Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ

Статья «Гражданско-патриотическое воспитание детей в разновозрастной группе с особыми образовательными потребностями».

Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное…
Побереги святые слова, не кричи о любви
к Родине на всех перекрестках.
Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества.
Сухомлинский В. А.

Воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности и других качеств у современных обучающихся является одним из наиболее актуальных направлений воспитательного процесса. На сегодняшний день общество столкнулось с проблемой — отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно, было, зависит наше будущее. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Привить эту любовь нашим детям — задача каждого педагога.

Гражданско-патриотическое воспитание — процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и обучающегося. А процесс гражданско-патриотического воспитания детей с особыми образовательными потребностями осложняется еще и рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии. Проблемные дети с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине.

Смысл многих гражданско-патриотических качеств для детей с особыми образовательными потребностями то, что они начинают осознавать гораздо позже, чем дети из обычных школ. Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, одинаковы для всех детей, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.

Для эффективной организации гражданско-патриотического воспитания с детьми особыми образовательными потребностями помогает работа в творческих разновозрастных группах. Сама по себе идея создания разновозрастной группы для достижения высоких результатов в формировании патриотических качеств личности абсолютно естественна. Старшие члены такой группы имеют возможность проявить и передать собственный освоенный патриотический и духовный опыт, а у младших развивается любовь к своей малой и большой Родине, возникает ощущение связи с историей и культурой своего народа. У участников разновозрастной группы раньше проявляется творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни, формируется образ собственной жизнедеятельности во благо Отечества и своих близких.

В юбилейный год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне было принято решение подготовить и осуществить проект «Поклонимся великим тем годам». В состав разновозрастных групп, готовящих его, вошли обучающиеся 2 и 6 класса, так как я являюсь классным руководителем двух классов. И всех нас сплотила общая цель — сделать праздник ветеранам войны, которые спасли нашу родину от фашизма. На этапе планирования работы совместно с родителями обучающихся подготовили сценарий праздника, куда вошли песни, стихи о войне, танец-вальс и подарки ветеранам в виде игольниц-голубей символов победы и свободы.

В процессе работы над проектом были заняты все ребята. Если в начале работы некоторые из них сомневались принять участие, то через некоторое время, загоревшись общим энтузиазмом, включились и самые робкие, стеснительные, не самостоятельные обучающиеся.

Сложные, требующие специальных умений и навыков задачи решали старшие члены группы. Таким образом, решалась задача формирования и поддержки таких необходимых сегодня личностных качеств, как творческая самостоятельность, дисциплинированность, успешность.

В творческих разновозрастных группах дети чувствуют себя комфортно, легко общаются, легко предлагают и получают помощь. У членов таких групп раньше развивается способность принятия на себя ответственности за конечный результат общей работы. Особенно впечатляет тот факт, что зачастую младшие ребята эмоционально инициируют работу старших, они требуют от них помощи в достижении конечного результата.

Увлеченные общей идеей патриотического праздника они не позволяют своим старшим друзьям поддаться желанию бросить начатое дело. Старшие же чувствуют ответственность за взятые на себя обязательства, обеспечивают всю возможную поддержку младшим ребятам. Общее дело, с возложением ответственности за результат на старших, стало незаменимым приемом работы по воспитанию воли к достижению общественно значимых целей, одной из которых, несомненно, является совместное творческое осмысление подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

На сегодняшний день одной из самых эффективных методик воспитания с детьми особыми образовательными потребностями является работа в творческих разновозрастных группах, работа в коллективе. При этом направляющая роль педагога в процессе воспитания гражданско-патриотических качеств личности в разновозрастных группах является важнейшей.

Автор: Попова Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ «С(К) ОШИ VIII вида»
Месторасположение: г. Ленск, Ленский район, РС(Я)

Дата изменения: 22.05.2016
Дата публикации: 18.05.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *