и интегрированы друг в друга. Таким образом, проблемы с функционированием одной системы, скорее всего, окажут влияние на функционирование всех остальных. Например, если вашему ребенку сложно координировать движения, он, возможно, будет испытывать сложности с восприятием зрительной информации, что помешает ему в школе списывать с доски или читать учебник.

Сложности в функционировании этих систем могут повлиять и на социальные навыки ребенка, ведь информация о том, как тело ощущает себя в пространстве и взаимодействует со своим окружением, нужна для того, чтобы человек мог почувствовать себя безопасно в новой обстановке и при общении с новыми людьми. Если ваш ребенок гиперчувствителен к прикосновениям, он, скорее всего, будет испытывать сложности в овладении навыками мелкой моторики, связанной с развитием интеллекта и навыков самообслуживания.

Литература

Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.

М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.: илл. (Биб-ка психолога-практика)

Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / Тара Делани ; пер. с англ. В. Дегтяревой ; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2014. – 272 с. ISBN 978-5-91743-047-8

Мозг и психическое здоровье Э. Б. Арушанян. Ставрополь Кн. изд-во 1986

143 с. 20 см

Название: Учителю дефектологу. Развитие основных навыков у детей с ОВЗ.
Автор: Цимфер Елена Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ № 201
Месторасположение: город Кемерово

Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 08.10.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *