Тема:
«Развитие пространственной ориентировки
у детей
с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест.
Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
- Ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушениями зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города, в различных учреждениях, организациях, в общественных местах. Особенности пространственной ориентировки слабовидящих дошкольников, в частности, детей с косоглазием и амблиопией, раскрыты Е. О. Незнамовой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной, Л. В. Рудаковой и др.
Дошкольный возраст является периодом освоения предметно-практического ориентирования и словесной системы отсчета по основным направлениям пространства. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности. Наиболее успешно освоение нашими детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется при интеграции всех направлений воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность.
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Слабовидящие пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности.
Для воспитанников нашей группы с нарушениями зрения(амблиопия и косоглазие) характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро — и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т. д.). Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах, и изображениях.
Наша работа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников. Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства. Под ориентировкой в пространстве понимается способность слабовидящего ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.
Формирование достаточно высокого уровня навыков пространственной ориентировки позволяет детям с нарушением зрения осуществлять перенос этих навыков в различные сферы деятельности (учебную, игровую), снимает такие последствия, как боязнь пространства, неуверенность в своих силах, медлительность и осторожность в движениях, ограничение самостоятельности, то есть влияет на личность слабовидящих в целом.
Цель нашей работы
- Совершенствовать педагогические условия для обеспечения права каждого ребёнка с ОВЗ на получение качественного образования путём коррекционно-развивающей работы по формированию у дошкольников пространственных представлений и развивать потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
- Для этого решались следующие задачи:
- Использовать эффективные технологии, формы, методы и приёмы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие);
- Создать систему коррекционных игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения ( амблиопия, косоглазие);
- Составить учебно-тематический план коррекционных занятий по развитию ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения ( амблиопия, косоглазие);
- Определить пути взаимодействия участников образовательного сообщества на координацию деятельности по развитию пространственной ориентировке у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие);
- Повысить свою профессиональную компетентность в области технологий коррекционной педагогической работы с детьми с нарушением зрения;
Планируемый результат:
- Использованы эффективные технологии, формы, методы и приёмы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие);
- Создана система коррекционных игр и упражнений на развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения ( амблиопия, косоглазие);
- Составлен учебно-тематический план коррекционных занятий по развитию ориентировке в пространстве для детей с нарушением зрения ( амблиопия, косоглазие);
- Положительная динамика развития навыков пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие);
- Определены пути взаимодействия участников образовательного сообщества в коррекционной работе, по ориентировке в пространстве с детьми с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие);
- Повышение уровня своего профессионализма.
В течение ряда лет мы разрабатывали и апробировали тематическое и перспективное планирование по ориентировке в пространстве для дошкольников с патологией зрения. При составлении учебно-тематических планов использовали: « Программу для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида» под редакцией ПлаксинойЛ.И. Методическое пособие Е. Подколзиной «пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения», НагаевойТ.И. «Нарушение зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки»(Приложение 1.)
Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушением зрения в развитии и наличием у него к моменту поступления в коррекционную группу целого ряда вторичных отклонений.
Построение работы с детьми с нарушением зрения идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. В процессе обучения ориентировке в пространстве использовались современные методики, модифицированные и адаптированные педагогами применительно к требованиям коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения.
Обучение детей ориентировке в пространстве осуществляется по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:
— на первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;
— на втором этапе — дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;
-третий этап — решается задача обучения детей ориентировке между предметами, расположенными в окружающем пространстве, умению определять своё местоположение среди предметов и пространственное расположение одного предмета по отношению к другому;
— четвертый этап — обучение детей моделированию предметно-пространственных отношений;
— пятый этап — обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.
Формирование этих представлений – один из важнейших компонентов в содержании работы при подготовке детей к школе.
Наиболее успешно усвоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в коррекционно-развивающих играх. В них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
При обучении ориентировке на собственном теле используем следующие приемы:
- зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела:
- рассматривание ребенком себя в зеркале;
- зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.
Используем коррекционно-развивающие игры: «Покажи, где у тебя (голова, ноги и т. д.)», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла делает зарядку».
Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. В обучении используем реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают, как оно бьется. Используем систему меток: аппликационные изображения, кружки, бантики и т. д. Их прикрепляем на одежду и объясняем ребенку, что эта сторона его тела – левая.
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя», формируем у детей навыки использования зрения в ориентировке, развиваем умения выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями. Например, педагог предлагает ребенку пройти до игрушки и сосчитать, сколько шагов он сделал. Затем пройти до другой игрушки, так же считая шаги, и сравнить, до какой игрушки он сделал больше шагов.
Когда дети прочно усвоят направления пространства с точкой отсчёта «от себя», учим их ориентироваться «от предметов» и «между предметами», используя игры: «Расскажи, как стоят игрушки», «Где сидит кукла?», «Поставь игрушку на верхнюю, нижнюю полку».
Следующим важным этапом является формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями. Детям предлагается игровое задание, где они учатся обследовать пространство, которое им предстоит моделировать. Например, коррекционно-развивающая игра «Кукла переезжает на новую квартиру». Дети расставляют мебель и словесно описывают её расположение. Условия каждой такой игры меняются. Например, по-другому расставляется мебель, увеличивается её количество, вносятся новые атрибуты. (Приложение 2.)
Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем и планов является, пожалуй, самым сложным этапом работы. Проводим его последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану; знакомство с условными (схематичными) изображениями предметов; формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства. (Приложение 3.)
Например: 1. По предложенной схеме расставить на столе игрушки и рассказать, как они расположены.
2. По схеме с изображением геометрических фигур расставить на столе предметы, соответствующие по форме геометрическим фигурам.
3. Нарисовать, как размещены предметы в шкафу, рассказать об их местоположении.
4. Нарисовать, как размещены предметы на полу в комнате, и рассказать об их местоположении.
Таким образом, использование коррекционно-развивающих игр расширяет представления детей об окружающем пространстве и формирует прочные навыки практического ориентирования.
Дети с нарушением зрения комплектуются в подгруппы из 2-х, 4-х детей с учетом характера заболевания органа зрения, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности знаний по ориентировке в пространстве.
Схема построения занятий включает в себя релаксационные упражнения, игровые приемы, физминутки, с упражнениями для глаз, малоподвижные игры. Это позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.(Приложение 4.)
Продолжительность занятий распределяется по возрастам, учитывая индивидуальные зрительные нагрузки.
Знания, полученные на занятиях одного этапа, закрепляются на последующих этапах обучения ориентировке в пространстве, а также на занятиях познавательной деятельности, на прогулках и в повседневной жизни.
В ходе занятий ведется контроль за тем, чтобы у детей не возникло зрительного утомления, строго соблюдаются требования гигиены к освещению, позе и осанки детей, проводится гимнастика для глаз (Приложение 5.)
Работа по развитию ориентировки в пространстве ведется совместно с другими специалистами детского сада:
— воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, умения ориентироваться в нем, которые сформированы у детей учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности ( игровой, учебной, бытовой); закрепляет умение ориентироваться в пространстве, дополняя зрительное восприятие пространства двигательными ощущениями.
— учитель — логопед формирует у детей прочные связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов с их чувственным восприятием.
— музыкальный руководитель упражняет детей в узнавании местоположения людей, предметов по звуковой характеристике, развивает слуховое восприятие. (Приложение 6.)
В нашей группе сложилась система взаимодействия коллектива специалистов с родителями воспитанников.Для того чтобы работа по развитию пространственных ориентировок проходила более успешно, мы привлекаем к участию в коррекционном процессе родителей.
Индивидуальные консультации с родителями и открытые коррекционные занятия позволяют активизировать, и закреплять знания, умения, навыки у детей с патологией зрения и использовать их вне детского сада. (Приложение 7.)
Вся коррекционная работа с детьми проводится при осуществлении тщательного наблюдения и контроля со стороны врача-офтальмолога.
Для того,чтобы правильно планировать свою работу со слабовидящими детьми по ориентировке в пространстве, педагогам необходимо выявить исходный уровень знаний, умений и навыков, а также понять причину возможного отставания по развитию пространственной ориентировки, сенсорного и общего развития. С этой целью необходимо коррекционно-педагогическое обследование, которое проводится нами два раза в год, используя методику Л.И.Плаксиной и В.А.Рудаковой (Приложение 8.)
Результативность определялась по методу экспертной оценки «ребёнок должен знать». Это позволяло оценить не только уровень подготовленности ребёнка с патологией зрения к обучению, но и наметить конкретные шаги в организации коррекционной работы по данной теме.
Для выявления уровня усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве использовались натуральные предметы, их модели, макеты, контурно-силуэтные изображения. Обследование проводилось только в игровой форме, предлагаемые задания были четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника.
Уровни усвоения детьми знаний по ориентировке в пространстве:
· 0 уровень
У ребенка нет никаких навыков, предлагаемые задания не выполняются
· I уровень
Задания выполняются с грубыми ошибками, необходима словесная и практическая помощь педагога
· II уровень
При выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в некоторой корректировке педагога
· III уровень
Задания выполняются правильно, без подсказки и корректировки педагога
Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдений учителя-логопеда, музыкального руководителя, мед/сестёр-ортоптисток, воспитателей, родителей и определяется роль каждого в комплексном процессе обучения дошкольника с патологией зрения.
Сравнительная диагностика показывает эффективность выбранного нами направления в работе по развитию пространственных ориентировок у детей с нарушением зрения.
Воспитанники безошибочно освоили “схемы собственного тела». Могут находить, и выделять различные стороны предметов: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую. Применяют словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево. Определяют расположение предметов в пространстве “от себя”, когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте.
Дети лучше стали определять пространственные расположения объектов при ориентировке на плоскости, то есть их размещённость, относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.Более активно употребляют словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Хорошо ориентируются в помещении детского сада. Приобретенные навыки и умения позволили детям легко ориентироваться на музыкальных и физкультурных занятиях, сняли трудности в составлении целого из частей при конструировании, в умении располагать рисунок на листе …..
Автор: Петухова Светлана Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» Асбестовского городского округа
Месторасположение: город Асбест, Свердловской области
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 19.11.2017