Название: Из опыта прочтения повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант». Материал для подготовки к уроку внеклассного чтения (8 класс)
Номинация: Школа, Материалы к аттестации, 5-11класс
Автор: Рассказова Жанна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» г.Лебедянь Липецкой области
Месторасположение: Липецкая область, город Лебедянь, ул. Ленина, д.4
Из опыта прочтения повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Материал для подготовки к уроку внеклассного чтения
«Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении… Если при этом люди научатся все больше помогать друг другу в пути…счастья будет все больше. Потому что счастье только в жизни, а жизнь вся — стремление, достижение, новое стремление».Так писал знаменитый русский писатель и публицист Владимир Галактионович Короленко. Это было то, во что он верил, к чему стремился, за что боролся, чему отдал свою жизнь. Современники писателя дали высокую оценку его трудам, все они видели в его произведениях глубокую нравственную направленность. Прежде всего, это передается через образы героев, через отношение автора к герою.
Творчество Короленко актуально в наши дни, его произведения призваны решить вопросы нравственного воспитания личности подрастающего поколения, учат настоящей дружбе, любви, преодолению душевной и физической боли.
В 1886 году В. Г. Короленко пишет большую повесть «Слепой музыкант», где ставит вопрос: что же такое человеческое счастье? Повесть рассказывает о слепорожденном мальчике, для которого мир лишен красок и света, жизни и счастья. Словно тонкий психолог, В. Г. Короленко удивительно проникновенно воссоздает замкнутый мирок ощущений и звуков, намеков и догадок, в котором живет его герой.
В повести ярко и проникновенно раскрыты внутренние предчувствия молодой матери: «Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение горького страдания, из закрытых глаз скользнула крупная слеза.
— Отчего, отчего? – по-прежнему тихо шептали ее губы».
Не оставляют школьников равнодушными и такие строки: «И только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло прорваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз крупные слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам». Школьники понимают слезы матери и ее душевное страдание, находят сами объяснение в короткой фразе: «…ребенок родился слепым». Ребята задумываются над вопросом: как почувствовало материнское сердце горе, пришедшее к сыну? Ведь об этой трагической новости в доме Попельских узнают лишь через много дней, после визита доктора, который скажет со смущенным видом: « К сожалению, сударыня, вы не ошиблись. Мальчик действительно слеп, и притом безнадежно…» И какое оно сильное, материнское сердце, стоически встретившее эту весть: «Мать выслушала это известие со спокойной грустью.
— Я знала давно, — сказала она тихо».
Рождение слепого ребенка – это трагедия и матери, и всей семьи, и, конечно же, мальчика, которого жестоко обидела семья. Что с ним будет в этом злом, равнодушном и к здоровым людям мире? Как сложится его судьба? Многое зависит и от людей, которые его будут окружать, от их умения протянуть руку помощи, не пройти мимо страждущего. Войдут такие люди в жизнь в жизнь Петруся? Один из них – это его дядя Максим Яценко, в прошлом известный забияка, уехавший в Италию, чтобы сражаться за ее свободу в отрядах Гарибальди. Он тоже инвалид, но покалеченный в сражениях, вернувшийся домой с мыслью, «что он навсегда выбыл из рядов и теперь напрасно загружает собой фурштат, ему казалось, что он рыцарь, выбитый из седла жизнью и поверженный в прах».
Школьники ищут ответ на вопрос:
— Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?
В тексте ребята находят: «… этот мальчик тоже инвалид. Если нас обоих сложить, вышел бы из нас один лядащий человечешко».
Школьники также находят в тексте разговор дяди Максима с Анной Михайловной, где есть такая фраза: «Этот малый будет несчастливее меня. Лучше бы ему не родиться».
Задаемся вопросами:
— Неужели дядя Максим жесток? Неужели мы в нем ошиблись?
Нет, его слова жестоки, но справедливы по отношению к матери мальчика. Она решила создать ему тепличные условия. Дядя хотел видеть племянника счастливым, живущим полноценной жизнью, а не нытиком, спекулирующим на своем горе. Ребята правильно рассуждают, показывая желание понять и оценить поступки героев повести. Короленко задается вопросом: но разве может быть слепой человек счастливым?
Мы приходим к убеждению, что может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских сложностей. И в этом мальчику поможет дядя Максим. Старый воин посвятит себя воспитанию Петра и найдет в этом смысл жизни: « Кто знает, — думал старый гарибальдиец, — ведь бороться можно не только мечом и копьем. Быть может, несправедливо обиженный судьбой подымет доступное ему оружие в защиту других, обездоленных жизнью, и тогда я недаром проживу на свете, изувеченный старый солдат». Так детям открывается мудрый смысл слов дяди Максима: « Обездоленный за обиженных» — вот девиз, который он выставит заранее на боевом знамени своего питомца». Можно говорить с ребятами о сложном постижении Петром звучащего мира, о его маленьких победах над недугом. Дети открывают для себя, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства. Только тогда природа сможет его чем-то вознаградить, как вознаградила Петра: лишив мальчика зрения, она щедро наградила его другим: с детских лет ребенок обнаруживает незаурядные музыкальные способности. Писать показывает нам как нелегко и как важно правильно найти место в жизни, он убежден, что любимое занятие может облегчить жизнь обездоленному жизнью мальчику. Уместно по тексту 2-4 и 6 части второй главы задать школьникам вопросы:
— Почему музыка Иохима потрясла мальчика?
— Почему Анна Михайловна в состязании с Иохимом потерпела поражение?
— Как изменились взрослые и Петрусь, соприкоснувшись с миром музыки?
Ребята, вдумчиво проанализировав страницы повести, непременно придут к выводу, что талантливая музыка Иохима была наполнена истинным живым чувством, в ней звучала боль души простого человека. Через невыразимую музыку конюха Петр открыл для себя красоту родной земли, жизнь народа. Да и для Анны Михайловны музыка Иохима была большим душевным потрясением: «Он научил ее, как опять привлечь к себе ребенка, и если теперь мальчик получит от нее целые сокровища новых впечатлений, то за это они должны быть благодарны ему, мужику-дударю, их общему учителю».
Но Петру не хватало общения со сверстниками, дружбы, любви. Необходимо поставить перед ребятами вопрос: почему дружба с Эвелиной была для Петра даром благословенной судьбы? В работе следует опираться на содержание 3 и 4 главы. Здесь очень важна работа с портретом девочки. Ребята отмечают «ее недетскую рассудительность», «плавное спокойное движение», умение общаться с людьми, разделять чужую боль. При первых встречах Эвелины и Петруся, девочка была поражена его странностью, а затем открытием, что мальчик слепой: «Пораженная внезапностью печального открытия, маленькая женщина не удержалась на высоте своей солидности, и, превратившись вдруг в огорченного и беспомощного в своем открытии ребенка, она горько и неутешно заплакала». Очень важно то, что школьники замечают, как это «печальное открытие» оставило неизгладимый след в ее душе. Для девочки это была первая встреча с чужой болью, поэтому она так потрясена. Эвелина выражает готовность взять чужую больна себя, для Петра она становится ангелом-хранителем. Важно подчеркнуть ребятам, что Эвелина была талантливым человеком, избранной натурой, потому что умела любить, а не жалеть слепого человека, смогла разделить с ним все радости и печали, став его женой. Высокого эмоционального напряжения достигают школьники, когда выразительно читают сцены объяснения в любви Петра и Эвелины, донося сложную гамму чувств, пронесшихся в смятенной душе Петра: страх потерять любимую, радость обретенного счастья, взаимопонимание, смысл жизни. Необходимо обратить внимание школьников на звучащий мир природы, пейзажи, которые нарисовал Короленко.
Одной из важных проблем, поставленных автором, несомненно, является проблема выбора, ставшая перед Петром: смириться и страдать или бросить вызов судьбе. На примере главного героя можно говорить о стойкости, мужестве, целеустремленности.
Аналитическое чтение эпизодов из 6 главы «Встреча со слепым звонарем», «Подаяние слепым», показывают, как в душе Петра рождается сострадание к ближнему, умение преодолеть собственную боль, ущербность, обрести призвание. Какой же путь выбрал для себя Петр? Это трудный путь сомнений в самом себе, путь поисков, приведший его сначала к страданиям, к странствиям с нищими, а затем к обретению самого себя как музыканта и человека. Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась. Судьба подарила Петру большое творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талант пианиста и композитора.
Работу над повестью «Слепой музыкант» завершаем чтением «Эпилога», где описан концерт Петра Попельского на киевской ярмарке. Ребята находят: «Да, он прозрел… На месте слепого и неутомимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумел напомнить счастливым о несчастных».
По завершении изучения повести уместно дать школьникам задание написать отзыв об изученном произведении, написать о чувствах, которые они испытали.
Изучение повести В.Г. Короленко позволяет ставить перед современными школьниками разнообразные проблемные вопросы нравственного характера. Решая проблему, ребенок учится мыслить, излагать свое мнение, развивает интеллект, получает жизненный опыт. Герои В. Г. Короленко призваны служить людям на все времена напоминанием « о высшей красоте человеческого духа».
Примечания
Короленко В. Г. Собрание сочинений в 10 томах: т. 10. – М.,1956. – С.486-487.
Соколова М. А. Человек создан для счастья// Рассказы В. Г. Короленко. – М.,1978.
Короленко В. Г. Повести и рассказы. – Л. 1984.
Дата изменения: 20.12.2016
Дата публикации: 20.12.2016