Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура общения» для обучающихся 6а класса. Срок реализации программы: 1 год.
I. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Цели и задачи реализации курса:
- Сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности.
- Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи.
- Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.
- Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи.
- Обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного общения в различных ситуациях.
Личностные результаты освоения курса:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
- Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
- Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Познавательные :
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
- сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников.
- умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности «Культура общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.
Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
В программе реализуются духовно-нравственное направление.
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Культура общения» лежит деятельностный подход.
Для достижения результатов применяется оптимальна форма работы — этическая беседа.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Понятие поведения. (1 ч)
Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.
Принципы правильного общения: кому? как? что? — говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? — поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.
Понятие этикета. Этикет и этикетка . Национальные особенности этикета.(3ч)
Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания и выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.
Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.
История этикета.
Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Пословицы об общении.
Этикет внешнего вида. (4ч)
Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека.
Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда.
Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая.
Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Соответствие внешнего вида ситуации общения.
Гигиена как составляющая культуры человека.
Понятие речевого этикета. Этикет личной переписки. (8ч)
Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова».
Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление.
Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, на уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.
Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.
Этикет личной переписки. Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем.
Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.
Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах – поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).
Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий.
Сетевой этикет. Понятие и правила сетевого этикета. Что нельзя делать в сети INTERNET. Основные понятия, используемые при общении в сети. Принципы сетевого общения. Общение в форуме. Общение в чате. Электронная почта.
Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.
Телефонный этикет. Общие правила телефонного разговора. Основные правила делового телефонного этикета. Аксиомы телефонного общения. Содержательность разговоров. Постановка голоса. Завершение разговора.
Этикет публичного выступления.(8 ч)
Привитие любви к художественному слову и развитее творческих способностей. Формирование уважения к прошлому, бережного отношения к реликвиям, потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Изучение жизни и творчества знаменитых земляков. Отбор материала для составления презентаций. выступления с сообщениями, инсценировка ситуаций.
Правила и законы общения. (2ч)
Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Конфуций, «Нагорная проповедь» в Библии, русские пословицы об универсальных правилах общения между людьми.
Основы человеческих отношений в современном обществе: доброжелательность к другим, уважение к окружающим. Внешние формы проявления уважения и доброжелательности: приветливость, благодарность, терпимость, сдержанность, вежливость, аккуратность, пунктуальность.
Основные принципы человеческих отношений в современном обществе: контролировать свое поведение, проявлять уважение к окружающим людям, помогать другим людям, не причинять ущерба другим людям, сдерживать свои эмоции, уметь выслушать другого, уметь представить себя на месте другого человека.
Законы общения: закон имени, закон отзеркаливания, закон «толпы», закон эмоционального подавления логики. Закон речевого поглощения эмоции: его отрицательные и положительные стороны. Отношение к грубым словам и ругательствам. Закон похвалы. Понятие комплимента.
Этикет поведения. (8ч)
Понятие ролевого поведения. Виды ролей: роли постоянные (мальчик, девочка, ученик, сын, дочь) и роли кратковременные (пешеход, покупатель, пассажир, больной). Умение соотносить свое поведение с ситуацией общения, умение вести себя в соответствии с ролью. Нарушение ролевого поведения и его последствия.
Общение со старшими.
Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям: родственники, знакомые, незнакомые. Различия в общении с родственниками, со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Стандартные ситуации: приветствие, просьба, вопрос, извинение, сообщение о школьных проблемах. Учет настроения взрослых. Общение с соседями.
Роли сына, дочери, внука. Общение с взрослыми родственниками. Любовь родителей к своим детям и требовательность к детям. Чувство ответственности родителей за будущее детей. Ответственность детей за «мир в доме». Доброжелательные отношения с бабушками и дедушками и их поддержание. Умение сочувствовать друг другу. Общение с уставшими родителями. Рассказ о школьных проблемах родственникам. Что надо рассказывать, о чем можно не говорить родителям. Правила поведения сына, дочери, внука: проявление заботы, бережное отношение к здоровью, понимание душевного состояния взрослых, вежливость, помощь в домашних делах, предупреждение о невозможности прибыть вовремя, выполнение поручений, обращение за советом, сдерживание своих эмоций.
Роль ученика и общение с учителями. Особенности работы учителя. Понятия идеального учителя и ученика. Понятие сотрудничества учителя и ученика. Общение в условиях стандартных ситуаций урока. Основные правила роли ученика: иметь аккуратный вид; не опаздывать на урок; содержать в порядке учебники; не сорить в классе, в коридоре школы; при входе в класс учителя или других старших быстро и молча встать; на уроке не отвлекаться, не мешать учителю и товарищам; если необходимо задать вопрос, поднять руку; при обращении учителя или старшего к ученику, встать и выслушать стоя вопрос или просьбу; на перемене не бегать, не толкаться; перед старшими замедлить шаг.
Общение с младшими.
Роль брата, сестры. Особенности малышей. Основные правила поведения брата, сестры по отношению к младшим членам семьи. Правила поведения младших сестер и братьев по отношению к старшим. Общение с незнакомыми малышами.
Общение с ровесниками.
Роль друга, подруги. Понятия «друг», «подруга», «дружба». Принципы, на которых строится дружба. Качества настоящего друга: умение радоваться победам друга, умение сочувствовать, умение хранить тайны, готовность прийти на помощь, умение быть бескорыстным, умение прощать, общность интересов, преданность, верность. Русские пословицы о дружбе.
Общение с одноклассниками. Бесконфликтное общение с ровесниками Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов в школе, на улице. Различие характеров как одна из причин конфликтов с ровесниками. Понятие темперамента. Типы характеров: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Особенности характера, темперамента и учет этого в общении друг с другом.
Ролевое поведение мальчика и девочки. Особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей.
Особенности поведения девочек. Отношение мальчиков и девочек друг к другу. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. Дружба между мальчиком и девочкой.
Ролевое поведение в общественных местах.
Поведение на улице. Кратковременная роль: прохожий, пешеход. Стандартный сценарий ситуации: подготовка к выходу на улицу (определение цели, подбор подходящей одежды), движение по улице (как идти по улице, встречи со знакомыми, еда на улице), переход улицы (правила перехода со светофором, без светофора, с пешеходным светофором, на желтый свет, на переходах и вне переходов), правила личной безопасности на улице (безопасность в вечернее время, злая собака, приставание незнакомых, взрослых), соблюдение чистоты.
Поведение в транспорте. Кратковременная роль: пассажир. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта.
Поведение в магазине. Кратковременная роль: покупатель. Правила исполнения роли покупателя: вход в магазин, выбор покупки, соблюдение очереди, разговор с кассиром и продавцом.
Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Кратковременная роль: зритель. Стандартная ситуация посещения театра: подбор соответствующей одежды (праздничная одежда, прическа), доброжелательное настроение, покупка билета заранее, исключение опоздания, гардероб, нахождение своего места, антракт, благодарность артистам за хорошее выступление, соблюдение тишины во время выступления, поведение в гардеробе, вручение цветов артистам.
Поведение в гостях. Прием гостей. Кратковременная роль: хозяин. Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей (этикет внешнего вида при приеме гостей, сервировка стола). Этикет встречи и проводов гостей. Этикет представления гостей родителям и другим гостям. Этикет вручения и получения подарка. Этикет чаепития. Темы для общения с гостями. Угощение и развлечение гостей. Игры, танцы. Правила поведения во время игры. Незваный гость.
Приход в гости. Кратковременная роль: гость. Принятие приглашения. Подготовка к визиту (этикет внешнего вида гостя, выбор подарка). Время прихода в гости. Встреча с хозяином. Развлечение в гостях. Правила поведения за столом. Продолжительность нахождения в гостях. Уход из гостей, прощание.
Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях.
Поведение на школьных праздниках. Роль зрителя. Подготовка к празднику (этикет внешнего вида: праздничная, чистая одежда, соответствующая ситуации прическа; наличие хорошего настроения). Вход в зал, рассаживание по местам. Ожидание начала, разговоры в зале. Слушание выступлений. Поддержка «своих». Оценка выступлений. Выход из зала. Поведение на дискотеке. Танцы: приглашение, поведение во время танца.
Поведение на природе. Роли отдыхающих и туристов. Правила поведения туристов и отдыхающих: забота о своих товарищах, бережное отношение к природе, соблюдение правил пожарной безопасности, правил поведения на воде.
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Понятие поведения. Мы живем среди людей. | Осознание себя членом творческой группы; создание коммуникативных ситуаций. | 05.09 | |
2-4 | Понятие этикета. Этикет и этикетка . Национальные особенности этикета. Этикет и этикетка. Как возникает этикет . Этикет народов мира. | Сообщения о национальных особенностях этикета, подбор пословиц народов мира. Демонстрация презентаций. | 12.09 19.09 26.09 | |
5-8 | Этикет внешнего вида. Что делает человека привлекательным. Функции одежды. Правила моды. Требования к внешнему виду школьников. | Создание сообщений, подбор пословиц, демонстрация презентаций. Составление требований к внешнему виду школьника. Умение воспринимать информацию. Инсценирование. | 03.10 10.10 17.10 24.10 | |
9-16 | Понятие речевого этикета. Этикет личной переписки. «Как наше слово отзовется». Формулы речевого этикета. Языковой паспорт человека. Зачем, о чем и как писать письма. Поздравительные письма. Практикум по написанию писем. | Создание стандартных коммуникативных ситуаций ( приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление). Составление языкового паспорта говорящего. Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем. Правила написания и оформления писем (письмо другу, родным). Составление правил разговора по телефону. Инсценировка ситуаций | 31.10 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 | |
17-24 | Этикет публичного выступления. Сказки, рассказы. Интересные события из жизни знаменитых людей нашего края. Составление презентаций. Публичные выступления. | Составление сценария экскурсии, создание презентаций. Осуществлять во время занятий (очных и заочных экскурсий) решение творческих и познавательных задач; учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации различных позиций; умение планировать, контролировать и оценивать действия одноклассников во время контроля их деятельности. | 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 06.03 | |
25-26 | Правила и законы общения. Почему нужны правила общения. Законы общения. | Работа с художественными произведениями (чтение и обсуждение прочитанного). Разбор законов общения. Инсценирование. | 13.03 20.03 | |
27-34 | Этикет поведения. Семь наших «Я». Взрослые и дети. Роль ученика и общение с учителем. Роль друга, подруги. Общение с одноклассниками. Эти трудные роли – мальчик и девочка. Поведение в общественных местах. Поведение в гостях. Поведение на природе. | Создание коммуникативных ситуаций, инсценировка, обсуждение фрагментов из произведений. Составление презентаций. Освоение способов решения вопроса творческого и поискового характера. | 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 25.05 | |
35 | Подведение итогов за год. | Создание проектов, творческих работ. | 29.05 |
Автор: Рассказова Жанна Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №2 г. Лебедяни
Липецкая область, Лебедянский район, г. Лебедянь, ул. Ленина, д. 4
Дата изменения: 20.11.2021
Дата публикации: 20.11.2021