Консультация для воспитателей «Здравствуй, театр!»

Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при желании у них к подобного рода деятельности, что, с нашей точки зрения, включает в себя: знание театра как вида искусства, а также эмоционально — положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально — игровой деятельности. Что значит » знать театр» по отношению к детям старшего дошкольного возраста? Иметь представление о назначении театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об особенностях процесса подготовки спектакля. Эмоционально — положительное отношение — это устойчивый интерес к театрализованной деятельности, адекватная реакция на сценическое действие, желание участвовать в нем. Специальные занятия с детьми и их участие в драматизациях, то есть опыт собственной театральной деятельности, помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности ( интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями и т. д.

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с театром и воспитания эмоционально — положительного отношения к нему необходимо сформировать представление:

— о театре ( его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания, где расположен театр, и т. д.);

— о специфике актерского искусства;

— о различных театральных профессиях (гример, костюмер, танцор и др.);

— об особенностях подготовительной работы к спектаклю (кто и как готовит спектакль);

— о разных видах театрального искусства;

— о правилах поведения в театре.

Посещению театра должна предшествовать подготовительная работа, основная цель которой — дать представление о театре как о культурном учреждении. Необходимо организовать экскурсию, в ходе которой детям рассказывают о роли театра как вида искусства в жизни человека, о людях различных профессий, работающих в театре, об интерьере здания и т. д. Эти же задачи будут решаться и во время последующих бесед с использованием наглядного материала: афиши, рекламы, фотографии (различные театры, сцены из спектакля) и т. д. Детей знакомят с внутренними помещениями и их оформлением (фойе, зрительный зал, сцена и др.); подобная работа также обогащает и активизирует их словарь («декорации», «сцена», «оркестровая яма», «фойе», «прожектор» и др.). После экскурсии и бесед детям можно

предложить порисовать на такие темы, как «здание театра», «Приглашение в театр», «Мой театр» и др.

Затем целесообразно подвести детей к пониманию и самостоятельному выделению того, что может служить символом театра. Для этого можно использовать общеизвестные театральные маски, предложить детям описать различные «настроения» масок с использованием образных слов, сравнений, антонимов, и др. Чтобы помочь детям воспринимать маски в качестве символов театра как искусства, предложите им нарисовать что-нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет о театре. Это также способствует развитию творческого воображения и помогает воспитателю понять, сформировано ли у дошкольников представление о театре.

Для того чтобы сформировать у детей представление о специфике деятельности артистов, необходимо отвести детей в театр, перед спектаклем познакомить с названием пьесы, ее содержанием, а в антрактах — обратить внимание на характерные черты разных действующих лиц. На следующий день после похода в театр необходимо провести беседу с детьми, чтобы помочь им уточнить и систематизировать полученные впечатления, дать оценку увиденного. Воспитателю же следует обратить внимание детей не только на то, что происходило на сцене, но и какими образными средствами пользовались актеры. Детям можно предложить такие вопросы для обсуждения: «Что больше всего понравилось в спектакле, и почему?»; «Кто из героев понравился?»; «Как ты узнавал героя?». Вопросы, которые задает воспитатель, должны подтолкнуть детей к более глубокой оценке театрального действия, достигнутые ими через сравнительную характеристику персонажей, соответствия декораций теме спектакля и др. После просмотра можно предложить детям нарисовать героев из спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ (хороший — плохой), но и способы его театрального воплощения, соответствие средств выразительности внутренней характеристике героя, соответствие или несоответствие трактовки персонажа артистом тому представителю о нем, которое сложилось у ребенка.

Решая задачу формирования представления о различных театральных профессиях, можно организовать экскурсию в театр, во время которой дети посещают зал для репетиций, гримерную, костюмерную, слушают рассказы работников театра, занятых в постановке спектакля о том, что каждый из них делает, чтобы постановка была интересной и имела успех. Наблюдения за работой гримера, декоратора, костюмера и др., как показывает опыт, углубляет и активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Так дети узнают о том, чем заняты, что делают непосредственные участники театрального действия -(актеры, музыканты, дирижер); кто готовит пьесу к постановке -(режиссер, художник, балетмейстер); кто обеспечивает все условия для ее осуществления — (гример, костюмер, осветитель, кассир, билетер, гардеробщик).

Полученные таким образом знания дети могут использовать в разных видах деятельности, например: в игровой — (представляют себя художником, гримером, артистом, костюмером и т. д.)

Чтобы активизировать интеллектуальное развитие, тем, кто уже умеет читать и писать, можно предложить ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, в которых искомое слово или даже целая фраза должны быть составлены из первых или последних букв слов, которое надо вспомнить, глядя на рисунки, и т. д. Использование загадок-головоломок помогает сделать беседы более увлекательными и способствует закреплению знаний о театре. Кроме того, и устойчивый интерес к нему, необходимо дать детям и этические представления, познакомить с культурой поведения в театре и других учреждений искусства. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром , сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т. д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими удовольствие?».

После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти свое место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т. д. Кроме того, детям можно предложить представить и разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти свое место. Как бы ты поступил?»; «Представь, что во время спектакля ты начал кашлять. Что бы, ты ,сделал?»; » Как быть с мороженным, если ты не успел его съесть, а последний звонок уже прозвенел?» и т. д.

Таким образом, работа по ознакомлению с театром и формированию знаний о нем, кроме приобщения детей к одному из древнейших и прекрасных видов искусства, способствует умственному (расширению представлений о театральном искусстве), эстетическому ( эмоциональное отношение к этому виду искусства) и нравственному (правила поведения в театре) воспитанию.

Автор: Закирова Венера Олеговна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №5 «Зоренька»
Месторасположение: город Мензелинск , Республика Татарстан

Дата изменения: 21.10.2014
Дата публикации: 21.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *