Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении

Название: Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…, Педагогический состав
Автор: Катькалова Анна Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3
Месторасположение: Россия, Краснодарский край, Кущевский район, ст. Кущевская, пер. Куцева, 58

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 Консультация для педагогов на тему:

«Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении».
Консультация для педагогов «Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении».

Цель: Повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как консультация и семинар-практикум.

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Начать свое выступление мне бы хотелось с разъяснения, что же такое консультация.

Консультация (латин. consultatio — совещание) — обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультации возникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям. Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультация для педагогов должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
  2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
    Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
  3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
    Планировать отдельно консультации для воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
  4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
  5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
    Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
  6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.

Методы проведения консультаций

Изменения в государственной политики в сфере образования смена приоритетов, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы воспитателя, в частности в методику проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

  1. Проблемное изложение материала. Воспитатель ставит проблему и сам ее решает, через раскрытие системы доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Слушатели при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли выступающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя слушатели при таком методе консультирования не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем.
  2. Поисковый метод. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к педагогам они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы. Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому, что:

— не все знания слушателям предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;

— деятельность выступающего заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими слушателями на основе работы над программами

  1. При обмене опытом между воспитателями целесообразен метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Тот, кто готовит консультацию в виде эвристической беседы, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания получат воспитатели и к каким выводам придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.
  2. Метод дискуссий. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия.
  3. Деловая игра. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры составление заданий для участников;

— подготовка оборудования.

Специалистами-психологами замечено, что экспериментатор-консультант, сомневающийся в истинности полученных данных, не может быть хорошим лектором-популяризатором. Его мышление должно быть ориентированно на точность, достоверность данных. Безусловно, многое зависит от личности консультанта, от его уверенности в себе, а в силу этого и в своих достижениях.

При организации консультирования встают вопросы установления адекватных взаимоотношений между консультируемым и консультантом. Можно выделить несколько профессионально необходимых качеств контакта при организации консультирования:

  • Общительность;
  • Контактность;
  • Динамичность;
  • Гибкость поведения;
  • Терпимость по отношению к другим;
  • Профессиональный такт;
  • Деликатность умение до конца построить и выдержать свою линию поведения
  • Умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.

Основой эффективной педагогической деятельности является непрерывный процесс образования педагога.

Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель (ведущий семинара) в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности.

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Главными задачами семинаров-практикумов являются:

— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

— развитие творчества и фантазии педагогов;

— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

— создание реально выполнимых рекомендаций.

Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

  1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
  2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д._ — целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
  3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
  4. Подведение итога мероприятия — итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д.), изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

скачать презентацию

Дата изменения: 21.12.2016
Дата публикации: 21.12.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *