Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».

Лозовская Татьяна Николаевна
воспитатель
Гимназия №402 им. Алии Молдагуловой
г. Москва, Россия

Аннотация: Фронтальное занятие «Путешествие в весенний лес» составлено для детей старшей группы и направлено на развитие экологической культуры дошкольников. Данное занятие является обобщающим по теме: «Весна» и содержит игровые задания для развития зрительного и слухового внимания, мышления, творческого воображения, подражательности, координации движений и мелкой моторики.
Программное содержание:
— Расширить у детей представления о весне. Формировать знания о природе через произведения устного народного творчества.
-Развивать логическое мышление, воображение, фантазию, умение анализировать, обобщать с помощью наглядно-практического метода.
-Воспитывать интерес к народному календарю через ознакомление с пословицами, поговорками, приметами.
Обогащение словаря:
Протальник, капельник, ледоход.
Индивидуальная работа:
Развитие мелкой моторики; образование притяжательных прилагательных; выполнение упражнений в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Материал:
Модели на слова «капельник», «протальник»; картина «ледоход». Следы животных; птицы (зимующие, перелётные); нитки и бумага для поделок.
Предварительная работа:
Заучивание потешек про животных, беседа о весне и её особенностях, рассказы про птиц и животных, их среде обитания и поведении. Знакомство с народными пословицами и поговорками, изучение приме
Ход занятия.
Ребята, послушайте загадку и отгадайте её.
Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает?
(ответы)
— Действительно, это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением весны. Ой, посмотрите письмо, давайте его прочтём.
«Дорогие дети!
Март попал в беду
И Весну-красавицу к вам не приведёт.
Его заморозил братец Февраль
И он не сможет прийти к вам. Как жаль.
Лесная Фея.
— Что же делать? (ответы)
Только мы с вами порадовались наступлению весны, а тут такое случилось. Неужели опять холода? Нужно скорее выручать Март, а то весна никогда не наступит. А как вы думаете, какую мы можем оказать помощь?
(Ответы)
— А давайте пойдём в лес выручать Март из беды.
Для того чтоб в лес попасть. Нужно 3-4- закрыть глаза и не открывать их пока звучит музыка, а то волшебство не произойдёт.
( пока звучит музыка, воспитатель надевает атрибуты феи)
— Здравствуйте, я лесная фея, а вы кто такие, зачем сюда пришли?
(ответы)
— Ну что же, я вам поверю, если докажете, что вы друзья леса и не навредите ему. Для этого вам нужно встать на эти следы, которые оставили животные, и рассказать о них всё что знаете. Ведь только друзья всё знают друг о друге.
(помогаю встать на следы, дети рассказывают про животных, опираясь на модели).
— Молодцы! А знаете ли вы, как всех этих животных называют в сказках?
(ответы)
— Ну что же, теперь я вижу, что вы любите и лес, и его обитателей. Пойдёмте вместе выручать Март. Пока будем идти, будьте внимательны, смотрите вокруг и запоминайте.
( подходим к картине «ледоход»).
— Посмотрите, что здесь изображено? (ледоход)
— Почему начался ледоход? (весна, тепло, солнышко припекает).
— Как он происходит?
(солнышко печёт, бегут ручьи и стекают в речку, воде становится тесно подо льдом, она хочет выбраться наружу, лёд трескается и разламывается).
— Молодцы! Знаете про ледоход. Замёрзли? Давайте немного поиграем и взбодримся.
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Ветки согнули, снег отряхнули
Деревья встречают весну.
Плавно руками помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем,
Руки сложили назад.
(подходим к столу).
— Ребята, каких птиц вы видите? (ответы)
— Где все остальные? (ответы)
— Посмотрите, сколько птиц здесь сидит. Некоторые у нас зимовали, а некоторые только прилетят из тёплых стран. Я вам загадаю загадку.
Всех перелётных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Целый день по полю вскачь,
А зовётся птица (грач).
— Действительно, это грач и эта птица возвращается домой самая первая. Ну а теперь давайте вспомним, кто у нас зимовал, а кто прилетит.
( Делятся на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие с зимующими).
— Какие птицы у нас зимовали? (ответы)
— Какие прилетят? (ответы)
— Что будет происходить в жизни птиц весной? (ответ)
Хорошо, вы очень много знаете о птицах. А потешки вы про них знаете? (ответы)
(Видим сундук, подходим к нему)
— Ну, вот мы и пришли к последнему испытанию. Вот сундучок, в нём то, что поможет начаться весне. Но мы его сможем открыть только тогда, когда сможем доказать, что пришло время Марта. Сможете?
Давайте вспомним, какие имена придумал Марту народ.
( показываю картинку с капелью)
— Что здесь нарисовано?
— Как называется это явление?
— Что нужно, чтобы началась капель?
— Какое название придумал народ? (март-капельник)
(показываю другую картинку)
-Что здесь нарисовано? (проталинки)
— Как можно назвать март, глядя на эту картину? (март-протальник)
— Как получаются проталинки? (ответы)
— Вы уже видели проталинки на улице?
(показываю следующую картинку)
— Что нарисовано на этой картинке? (ручейки)
— Как вы думаете, в марте уже есть ручейки?
— Ручейки, то есть, а вот названия похожего нет. Давайте сами придумаем название этому явлению (придумываем)
А теперь ещё раз повторим народные названия марта (повторяем).
— Молодцы! Вот и открылся наш сундучок. Дорогие дети, для того чтобы Март проснулся, и с него спали ледяные оковы, нам всем нужно сделать солнышки и они своими лучиками растопят лёд и наступит весна.
( садимся и выполняем работу)
— Какие красивые работы у вас получились, а для того чтобы лучики светили ещё ярче мы споём веснянку (поём веснянку)
Солнышко, солнышко — золотое донышко,
Гори — гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей, прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
— Молодцы! Спасибо вам, что помогли освободить Март от ледяного сна. А теперь вам нужно вернуться в детский сад.
Закройте глаза и возвращайтесь в детский сад, где вам каждый будет рад.
(звучит музыка, воспитатель переодевается и обращается к детям).
— Ну, наконец-то вы вернулись, где вы так долго были? (ответы)
— Что вы там делали? (ответы).
— Что вам понравилось?
— Почему?
— Какое задание было выполнять легко? Какое трудно? Почему?
Какие вы молодцы, помогли освободить Март. На этом наше занятие закончено.

Автор: Лозовская Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: Гимназия №402 им. Алии Молдагуловой
Месторасположение: г. Москва, Россия

Дата изменения: 03.12.2014
Дата публикации: 03.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *