Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ

Семинар на тему: «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ».

Задачи:

  1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ.
  2. Активизировать формы организации и проведения семинара-практикума в ДОУ.

Материал и оборудование:

  • фишки 2 цветов;
  • 2 коробки;
  • табличка «жюри»;
  • музыкальное сопровождение;
  • сертификат на каждого участника;
  • памятки.

Место проведения: музыкальный зал детского сада.

Участники: 15воспитателей групп, 2 – учителя–логопеда, 4 – учителя – дефектолога, 1 – музыкальный руководитель, 1 – инструктор по физической культуре.

Ход игры

1.Теоретическая часть.

  • Актуальность темы «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ» — выступление старшего воспитателя Мартыновой И. А.
  • Выступление педагогов-наставников Савиной М.А. воспитатель подготовительной группы, Рябовой Е.П. воспитатель старшей группы, Калегановой О.Н. – учителя-дефектолога.

2. Деловая игра.

Ведущий:

Уважаемые коллеги! В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения была и остается проблема обучения ориентировке в пространстве.

Мы собрались, чтобы обсудить вопросы нашей темы: «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ». Мы отразили в этой деловой игре все вопросы по теме семинара.

(Ведущий предлагает участникам семинара разделиться на две команды, и дать название команд. Ведущий знакомит с экспертной комиссией).

Ведущий: Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с ОВЗ. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека с особыми возможностями здоровья во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города, в общественных местах. Об этом мы сегодня поговорим в ходе проведения деловой игры «Педагогический пробег».

Ведущий: А начнем мы нашу деловую игру с небольшой разминки.

1 вопрос. Раскройте понятие пространственной ориентировки.

Пространственная ориентировка — это способность человека представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).

2 вопрос. Назовите, какие вы знаете технологии по формированию пространственной ориентировки у дошкольников?

  1. Плаксина Л.И.. Программы специальных (коррекцион­ных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  2. Дружинина Л.А.. Занятия по развитию ориентировки в пространстве с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
  3. Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением.
  4. Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения.
  5. Е.В.Колесникова
  6. Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве.
  7. Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  8. Сековец Л.С.,Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

3 вопрос. Какова общая цель всех данных технологий?

(Научить детей правильно свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке).

1 задание.

(команды вытягивают билеты) 2 вопроса каждой команде.

1. Какие общедидактические методыи приемы используются во время проведения занятий по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения?

  • наглядно-зрительный;
  • наглядно-осязательный;
  • наглядно–слуховой;
  • проектный метод;
  • исследовательский метод;
  • метод поощрения, убеждения, разъяснения.

2. При проведении занятий с детьми необходимо учитывать… (их зрительные возможности).

3. Назовите требования к наглядности (цвет должен быть ярким и контрастным; необходимо использовать контрастные оттенки (темный – светлый), и чёткий контур.

  • Оптимальное сочетание при амблиопии: красный – желтый;
  • при миопии: синий – белый, желтый – черный, зеленый – белый.

Размер демонстрационных пособий должен быть оптимальным для восприятия: 8 х 12 см. Весь предмет и отдельные детали необходимо обозначить четким контуром. Это ускорит процесс зрительного восприятия.

Ширина линии контура при высокой степени миопии и амблиопии контур должен быть 3 мм; при амблиопии средней степени 1-2 мм; при амблиопии низкой степени не отделяется контуром. С высокой степенью миопии и амблиопии нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью.

4. Какие виды специальных упражнений надо использовать для развития навыков пространственной ориентировки?

  • на тренировку механизмов восприятия глубины пространства и удаленности (моделирование и рисование);
  • на формирование понимания и восприятия топографических отношений (понятия: рядом, напротив, около, между, за и др.);
  • на тренировку пространственного поиска (лабиринты);
  • на развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска (ориентировка в большом замкнутом (в помещениях) и свободном (на улице) пространстве при помощи «карты-плана», «карты пути»);
  • на развитие умения создавать на основе наблюдения за натурой плоскостные композиции на фланелеграфе («Расставь предметы на фланелеграфе так, как они стоят на столе»);
  • на формирование умения вести наблюдение за движениями своего тела и товарищей в зеркале, сличать действительное положение предметов в пространстве и отражения их в зеркале;
  • на развитие умения замечать величину реальных предметов, уметь зрительно анализировать длину, ширину и высоту предметов;
  • на формирование умения выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира;
  • на наличие и поддержание интереса у детей.

Ведущий: Вопросами развития пространственной ориентировки занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков.

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются игровые.

Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком.

Играя, дети учатся пользоваться умениями в разных условиях, поэтому игра является одним из эффективных средств, которое способно обеспечить результативность работы в этом направлении.

2 задание. Экспресс-вопросы по играм на развитие пространственной ориентировки.

  1. Назовите игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
  2. Назовите игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
  3. Назовите игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
  4. Назовите игры на формирование умений ориентироваться в движении.
  5. Назовите игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
  6. Игры и упражнения на ориентировку с применением схем.

3 задание. Придумайте игру из предметов, находящихся в корзине.

4 задание. Ответы на вопросы.

Ведущий: Обучение ориентировке в пространстве включает пять этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий, назовите их.

  • I этап — детей обучают практической ориентировке «на себе»;
  • II этап – точка отсчета — собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»;
  • III этап – детей учат моделированию предметно-пространственных построений;
  • IV этап – ориентировка по схеме;
  • V этап – самостоятельное составление схем пространства.

5 задание. Ответы на вопросы.

Ведущий:

1. Какие используются приемы в обучении детей ориентировке на собственном теле?

  • зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;
  • рассматривание ребенком себя в зеркале и называние частей своего тела;
  • соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка;
  • зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела.

2. Как формируются навыки для обучения детей ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя»?

  1. Педагог помогает детям соотносить расположение игрушек и предметов вокруг себя с уже освоенными направлениями собственного тела.
  2. Обучению детей усвоению понятий «близко-далеко», «ближе-дальше».
  3. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания и с помощью слухового восприятия.
  4. Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.
  5. Детей учат обследовать пространство, которое им предстоит моделировать.

Позже, уже в конце 1 года обучения и на 2 году обучения, опираясь на сформированные у детей навыки, педагог переходит к обучению их моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей.

Детям дается представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала.

Дети с помощью педагога выбирают, какой деталью конструктора можно заменить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты.

Соотносят их форму с формой деталей конструктора. Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства.

3. Как формируются навыки по обучению детей ориентировка по схеме?

Проводится она последовательно по следующим направлениям.

  1. Обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану.
  2. Знакомство детей с условными (схематичными) изображениями предметов и замкнутого пространства.
  3. Формирование у детей умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
  4. Обучение детей самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства (3-4 год обучения).

4. Как формируется навык обучения самостоятельного составления схем пространства?

Тифлопедагог учит детей рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели. С этой целью используются трафареты. Позже дети учится рисовать контурные изображения по точкам.

Далее задания усложняются. Тифлопедагог дает каждому ребенку лист — схему (например, стола). На этой схеме дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними.

Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.

6 задание. Тест.

Домашнее задание.

Театрализованное представление по обучению детей пространственной ориентировке.

Ведущая:
А теперь подсчитайте количество фишек. По количеству фишек мы определим, какая команда сегодня была лучшая и самая активная.

Экспертная комиссия подводит итог.

ТЕСТ 1. Рассадите детей по рядам относительно педагога по остроте зрения от 0,4 до 1, 0):

  • 1 ряд;
  • 2 ряд;
  • 3 ряд.

2. Величина наглядности для фронтальной работы:

  • 10-15;
  • 15-20;
  • 20 −25.

3. Какому виду заболевания глаз относятся данные признаки:

  • близкие объекты видны более ясно, чем объекты, которые более отдалены;
  • непроизвольное колебание глазных яблок;
  • назовите виды сходящегося косогласия;
  • предметы не имеют четких очертаний, а видятся расплывчато (в виде кляксы, наклонены под углом, в виде предмета неопределенной формы).

4. Какие психические функции участвуют в познавательной деятельности по формированию ориентировка в пространстве …

5. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют анализаторы …

6. На занятиях рекомендуется использовать дополнительный материал (дополни):

— контур;
— ……………… ;
— ……………… ;
— ……………….;
— ……………… .

Какие общедидактические методы и приемы используются во время проведения занятий по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения?

При проведении занятий с детьми необходимо учитывать…

Назовите требования к наглядности.

Какие виды специальных упражнений надо использовать для развития навыков пространственной ориентировки?

Автор: Григоревская Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МАДОУ № 18 г. Салавата
Месторасположение: ул. Островского, 60

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 13.07.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *