Нравственное воспитание дошкольников

Концова Галина Васильевна
воспитатель
МБДОУ детский сад №80 «Реченька»
город Набережные челны Республика Татарстан

Дошкольный возраст — фундамент общего развития дошкольника. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к людям и к жизни, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на дальнейшее поведение и образ мыслей человека.

При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма от «ума» не бывает.

Восстановление традиционной духовности и нравственности должно стать приоритетной задачей всего нашего государства, общества.Моральное развитие-одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.

Особое место занимает социально-нравственная сфера, так как именно здесь происходят значительные изменения в структуре личности дошкольника. Дошкольники уже правильно оценивают действия и поступки литературных персонажей, мультфильмов, что свидетельствует о высоком уровне развития моральных представлений и чувств. Они часто проявляют «нравственный формализм» в своем поведении, что связано с возрастными особенностями, так и со спецификой воспитания окружающими взрослыми. В соответствии с нормами «Конвенции ребенка», ратифицированной Российской Федерацией 15.09.1990года, детям гарантировано право получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям страны,в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от него собственной«(ст.29).

Большое внимание нравственному воспитанию детей уделял великий русский писатель К.Д.Ушинский. В своих произведениях он показывал как плохие стороны, так и учил правильным поступкам, пробуждал к нравственному и прекрасному. На его произведениях выросло немало поколений и до сих пор они являются ценнейшим материалом в воспитании детей.

Дошкольное детство-наиболее благоприятный период для нравственного развития личности. Что заложено в детстве, то остаПо мнению Д.Б.Эльконина именно в этом возрасте «возникают этические нормы поведения и формируются связанные с ними моральные переживания».

Работая над формированием нравственно-патриотических чувств у детей необходимо включать в свою работу разнообразные игры, поскольку игра-главное в жизни ребенка. В играх можно приобщать детей истории родного края, развивать познавательный интерес, внимание, мелкую моторику рук, закрепляют навыки бережного обращения с природой, воспитываются уважение и гордость к защитникам Отечества.

Работая над формированием нравственно-патриотических чувств необходимо включать в свою работу следующую тематику: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Город в котором я живу», «Наша Родина — Россия», «Православная культура», «Хозяева и хозяюшки».

Писатели создали много прекрасных произведений для детей. Дошкольники хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка — добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» (рассказ В. Осеевой), добродушно смеются над трусливым мальчишкой («Живая шляпа» Н. Носова), осуждают Котьку, засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова), не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского) и т. д.Рассказы М. Пришвина, В. Бианки, Б. Житкова раскрывают перед детьми красоту и неповторимость родной природы, знакомят с жизнью народов нашей Родины, воспитывают любовь к ней.

По мере общего и литературного развития ребёнка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем.Это и рассказы из «азбуки» Л.Н.Толстого («Косточка», «Девочка и грибы»,»Лев и собачка«, «Филиппок» и др.) и «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка, и стихи Н.А.Некрасова, В.В.Маяковского, и сказки А.М.Горького

Семейные ценности — принципы, на которых основывается наша жизнь. К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии — документы, воспоминания письма, награды. Бережное отношение к реликвиям — источник нравственной силы, идейной убежденности, духовной преемственности поколений. Супружеский, семейный долг- непреходящая нравственная ценность людей. По глубокому убеждению К.Д.Ушинского, только там где чтят традиции и обычаи поколений, может вырасти истинно воспитанный человек. Поэтому семейные ценности нужно воспитывать с раннего возраста через рассказы, семейные архивы (письма, фотографии, газетные выдержки и т. д.). Таким образом , семья и детский сад — это два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Формирование нравственного поведения у детей дошкольного возраста способствует использование таких средств, как ознакомление с нормами морали и включение в разнообразную интересную деятельность, имеющую нравственно — ценные мотивы. Успешное решение этой задачи возможно при учёте ряда условий. Моральные нормы должны быть представлены детям в виде доступных им моральных правил. Наиболее ярко они иллюстрируются в художественной литературе в форме конкретных положительных или отрицательных поступков, вызывающих у дошкольников моральные чувства, побуждая их следовать положительным образам, стремиться быть похожими на положительных героев и воздерживаться от отрицательных поступков.

Список используемой литературы:

1. Дошкольное воспитание № 10 −2010г. (стр.6-10).

2. Дошкольное воспитание № 10 −2008г. (стр.63-68).

3. Дошкольное воспитание № 12 −2011г. (стр.53-62).

4. Дошкольное воспитание № 1 −2012г. (стр.60-67).

5. Дошкольное воспитание № 5 −2013г. (стр.83-87).

6. Дошкольное воспитание № 4 −2012г. (стр.43-46).

Автор: Концова Галина Васильевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад №80 «Реченька»
Месторасположение: город Набережные челны Республика Татарстан

Дата изменения: 22.05.2016
Дата публикации: 18.12.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *