Консультация. Проблемы формирования эмоций и чувств у депривированных детей

Консультация. Проблемы формирования эмоций и чувств у депривированных (лишенных родительского попечительства и семьи) детей.

У зарубежных и отечественных психологов и педагогов уже давно сложилось мнение о том, что разлука с близкими людьми в раннем детстве фатальным образом влияет на дальнейшую судьбу ребенка. Так что же дает мать или заменяющий ее близкий взрослый малышу в первый год его жизни?

Прежде всего мать обеспечивает удовлетворение ряда потребностей младенца. Главные из них — это потребность в кислороде, в раздражениях и в сосании.

а) Потребность в кислороде. В первое время после рождения дыхание ребенка еще очень несовершенно. Мать же тормошит своего ребенка во время переодевания и пеленания, перекладывает, берет на руки, качает — так она помогает ребенку получить необходимое количество кислорода.

б) Потребность в раздражениях. В удовлетворении «аффективного голода» младенца очень важную роль играют контактные раздражители. Любовь младенца к матери начинается с разнообразных контактов с мягким, теплым телом. Нянча своего малыша, мать дает ему необходимые тактильные, кинестетические, тепловые, осязательные и другие контактные раздражения, без которых его развитие может пострадать. Если потребность ребенка в раздражениях не удовлетворяется, то у него развиваются доступные ему навязчивые, фиксированные формы примитивных движений типа автоматизмов: перекатывание головы по подушке, удары головы о стенку кроватки, раскачивание тела и др.

в) Потребность в сосании. Традиционный взгляд на сосание: это пищевая деятельность ребенка и направлена на удовлетворение его потребности в пище. Акт сосания инстинктивен и прирожден. Однако у детей есть потребность в сосании не только пищевая. Если питание детей организовано так, что они насыщаются быстро (слабый сосок, большое отверстие в соске), то у них развивается привычка сосать палец или какие-нибудь предметы. Так если кормить детей по 20 минут с трехчасовыми промежутками, они ведут себя гораздо спокойнее и пребывают в более радостном настроении, чем при кормлении их с интервалами в 4 часа, хотя в обоих случаях они получают одинаковое общее количество пищи. Опыты показали, что при больших промежутках между кормлениями младенцы беспокоятся не от голода, а от того, что недостаточно упражняются в сосании. И очень важно, кормит ли ребенка любящая мать, укачивающая его тут же на руках, или кто то посторонний. На руках матери во время кормления ребенок получает положительные эмоциональные ощущения. Эмоциональное развитие ребенка начинается под грудью матери.

Всего этого не имеет ребенок, воспитывающийся вне семьи, и это не может не сказаться на его дальнейшей судьбе. Это утверждают в ходе своих экспериментов отечественные психологи и педагоги М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Л.М.Царегородцева, Т.М.Землянухина и др. С.Ю.Мещерякова со своими сотрудниками из лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста проводила эксперименты с группой семейных малышей и детей из дома ребенка. В этом эксперименте использовались две эмоциогенные ситуации: радующая и пугающая (новая интересная игрушка и маска, надетая на лицо человека). В каждой ситуации ребенок находился сначала без близкого взрослого, затем — в его присутствии. В каждой группе было по 8 детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев. Подробно регистрировались изменения в поведении ребенка под влиянием близкого взрослого.

В результате эксперимента были получены следующие данные. При появлении человека в маске семейные дети для снятия страха прижимались к матери, обнимали ее, заглядывали в глаза, прятали личико у нее на плече, т.е. стремились к физическому контакту с матерью. Постепенно страх перед маской сменялся интересом к ней, отрицательные эмоции переходили в положительные.

Воспитанник дома ребенка с приходом знакомой обслуживающей его медсестры переставал плакать, но оставался настороженным, переводил взгляд на маску и пытался отвлечься посторонними предметами. При этом часто в качестве такого «предмета» была сама медсестра. Ребенок теребил ее халат, заглядывал на ее лицо, стараясь отвернуться от пугающего объекта. Смены отрицательных эмоций на положительные и возникновения исследовательского поведения в присутствии медсестры не происходило.

В ситуации с радующей игрушкой семейные дети встречали мать улыбкой и пытались привлечь взглядом ее внимание к игрушке, протягивали ей игрушку. У воспитанников дома ребенка радостные эмоции выражались гораздо скупее, и они не привлекали медсестру к совместной деятельности с игрушкой. Эмоциональная связь с матерью у домашних детей выражалась в стремлении разделить с ней свои переживания.

Отдельно проводились эксперименты в доме ребенка с детьми 1 полугодия жизни. Для наблюдений были взяты 2 группы детей. С одной группой экспериментатор проводил систематическое, эмоциональное общение. В этой группе в результате интенсивного эмоционального общения со взрослым у младенцев увеличивались положительные эмоциональные проявления, появился интерес к реакции взрослого на предмет, воспринимаемый ребенком. А в другой (контрольной) группе за этот же период времени произошли противоположные изменения по отношению к взрослому: уменьшились эмоциональные проявления и инициативные действия.

Таким образом надо признать, что основой для формирования системы аффективно —личностных связей является эмоциональное общение положительного характера. А в домах ребенка при недостатке такого общения со взрослым низка инициативность детей, замедлено развитие познавательной деятельности, упрощена эмоциональная сфера. Однако в современных домах ребенка малыши имеют обостренную потребность в общении со взрослыми. Это значит, что есть реальные возможности для коррекции отклонений в развитии. Принцип «ухода за ребенком» в современных домах ребенка сменился принципом воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Если у ребенка есть обостренная потребность в общении, то возможно и необходимо формировать аффективно-личностные связи ребенка со взрослым. Посредством интенсивного общения с каждым малышом педагоги домов ребенка добиваются заметных сдвигов в умственном развитии детей, в эмоционально-волевой сфере. Большую пользу приносит систематическое эмоциональное общение ребенка со своими часто посещающими их родственниками или волонтерами.

Что читать:

«Лишенные родительского попечительства»: Хрестоматия. Ред.-сост. В.С.Мухина. М. «Просвещение«,1991

1. Лисина М.И. «Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста».

2. Мещерякова С.Ю. «Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и домах ребенка».

Автор: Канина Людмила Николаевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Тёплый дом»
Месторасположение: город Кемерово, Кемеровская область

Дата изменения: 18.11.2014
Дата публикации: 18.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *