Цель: — познакомить с правилами передвижения на велосипеде;
— научить правилам поведения в разных опасных ситуациях, которые могут возникнуть в городских условиях при катании на велосипеде;
— учить обсуждать возможные опасные ситуации из личного опыта;
— закрепить знание названий основных частей велосипеда;
— научить правильно садиться на велосипед;
— побуждать к внимательному прослушиванию короткого рассказа;
— воспитывать уважение к окружающим людям, особенно к детям, женщинам, пожилым.
Материал.
Картинки: демонстрационные, с изображением крокодила Гены и Чебурашки;
раздаточные (на каждого ребенка) с изображением корабля, поезда, велосипеда;
дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено»; велосипед; сюжетные картинки с изображением различных дорожных ситуаций (на усмотрение воспитателя).
Ход занятия
Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение В. Кожевникова «Машина моя» и скажите: о какой машине идет речь?
Машина, машина, машина моя!
Работаю ловко педалями я.
Машину веду я у всех на виду.
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Машина, машина, машина моя!
Шофер невелик, и сама ты мала.
И нас постовой не пустит с тобой
Проехать по улице, по мостовой.
Машина, машина, машина моя!
Когда-нибудь станешь мала для меня.
А я подрасту и тогда поведу
Большую машину у всех на виду.
Дети. Это велосипед.
Воспитатель. Верно. Рассмотрите на фланелеграфе сюжет. Крокодил Гена уехал и гости к своим друзьям — вот он. А Чебурашка соскучился и решил его навестить. Каким видом транспорта он доберется по этой дороге до домика, где находится Гена? (Изображение Чебурашки на фланелеграфе, у детей на столах картинки, изображающие корабль, поезд и велосипед.) Вам нужно отложить нужную картинку и объяснить свое решение. (Ответы.)
Чебурашке действительно нужно ехать на велосипеде, но он ничего не знает об этом виде транспорта. Не знает, с какого возраста можно на нем ездить и по каким дорогам. А вы хотите вместе с Чебурашкой узнать правила езды на велосипеде? (Ответы.) Тогда слушайте. Весной, когда не везде еще растаял снег, на улицах и дорогах появляются велосипедисты. Вы тоже, наверное, уже совершали свои первые поездки на велосипеде. Расскажите, где вы ездили? (Ответы.)
А знаете, что по улицам и дорогам до 14 лет ездить на велосипеде запрещено? Об этом должны знать все. Но не все стараются выполнять это требование правил дорожного движения. Вам и вашим друзьям можно ездить па велосипеде только па закрытых для транспорта площадках и дорожках. Не подходят для этого дороги и проезды внутри дворов и жилых зон, где разрешено движение автомобилей и других транспортных средств. Полноправными велосипедистами вы станете нескоро, по уже сейчас должны знать некоторые правила дорожного движения, в том числе специальные правила для пассажиров велосипеда: пассажиром велосипеда может быть ребенок не старше 7 лет; велосипедист, перевозящий пассажира, должен иметь документ, подтверждающий знание правил дорожного движения; велосипед должен иметь специальное пассажирское сиденье и надежные подножки для пассажиpa. Если кому-то из вас уже исполнилось 7 лет, то выезжать на велосипеде на улицы и дороги в качестве пассажира запрещено. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Велосипед, в отличие от автомобиля и мотоцикла, не предназначен для перевозки пассажиров. Это индивидуальное транспортное средство. Конструкция велосипеда не рассчитана на перевозку пассажиров и грузов, которые увеличивают его вес почти вдвое. Это ухудшает устойчивость велосипеда, им трудно управлять, что сказывается на безопасности движения. А сейчас сюрприз! Чебурашка на время отдал свой велосипед. Вот он! Давайте его рассмотрим. В правилах дорожного движения говорится: велосипед — это транспортное средство, которое имеет два колеса (или больше) и едет при помощи человека. Чтобы поддерживать свою машину в исправном состоянии, велосипедист должен хорошо знать, как она устроена. Скажите, из каких частей состоит велосипед?
Дети. Руль, рама, седло, вилка, переднее колесо, педаль, цепь, ведущая звездочка, шатун, заднее колесо.
Воспитатель. У велосипеда должны быть всегда исправные тормоза, звуковой сигнал, отражатель красного света. Велосипед должен быть подобран под рост. Нельзя ездить на взрослом велосипеде: им трудно управлять и легко попасть в аварию. Нужно уметь правильно садиться на велосипед. Сейчас кто-то из вас выйдет и покажжет, как нужно садиться на велосипед. Наклон туловища должен быть таким, чтобы спина не была сутулой.
Велосипед является таким же транспортным средством, как и автомобиль, поэтому велосипедисту нужно соблюдать правила дорожного движения, безукоснительно следовать всем указаниям регулировщиков, дорожных знаков, светофоров. Нельзя учиться ездить на велосипеде на проезжей части. Не следует ездить по тротуару; он предназначен для пешеходов. На велосипеде можно ездить там, где есть вот этот специальный знак — «Велосипедная дорожка». А под этот знак — «Велосипедное движение запрещено» — ехать запрещается.
Катаясь на велосипеде, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, сбавлять скорость, объезжать маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей. Запомните: у перекрестка нужно остановиться, сойти с велосипеда и, дождавшись, когда светофор разрешит движение, ведя велосипед за руль, перейти на ту часть улицы, куда вам нужно. Так же перемещать велосипед нужно через рельсы (железнодорожные или трамвайные) и если на дороге большое скопление транспорта или пешеходов. Следует ездить па велосипеде с друзьями в один ряд, на расстоянии не менее 2 метров друг от друга. Нельзя устраивать велосипедные гонки по проезжей части, на площадках, в парках и скверах.
Воспитатель. Рассмотрите различные ситуации, изображенные на картинках, которые находятся у вас на столах. Скажите: что является опасным для детей при катании на велосипеде? Какая опасность угрожает мальчику, катающемуся по проезжей части? Как ее избежать? Как ведет себя девочка на велосипеде? Какое правило она нарушает и как нужно поступить? А сейчас отгадайте загадки и нарисуйте ответы.
1. Три брата — один впереди, два позади, бегут и догнать одного не могут
2. Не похож я на коня,
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Послушайте рассказ про зайку-велосипедиста (автор В. Клименко).
Зайка-велосипедист
— Пи-пи! — выкрикивал зайчонок, мчась по тропинке на велосипеде.
Это ему папа-заяц только что купил сверкающий двухколесный велосипед. И зайчонок решил покататься, хотя ему и не разрешали уезжать далеко от дома.
— Ты правила езды на велосипеде не знаешь — в беду попадешь, — говорил отец.
Но не послушался зайчонок. Хотелось ему всем показать, какой у него велосипед. Хотелось, чтобы все в лесу увидели, как он лихо ездит.
На тропинке гуляли жители леса: и белочки, и лисички, и даже серый волк. Они шли спокойно и не мешали друг другу.
И вдруг — велосипедист. Все — врассыпную. Взлетели вверх птички, попрятались в норки мышата — дрожат, перепуганные. А маленькие белки на самые верхушки деревьев залезли и маму зовут. Все ругают зайчонка. А он и ухом не ведет — дальше по тропинке катит. То бросит руль, то руку за спину заложит, думает: «Вот как ловко у меня выходит!». На дорожные знаки, что для порядка в лесу повесили, никакого внимания не обращает. Там, где стоит знак «Не кричать!», кричит. Не посмотрел на знак «Грибы» — и передавил их. Не взглянул на знаки «Гнездо» и «Норка» — и переломал велосипедом домишки птиц и зверят.
У реки зайчонка окликнул старый друг, бобренок, который играл на песке с белкой. Зайчонок остановился, посадил на велосипед друзей и покатил дальше. Ведь он не знал правил, не знал, что возить на велосипеде никого нельзя. Зайчонок все сильнее крутил педали. Белка сидела на руле, а бобренок — на багажнике. Но долго ехать им не пришлось. Знака «Берлога» зайчонок тоже не заметил и влетел прямо в дом к медведю.
— Кто смел мой покой нарушить! — взревел косолапый. — Что, знака не видишь? Дa вы еще и втроем на велосипеде!
Заревел медведь. А две сороки тут же подлетели к нему и рассказали обо всех проделках зайчонка. Пуще прежнего рассердился медведь и забрал велосипед у зайчонка.
— Получишь его назад, — сказал он зайчонку. — когда правила выучишь и с отцом ко мне придешь.
Зайчонок возвращался по той же тропке, что ехал на велосипеде. А за ним. понурив головы, брели бобренок и белка. Они знали, что дома их тоже накажут. А тут еще и зверята вышли на тропинку и подняли велосипедистов на смех. Так вот и шли они до самого дома.
Вот что значит кататься на велосипеде, не зная правил движения!
Автор: Перескокова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Место работы: «БДОУ г. Омска
«Детский сад № 26 общеразвивающего вида»»
Месторасположение: г. Омск, Россия
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 16.04.2014