Методическая разработка: «Вариативное использование разнообразных методов в познавательно-речевом развитии детей»

Согумова Нина Ивановна
воспитатель высшей квалификационной категории
ЛГМАДОУ «ДСКВ№7 «Филиппок»
город Лангепас ,Тюменская область

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных методов и приёмов при обучении дошкольников.

Задачи:

1. Раскрыть значимость используемых методов.

2. Познакомить педагогов с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников и их практическим применением.

3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.

План проведения:

1. Мотивация деятельности (привлечение к активной деятельности)

2. Постановка проблемы, актуальность темы.

3. Основная часть:

— Показ приёмов используемых в процессе мастер-класса с комментариями.

— Демонстрация дидактического материала, используемого педагогом.

— Активизация деятельности участников мастер-класса путём выполнения заданий.

— Организация самостоятельной деятельности участников, управляя мастером.

4. Рефлексия

1.Организационный момент (мотивация к деятельности)

— Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу познакомить с методами и приёмами познавательно-речевого развития дошкольников, которые .использую в своей работе.

Наш мастер-класс посвящён речевому развитию дошкольника.

Правила мастер-класса.

— «Находи здесь и сейчас»

— «Говори, что знаешь»

— «Делай, что умеешь»

— «Позитивно относись к мнениям других»

— «Уважай время»

— «Помни, что знать и уметь никому не вредно»

.Вопрос ко всем участникам мастер-класса:

«Чего вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?» (написать на снежинке и прикрепить на мольберт)

Цель: повышение компетентности педагогов по использованию методов и приёмов при обучении дошкольников.

Установление эмоционального контакта

(Приём, используемый детьми логопедической группы перед началом деятельности — игра, беседа. В данном случае направлен на взрослых.)

— Давайте начнём нашу работу. Чтобы преодолеть вашу застенчивость, нерешительность давайте поприветствуем друг, друга.

Установление » Давайте поздороваемся«

Сейчас я попрошу вас встать и походить по залу, здороваться со всеми , кто встречается вам на пути. Здороваться надо определённым образом.

— на хлопок — здороваемся за руки и произносите любое приветствие;

— на звук бубна — здороваемся плечиками и произносим «добрый день».

Я предлагаю вам упражнение «Рисуем свое настроение».

Комментарий:

— В работе с детьми очень важно установить с ними эмоциональный контакт, настроить их на игру, на общение, используя приёмы, способствующие возникновению психологического комфорта. Для этого существуют разные приёмы, один из них был использован мною сейчас.

— Давайте перейдём к не менее серьёзной части нашего мастер-класса.

2. Постановка проблемы, актуальность темы

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств воспитанников, коррекцию недостатков в развитии, обеспечению равных стартовых возможностей для обучения в школе. На современном этапе ФГОС требуют от нас, от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. » Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Василевой, на основе которой мы строим свою работу и которая полностью соответствует ФГОС, ставит перед нами задачу грамотного выстраивания образовательного процесса, творческую организацию и вариативность использования образовательного материала.

Многолетний опыт работы показывает, что в последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей, речь которых не соответствует возрастным возможностям. Традиционно речь рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Мы, педагоги знаем, что, обучая ребенка родной речи, одновременно способствуем развитию у него интеллекта, готовим почву для успешного обучения в школе. Среди всех речевых проблем детей остро стоит вопрос нарушения развития связной речи, что является сегодня наиболее распространенным нарушением. Работа воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, требует целенаправленно организовывать работу по развитию у детей всех сторон родного языка. Воспитанники с различными речевыми нарушениями, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, а, следовательно, испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе.

Одним из направлений коррекционной помощи детям является построение развивающего, увлекательного, проблемно-игрового процесса обучения, обеспечивающего постоянный рост в развитии каждого воспитанника.

Таким образом,

При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём.

«Я предлагаю вам догадаться, о чём идёт речь. То, о чём идёт речь — особый, весёлый и загадочный мир. В древности это служило средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке это слово означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, использование этого приёма развивает и обогащает речь, стимулирует процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. О чём речь?» (загадка)

Да, речь идёт о загадке. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:

Загадки — описания:

Хозяин лесной На ветке не птичка

Просыпается весной Зверёк не величка

А зимой под вьжный вой Мех тёплый, как грелка

Спит в избушке снеговой Кто же это?

(медведь) (белка)

Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Задача педагога состоит не столько в том, чтобы помочь детям узнать и запомнить как можно больше загадок, сколько в том, чтобы научить разгадывать самые разные загадки и придумывать свои. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать вывод, проверять себя. Как произведение устного народного творчества, знакомит с жизнью и бытом наших предков. Как литературное произведение, вводить детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами родного языка.

Загадки можно распределить по группам, внутри которых могут быть использованы единые способы разгадывания и виды работы с ними.

Можно выделить такие группы:

1) загадки- описания, в которых приводятся простая совокупность признаков

и характерные для загаданного предмета действия;

2) загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту;

3) загадки, в которых описание даётся через отрицание;

4) загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;

5) загадки, содержание которых не несёт прямого указания на загаданный

предмет (загадки, построенные с использованием сравнений, метафор).

Задание: составить участникам загадки по выбранным картинкам.(Дикие животные)

Кроссворд

По горизонтали:

2. Сердитый недотрога / Живёт в глуши лесной. / Иголок очень много, / А нитки не одной. 5. Позапасливее всех я: / У меня, друзья, щека / Вроде сумки для орехов / Или, скажем, вещмешка. 6. Зверька узнали мы с тобой / По двум таким приметам: / Он в шубе серенькой зимой, / А в рыжей шубке — летом. 8. Трав копытами касаясь, / Ходит по лесу красавец, / Ходит смело и легко, / Рога раскинув широко. 9. В одежде богатой, / Да сам слеповатый, / Живет без оконца, / Не видывал солнца.

По вертикали:

1. Косолапый и большой, / Спит в берлоге он зимой. / Любит шишки, любит мёд, / Ну-ка, кто же назовет? 3. Рыжая плутовка / Спряталась под ёлкой. / Зайца ждёт хитрюга та. / Как зовут её?.. 4. Серый, страшный и зубастый / Произвел переполох. / Все зверята разбежались. / Напугал зверят тех…. 7. Есть на речках лесорубы / В серебристо-бурых шубах. / Из деревьев, веток, глины / Строят прочные плотины.

Еще один способ активизации речевого развития является дидактическое упражнение.

«Составь слово». Цепочка картинок (лист, ива, собака, арбуз), ответ Лиса.

Предлагается участникам составить слово (белка, заяц, медвежонок).

Вывод: О ком мы с вами говорим?

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Метод мнемотехники помогает решать следующие задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь.

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу: «от простого к сложному». Дидактический материал предлагается в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы, делают рассказы четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация, то есть текст, зашифрованный значками. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Если правильно научиться работать с таблицей, можно значительно уменьшить время на выполнение заданий.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации т.е. преобразование из символов в образы, например: домик — нарисовать квадрат и треугольную крышу, волк — три треугольника виде зубов, медведь — большой круг.

3 этап. После перекодирования осуществляется рассказывание с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания.

Составление рассказа по мнемотаблице. Средний возраст.

Рисуем таблицу из трёх строк и трёх столбиков.

В первой строке таблицы рисуем : дом зачёркнутой крестиком; ёлочку; четыре палочки.

Во второй строке таблицы рисуем: много волнистых линий; цифру два; мордочку зайчика.

В третий строке таблицы рисуем: бутылочку с соской; морковку, капусту; заглавную букву З.

Рассказ.

Заяц — это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом — серой. На голове два длинных уха. У зайца малень­кий хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту

Аналогичные рассказы по мнемотаблице можно составить про любого животного.

Составление рассказа по картине: «Белочка».

Подготовительная группа (схемы —модели) —фломастеры

Схемы-модели немного отлича­ются от мнемотаблиц. Если Т. В. Большева предлагает гото­вые мнемотаблицы для составления рассказов, то JI. Е. Белоусова предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель. Схему-модель JI. Е. Бело­усовой используется со старшей группы. Она учить фиксировать полученный результат в доступной детям схе­матичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержа­ния рассказа.

Этапы работы со схемой-моделью:

— учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; -учить зарисовывать предметы и яв­ления природы не только символами, но и буквами, а так­же простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;

— самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель.

Использовать схему-модель как план пере­сказа;

— закреплять изученный материал путем неоднократного по­вторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

В центральном кружочке пишем букву «Б» — почему?

Участники отвечают и пишут в центральном кружке букву «Б».

Педагог. Белка — это домашнее или дикое животное? Где она живет?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 1 дерево с дуплом и дом.

Педагог. Как называются детеныши белки? Мама-белка большая, а бельчата?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 2 маму-белку и бельчонка.

Педагог. Чему учит мама-белка своих бельчат? Приду­маем добрые слова про белку, какая белочка?

Участники описывают белку — без схемы, пишут в кружочке № 3 слово «мама».

Педагог. А кто знает врагов белки?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 4 зубы и ружье.

Педагог. Чем питаются белки?

Участники Белки питаются грибами, шишками.

Педагог. Да, чтобы насытиться, белка должна за день опустошить двадцать восемь еловых шишек.

Участники в кружочке № 5 рисуют орешки, грибы, ягоды, яблоки.

Педагог. Какую пользу приносят белки людям?

Участники отвечают и рисуют в кружочке Мб кисточку, шубу, шапку, хвост-мех (воротник).

Педагог. А какие вы знаете стихи, потешки, загадки о белке?

Участники отвечают и рисуют в кружочке № 7 букву «Я».

Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про белку?

Рассказ: » Белочка«

Белочка — дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик — дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.

Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый

Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно передвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, соби­рать корм и делать запасы на зиму.

У белок есть враги. Главный враг — куница. Сильные и злые куницы преследуют белок, ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди — охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.

Главный корм белок — семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).

Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизы­вая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, же­луди и ягоды.

Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и вареж­ки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования. Мне нравится белка, потому что она быстрая и ловкая.

Дикие животные (Заучивание стихотворения)

Для того чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек, я используя прием мнемо­техники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

В мнемотаблице схематически возможно изображение ге­роев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изо­бразить все то, что я считаю нужным, и так, чтобы нарисо­ванное было понятно детям.

Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запо­мнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания.

Попробуйте сами, и вы увидите результат!

Вывод: Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

— у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

— расширился круг знаний об окружающем мире;

— активизировался словарный запас;

— дети преодолели робость, застенчивость, научились сво­бодно держаться перед аудиторией.

Вывод: чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Обучение сравнительному рассказу.

Предлагается сравнить зайца и белку. Один участник говорит за белку, а другой за зайца.

— Я белка. —А я заяц .

— Я летом рыжая. —А я летом серый.

— Я питаюсь орешка -А я травкой.

— Я зимой коричневая -А я беленький

— У меня большой, пушистый хвост -А у меня маленький пушистенький

хвостик

— Я сплю в дупле -А я под кустиком

— Я травоядная -И я травоядное

Вывод: игры — парами активизируют словарную работу, грамматический строй речи.

Работа по карточкам.

На каждом занятие с детьми мы ставим проблему и решаем её.

В этом году, год был не урожайным и белочки остались без запасов на зиму. Как мы можем им помочь? Что для этого нужно сделать? Знаете ли вы, чем они питаются и как их правильно кормить?

Знаете ли вы, что многие животные тоже привередливы в пище? А как вы думаете, что не будут есть животные? (ответы участников.)

Я предлагаю участникам рассмотреть изображения на карточках, и зачеркнуть то, что не любит есть это животное. Участники работают с карточками самостоятельно, затем объясняют.

Например: олень — не ест мясо, потому что он растительноядный. Он ест траву, ягель, лишайники, ягоды, листочки на кустарниках и т. д.

Давайте разделим животных по типу питания: растительноядные и хищники.

Предлагаю придумать участникам проблемную ситуацию про оленя.

Рефлексия

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Метод синквейна не нарушает структуры образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Правила составления синквейна:

1 строчка (Кто? Что?) — существительное — одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) — два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) — три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;

4 строчка — четыре слова — ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка — одно слово-резюме (существительное) или словосочетание — ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по изученному материалу

ПРИМЕР:

СИНКВЕЙН на тему «Кроссворд»

Кроссворд

Интересный, увлекательный.

Развивает, учит, заинтересовывает.

Развивает психические процессы

Головоломка.

А теперь я предлагаю участникам каждой группе составить синквейн на тему мастер-класс.

СИНКВЕЙН на тему «Загадка», «Мнемотехника», «Мнемотаблица», «Обучение».

Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.

Итоги мастер-класса

Предлагается обсудить итоги мастер-класса и ответить на вопрос «Получили ли Вы то, чего ожидали от сегодняшнего мастер-класса?» (высказывания участников)

Общероссийский конкурс для педагогов «Методическая разработка: «Мастер-класс в ДОУ»

Согумова Нина Ивановна воспитатель высшей квалификационной категории ЛГМАДОУ»ДСКВ№ 7″Филиппок» г.Лангепас, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО

Автор: Согумова Нина Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ЛГМАДОУ «ДСКВ№7 «Филиппок»
Месторасположение: город Лангепас ,Тюменская область

Дата изменения: 01.02.2015
Дата публикации: 01.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *