Новые формы сенсорного воспитания детей раннего возраста в ДОУ

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит,

видит, осязает окружающее.

Проблема:

— Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью

— Взрослые и дети действуют в разных ситуациях

— Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым в этом возрасте не приносят успеха

— Опыт взаимообщения у детей невелик и основа его еще не сформирована

— не владение ребёнка сенсорной культурой

— несформированность у детей сенсорных эталонов

— не развито аналитическое восприятие

Актуальность:

В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие восприятий, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях. Наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности. Развитие детской деятельности, руководство ею являются важной задачей. Характерной и ведущей для этой возрастной ступени является деятельность предметная. В результате которой у детей обогащается сенсорный(чувственный) опыт.

Цель: формировать сенсорный опыт детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи сенсорного развития:

n Развитие видов восприятия

n развитие восприятия формы

n развитие восприятия целостных предметов

n развитие восприятия сложных явлений действительности

n развитие восприятия пространства

n развитие восприятия величины

n развитие восприятия цвета

n развитие восприятия особых свойств предметов и явлений

n развитие восприятия времени

Этапы реализации проекта:

Первый этап: (сенсорное развитие от 0 до 1 года )

Развитие восприятия.

Наиболее трудное для освоения свойство, поскольку каждый раз эталоном является другой предмет.

Формируется на основе опыта через движение, по мере развития двигательной сферы и речи (в словах закрепляются пространственные понятия).

Формируется на основе опыта, полученного через действия, эмоциональные переживания происходящих жизненных событий, внешние признаки изменения окружающей обстановки и предметов; восприятие движений — складывается из ощущений позы тела, конечностей, движений и закрепляется в целостный динамичный образ.

Объединение ощущений от разных органов чувств: зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных и двигательных, слуховых, которые дают более правильное и разностороннее представление о любом предмете или явлении.

Главная задача восприятия, которая осуществляется благодаря комплексному объединению информации от всех видов восприятия.

Осуществляется в согласованной работе с интеллектуальными процессами мышления, речи, памяти и воображения.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

Второй этап: Знакомство детей с разными видами сенсорных пред эталонов (эталонов цвета, формы и размер в возрасте от 1-го до 3-х лет )

Эталоны

Восемь цветов ( в т.ч. чёрный и белый)

Три контрастных величины

Четыре формы и пять плоскостных фигур

Третий этап: Формирование у детей обобщённых способов обследования объектов.

Сравнение, соотнесение, сличение, упорядочивание, группировка объектов между собой являются обобщёнными способами, формирующимися на этапе раннего детства и позволяющими успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины.

Последовательность действий ребёнка при обследовании предметов

Предмет воспринимается целиком

Вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.)

Выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева)

Вычленение более мелких деталей и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям

Повторное восприятие предмета

Четвёртый этап: Поддерживание интереса ребёнка к совместной со взрослыми деятельности.

Способствовать овладению ребёнком средствами и способами познания в самых разных видах типичной детской деятельности.

Игровая

Коммуникативная

Трудовая

Познавательно-исследовательская

Продуктивная

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Двигательная

Совместная деятельность

Результаты проекта:

— вооружение ребёнка сенсорной культурой

— сформированность у детей сенсорных эталонов

— развито аналитическое восприятие

— успехи в развитии предметно-игровой деятельности

— взрослые и дети действуют в равных ситуациях

— опыт взаимообщения у детей увеличился

— активизировалась речь детей

Автор: Пантюхова Мария Михайловна
Должность: воспитатель
Место работы: СП детский сад «Ёлочка» ГБОУ СОШ «ОЦ»
Месторасположение: с. Тимашево, Кинель-Черкасский р-н, Самарская область

Дата изменения: 08.09.2014
Дата публикации: 08.09.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *