Доклад «Путь развития музыкальной одаренности и личность ребенка»

Пути развития музыкальной одаренности, как основа нравственного, эмоционального и эстетического воспитания в процессе становления личности ребенка.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех.

Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их творческого потенциала, является одной из приоритетных задач современного общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. И тут возникает важный вопрос: как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одаренность ребенка?

Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу родителей и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период жизни ребенка.

Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств.

Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой.

Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т. е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, Теплов выделяет три другие основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по — разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления: способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

В мире существует множество педагогических систем развития музыкальных способностей ребенка.

Перечислим некоторые из них:

1. Система Дмитрия Кабалевского.

2. Система Карла Орфа.

3. Система Марии Монтессори.

4. Система Золтана Кодаи.

5. Вальдорфская система.

6. Метод Шиничи Сузуки.

7. Метод Павла Тюленева.

8.Метод Хелен Хайнер.

Остановимся подробнее на двух из них:

1. Система Карла Орфа.

Ее суть состоит в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании, в игре на простейших, в основном ударных, шумовых музыкальных инструментах, в движении под музыку, инсценировании детских песенок и сказок.

Такие танцы и движения сопровождаются еще и «звучащими жестами», игрой звуками тела: хлопками, шлепками по бедрам, топаньем ногами, щелчками пальцев, цоканьем языком. Все это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма.

2. Система Золтана Кодаи.

Вот несколько основных положений:

а) Все дети музыкальны. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.

б) Главное в музыкальном воспитании — пение и записывание мелодии по слуху. Лучший и самый доступный инструмент — голос, считал Кодаи. Поэтому пение важнее, чем игра на инструменте.

в) Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только семейное дело, но и важнейшая общественно — государственная задача.

г) Золтан Кодаи выделял четыре элемента, которые отличают музыкально одаренного ребенка: развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.

Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении — это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми, оказывается перед рядом проблем:

1. выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

2. подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

3. актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса — родителями и педагогами образовательного учреждения.

Диагностика музыкальных способностей, проводимая один — два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями.

Для того, чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения с проведением диагностических срезов развития.

1. Объект педагогического наблюдения — музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения — выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения;

Выраженное стремление к музыкальной деятельности:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано.

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене.

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

Характер общения и поведения на музыкальных занятиях.

1. заинтересованность,

2. инициативность,

3. активность.

Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики). Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики).

Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различить группу воспитанников по тем или иным качествам.

Так, педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у каких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой.

Музыкальный материал, предлагаемый одаренным детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Большой мотивационной силой является новизна музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса.

Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям.

Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорее нуждаются в этом.

Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

Для развития и реализации творческого потенциала музыкально одаренных детей необходимо создать следующие педагогические условия:

1. Разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью.

2. Осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания.

3. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью, которая предполагает в дальнейшем:

а) участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

б) подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

4. Способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

5. Работу с музыкально одаренными детьми осуществлять через связь с другими специалистами детского сада: воспитателями, инструктором по физической культуре, психологом, логопедом.

Воспитатель наблюдает за детьми в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, учит детей «рисовать музыку».

Инструктор по физической культуре использует музыку на утренней гимнастике, во время спортивных развлечений на улице (в теплую погоду) и спортзале, использует музыкально—ритмические движения в непосредственно образовательной деятельности.

Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе непосредственно образовательной деятельности, развлечений и других видах занятий, проводит необходимые игровые сеансы по коррекции и развитию эмоционального мира детей, а также использует музыкальное сопровождение для проведения релаксации.

Логопед ведет наблюдение и организует коррекционные игровые сеансы для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д.

6. Организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.

Информационно-аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей; познавательное направление реализуется через консультации, тематические сообщения, семинары-практикумы.

Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах музыкально- эстетического развития ребенка.

Чем раньше будет выявлена природная музыкальная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

Автор: Носко Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Умка»
Месторасположение: г. Надым, ул. Кедровая, стр. 10

Дата изменения: 24.02.2015
Дата публикации: 24.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *