Педагогический проект для средней группы «Занимательные крышки»

Автор: Пантелеева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель

 

Педагогический проект «Занимательные крышки»

 

 

Паспорт проекта

Название проекта: «Занимательные крышки»

Вид проекта: коллективный, исследовательско–игровой.

Описание проекта:

Особенность деятельности в рамках проекта состоит в использовании информационной среды для максимально полного развития интереса детей, развития кругозора и экпериментальной деятельности с компонентами неживой природы.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экологическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у дошкольников, достичь грамотного и цивилизованного обращения с отходами (пластиковые крышки), развить познавательные интересы детей, воображение.

Проект адаптирован для детей дошкольного учреждения и может быть использован воспитателями во взаимодействии с семьями детей.

Программное содержание:

Уже начиная с младшей группы, ставятся задачи воспитания и развития детей:

  1. Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.
  3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

В средней группе задачи усложняются:

  1. Постоянно поддерживать активный интерес детей 4-5 лет к окружающей природе. Укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Способствовать дальнейшему познанию ребёнком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов.
  3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
  4. Поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений. Впечатлений. Поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.
  5. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребёнка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Актуальность:

«Мусор – это не вещество, а искусство – искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке»

Пол Коннетт.

Сегодня бутылочная крышка давно стала привычным распространенным атрибутом, на который мало кто обращает внимания и чаще всего ее приравнивают к мусору. Проблема мусора – одна из самых актуальных проблем современности, которая касается любого из нас. В проекте федерального закона «Об экологической культуре», подчеркнуто, что именно в дошкольном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе. К тому же 2017 год объявлен годом экологии.

Конкретные примеры использования человеком пластмассовых бутылок, крышек могут быть взяты на вооружение педагогами с целью формирования у детей ЗОЖ, познавательных способностей.

Еще одна проблема современного мира – это готовые магазинные игрушки. Да, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, не развивают фантазию. И дети быстро теряют к ним интерес.

Самоделки – самые любимые игрушки для ребят. Из почти ничего не стоящих материалов, получаются самые дорогие для них игрушки, в которые вложено так много.

Работая в детском саду заметила, что дети проявляют большой интерес к занятиям с нетрадиционными материалами. А ведь работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса.

В нашей группе накопилось много нетрадиционного бросового материала, в частности крышек. Яркость, таинственность материала очень подходит к потребностям детей, к их ожиданию праздника от каждого дня, постоянной готовности удивляться и радоваться, стать самим чуть-чуть исследователем и экспериментатором.

Противоречие: Людям всегда нужны крышки, чтобы закрывать сосуды, емкости, но часто взрослые не видят другого их применения и приравнивают к мусору. При этом стараются покупать детям готовые игры и игрушки, что не способствует развитию детского экспериментирования и творчества.

Таким образом выявленное противоречие привело к выбору темы проекта.

Объект исследования: детская экспериментальная деятельность с компонентами неживой природы.

Предмет исследования: совокупность методов, приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативности дошкольников 4-5 лет.

Цель проекта:

Развитие творческой инициативности в процессе экспериментирования с компонентами неживой природы.

Задачи:

  • Провести анализ условий для развития воображения, познавательных способностей, творческого саморазвития у воспитанников группы.
  • Определить способы и методы развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей.
  • Создать единое пространство, развивающую образовательно-интеллектуальную среду в условиях группы, стимулирующую познавательную активность детей.
  • Провести мероприятия по теме для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знания о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
  • Разработать систему активного сотрудничества детей, родителей и воспитателей в данном направлении.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети средней группы №10 4-5 лет «Пчелки», родители воспитанников, воспитатель.

Необходимые материалы:

Пластмассовые крышки разных размеров и цветов.

Предполагаемый продукт проекта:

  • Картотека схем-моделей
  • Картотека игр с крышками
  • РОД — «Эти крышки — волшебницы».
  • Выставка «Крышки-волшебницы»
  • Консультация для родителей по теме: «Всё дело в … крышке»
  • Фоторепортаж

Ожидаемый результат:

  • Появятся необходимые условия в РППС группы для развития воображения, познавательных способностей, творческого саморазвития у воспитанников группы.
  • Разовьются любознательность, коммуникативные навыки, познавательная активность, творческие способности и качество игровых действий с крышками.
  • Повысятся навыки исследовательской деятельности, экспериментирования с применением необычного материала (крышки).
  • Дети научатся использовать разнообразный бросовый материал (крышки от разных ёмкостей) нетрадиционными способами, видеть результаты труда.

Содержание проекта:

  • Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
  • Подбор методической, научно-популярной литературы, игрушек, иллюстрационного материала, атрибутов для игровой деятельности по данной проблеме (крышки разного цвета и размера), материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
  • Создание творческой группы из детей, родителей, воспитателя.
  • Уведомление участников проекта в том, что с помощью данного материала реализуются интеллектуальные, творческие, художественные, технические возможности.
  • Практическая реализация проекта: РОД, опыты-эксперименты, игры, продуктивная деятельность отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.

Этапы реализации проекта

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  • Подбор коллекции крышек, материала о них. Беседы с детьми о назначении крышек и способах нетрадиционного использования их.
  • Составление объявления для родителей.
  • Подготовка схем-моделей, подбор опытов, игр, изготовление дидактических материала, сухого бассейна.
  • Чтение художественной литературы о волшебстве, о превращениях и т. д. («Колёса» В.Сутеева и др.)
  • Выполнение домашних заданий детей и родителей. Консультация для родителей по теме: «Всё дело в … крышке»
  • Выставка детского творчества.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

  • Дети, играя, знакомятся со свойствами крышек в играх, опытах и экспериментах: «Тонет – не тонет», «Печатки», «Чудесный сундучок», «Собери по описанию, цвету и образцу».
  • Эстафетная игра «Собери цветок».
  • Цикл дидактических игр: «Собери букет», «Укрась салфеточку», «Что лишнее?», «Создай свою картинку», «Мозаика», «Воздушные шары».
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление поделок детьми, обсуждение детского творчества.
  • Поиск, подготовка и заучивание стихов, загадок, скороговорок о превращениях, волшебстве и т. д.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  • РОД — «Эти крышки — волшебницы».
  • Выставка «Крышки-волшебницы».
  • Обобщение опыта работы.

Подготовительный этап (фоторепортаж)

 

Подбор коллекции крышек

P8030062

Подготовка схем-моделей, опытов, игр

68422_thumb_big 3209_img2

 

Чтение художественной литературы

 

Рассматривание иллюстраций с изображением различных поделок из крышек

 

Поделки из крышек (рассматривание)

 

Поделки из крышек (рассматривание)

Выставка детского творчества

P7310070

«Летний букет»

P7310068

«Солнечная полянка»

Выставка поделок с использованием крышек

 

P8130198

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7″ Золотая рыбка»

Консультация для родителей

по теме:

«Всё дело в … крышке»

Подготовила и провела:

Пантелеева Е.А.

воспитатель 1 кв. категории

Городской округ г. Выкса 2017 год

Крышки – предмет наипростейший, но, тем не менее, обладающий таинственным обаянием. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены – для чего-то они пригодятся. Как же приспособить крышки к важному делу в любом доме, где есть маленькие дети?

СУХОЙ АКВАРИУМ

«Сухой аквариум» — набор крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке (любой ёмкости). Можно предложить ребёнку в любое время, когда у него плохое настроение, или наоборот, он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что Ваш малыш не будет бояться что-то сломать или потерять.

Цель игры: снятия напряжения, усталости; расслабления мышц спины, плечевого пояса. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.

Вариант 1

«Купание» рук в «сухом аквариуме» — погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание крышками.

Вариант 2

Крышки рассыпаны по ковру (столу, полу и т. д.)

— Много ли крышек у нас помещается в тазике?

— Какого цвета крышки?

— Крышек какого цвета больше?

Сортируем крышки по цвету (на полу или на ковре)

— Кто быстрее соберёт в тазик крышки того или иного цвета?

Вариант 3

Детям предлагается рассыпать крышки и собрать в «аквариум», снова рассыпать и собрать, и так несколько раз.

Вариант 4

«Чьи бусы длиннее»? «Три змейки», «Паровозик с вагончиками», «Дорожки», «Мостики» и т.п.

Выполняя подобные задания, дети выкладывают на полу цепочки из крышек одного цвета или чередуя цвета. Чем старше ребята, тем сложнее варианты предлагайте. Например: 4 синих,1 красная,4 синих, 1 красная и т. д., пока не кончатся крышки данных цветов. Цветовые варианты могут быть любые.

Вариант 5

Строим пирамиды, башенки, арки, ворота, город будущего и т.п. Выясняем при этом, что выше, чья постройка выше или ниже. Дети строят пирамиды, ставя крышки друг на друга.

НАПОЛНИ БУТЫЛКУ

Можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. В старшем дошкольном возрасте эта игра может носить соревновательный характер и проводиться как эстафета.

Цель игры: Обучение или закрепление знаний об основной цветовой гамме и её оттенках. Обучение счёту. Развитие внимания, памяти, творческого воображения, смекалки, мелкой моторики рук.

Вариант 1

Ребёнку даётся закрытая крышечкой бутылка и набор разноцветных крышек. Он должен наполнить бутылку крышками того же цвета, что и крышка на неё самой. Если собирается несколько играющих, то проводится игра «то быстрее наполнит бутылку».

Вариант 2

Наполнить бутылку крышками заданной цветовой гаммы или подобрать крышки по настроению, по погоде; любимого цвета и наполнить ими бутылку.

Вариант 3

Детям предлагаются различные по величине бутылки. В итоге устанавливается зависимость вмещающегося количества крышек от величины бутылки.

Вариант 4

Наполнить бутылки крышками, используя для этого различные предметы: ложки, палочки, крючки, петли, пинцеты и пр.

ЦВЕТНОЕ ДОМИНО

Подбираются белые и черные крышки. Верх каждой из них закрашивается краской или (чего проще) заклеивается цветной самоклеющейся бумагой – по секторам. Цвета можно взять произвольно.

Цель игры: закрепление знаний о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, творческого воображения, конструктивных умений, смекалки.

Вариант 1

Берутся четырёхцветные крышки. Увеличивается площадь игры и направления цветовых цепочек.

Вариант 2

Ребята составляют из крышек узоры, соблюдая принцип «домино».

МАССАЖЕР,

Для изготовления одного массажера потребуется: 2 крышки, 1 горлышко бутылки с резьбой, спиленное до ограничителя, 6 предохранительных колец различного цвета. Предохранительное кольцо – это часть крышки, которая остается на горлышке после вскрытия бутылки.

Изготовление тренажера – предохранительные кольца вывернуть наизнанку, колючей стороной наружу. После этого надеть по три кольца на каждую крышку. Вставить горлышко от бутылки спиленным концом до упора в одну из крышек, а другую накрутить на резьбу навстречу ей, встык.

Понятно, что трудно, без помощи папы не обойтись!

НАКОРМИ ПТЕНЦА

Для этой игры потребуются игровые модули и множество разноцветных крышек.

Цель игры: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов, обучение метанию в цель, упражнение в счете. Развитие внимания, воображения, глазомера, мелкой моторики рук.

Вариант 1

Дети могут производить метание из положения стоя — модуль у ног играющего; из положения стоя на коленях и т.п.

Вариант 2

Дети производят метание с расстояний 1 метра правой, левой рукой, соревнуясь друг с другом произвольно или на время. Цвет крышек роли не имеет. Количество попаданий засчитывается как количество очков.

СЕРСО

Игру можно проводить как с одним ребёнком, так и с группой детей, хорошо включить в игру и взрослых. Игра развивает внимание, глазомер, умение регулировать движение; воспитывает терпение, формирует навык самоконтроля.

Вариант 1

Поймать крышку на ниточке в бутылочную воронку правой, левой рукой. Какая рука поймает больше крышек за одну минуту?

Вариант 2

Поймать поочередно все крышки, удерживая в воронке уже пойманные.

Вариант 3

Поймать одновременно 2 или больше крышек в воронку.

Вариант 4

Ловить воронкой крышки, которые бросает другой ребёнок с определённого расстояния.

МОДЕЛЬ ВРЕМЕНИ

Для формирования у детей представления о некоторых промежутках времени: части суток (утро, день, вечер, ночь), неделя – 7 дней, сезоны – весна, лето, осень, зима; месяц – 4 недели.

Средний возраст: ежедневно самостоятельно нанизывают цветные крышки условного цвета, обозначающие части суток. Между крышками – «сутками» нанизывается прокладка, разделяющая их. Так строится модель недели, месяца, сезона.

Старший возраст: самостоятельно строят недельные цепочки, используя различные цветовые обозначения частей суток, так же самостоятельно выбирают последовательность: утро-вечер-ночь, день-вечер-ночь – утро и т. д.

 

Основной этап

Игротека «Изучение свойств крышек»

Коллекция крышек.

ЦЕЛЬ: Познакомство детей с рукотворными предметами – крышками, продемонстрировать их разнообразие по качеству, размеру, цвету, умение сортировать, классифицировать, рассказать о применении крышек в жизни человека.

ХОД:

1 вариант: Разложить на столе несколько крышек и рассмотреть их. Обратить внимание на то, что они разные. Назвать качества и свойства различных крышек (материал, из которого они сделаны, разная форма, цвет)

2 вариант: Подумать и выложить групповую коллекцию «Крышечки». Периодически пополнять коллекцию новыми крышками, которые приносят из дома дети и воспитатели.

3 вариант: Использовать крышки для заполнения круглых форм в образных картинках (пароход – иллюминаторы, дым; поезд – колёса и т. д.)

4 вариант: Разложить в три отделения, по диагонали, в соответствии с чем-то, сравнение на глаз, по образцу.

 

 

ЦЕЛЬ: Называние цвета, развитие внимания, воображения, глазомера, мелкой моторики рук.

ХОД: Дети получают кружочки разного цвета. Предложить составить из лепестков «волшебный цветок». В процессе игры уточнять, какие цвета получаются у детей.

 

Эстафета «Собери цветок»

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики, точности движений пальцев, умения поочерёдно действовать правой и левой рукой.

 

«Смекалочка»

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, логического мышления, умения сравнивать и анализировать.

ХОД: Предложить выбрать картинку и в соответствии с заданием выложить рисунок крышками, ставя их на подходящее место.

 

«Самая высокая башня»

ЦЕЛЬ: Грамотно подобранная цветовая гамма снимет у ребёнка напряжение, способствует познавательному развитию. Цветом можно играть, составлять башни разной высоты.

ХОД : Кто из детей поставит больше крышек друг на друга.

 

«Укрась салфетку»

ЦЕЛЬ: развитие творческого воображения.

ХОД: Можно делать как из одинаковых, так и из разных крышек. Располагать крышки в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно.

 

«Разноцветная мозаика».

Эту игру дети любят особенно, занимаются с интересом, могут подолгу играть с взрослыми и самостоятельно.

 

Экспериментирование с крышками

Изучение тайн крышек.

  1. Трогаем руками крышки. Какие они? На ощупь они твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, имеет разный цвет. Знакомимся с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны крышки (прозрачность, прочность, фактура, вес и т. д.). Обратите внимание на размер и форму: большие и маленькие, фигурные и квадратные, прямоугольные и круглые.

 

  1. Берём лупу и рассматриваем. Что видим? Обнаружили много разных мелких впадин и изгибов, о существовании которых дети и не подозревали. Увидели множество различных рисунков, узоров в увеличенном состоянии.

 

  1. Возьмём весы и взвесим две одинаковые и две разные по форме и размеру крышки. Мы видим, что вес разный в зависимости от размера.

 

  1. Опускаем крышки в ёмкость с водой. Что мы замечаем? Они плавают, но некоторые утонули. Почему? (имеют вес). Замечаем, что во время потопления они булькают, слышен характерный звук. Вытаскивая из воды, отмечаем, что они стали скользкие.

 

  1. Склон из доски. Крышки одного размера, но сделанные из различных материалов (пластмасса, жесть, фольга и т. д.). Крышки отпустить по склону одновременно и понаблюдать. Крышка, достигшая пола первой обладает самым меньшим трением по сравнению с другими.

 

  1. Маятник. К нитке привязать крышку, подтолкнуть, чтобы раскачать маятник и посчитать сколько раз качнётся. Затем удлинить нитку и снова сосчитать количество колебаний. Сравнить, сделать вывод.

 

  1. Макнуть крышку в гуашь. Способом «штампа» на белый или цветной картон нанести несколько разноцветных кружков и получается интересный, сказочный, волшебный рисунок. Можно рисунки, которые получились, дорисовать кистью.

 

Вывод:
Крышки бывают разного вида, плотности, веса, они тонут и плавают, могут быть теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шероховатые, разного цвета и размера. Крышками можно рисовать на картоне, бумаге.

«Юный исследователь»

(опыты-эксперименты)

«Тонет – не тонет».

Попросить детей исследовать, что тонет, а что плавает на поверхности. Пусть малыш опускает в воду крышки разной формы, веса, размера, из различных материалов. Поговорить с детьми о том, почему одни крышки неизменно идут ко дну, а другие победоносно плавают на поверхности.

 

«Юный рыболов».

Из емкости с водой вылавливать крышки по одной ложкой или удочкой.

 

 

Картотека игр с крышками

Цель:

Закрепление сенсорных, логических и интеллектуальных знаний, умений, навыков ребенка через игровую и опытническую деятельность с крышками.

«Составь картинку».

Задачи: Научить детей быстро ориентироваться; делить изображение предмета на составные части и воссоздать сложную форму из частей, развивать внимание, зрительное восприятие, воспитывать усидчивость.

ХОД ИГРЫ

1 вариант: Готовые целые картинки раздаются детям. Им даётся время рассмотреть их внимательно. Затем детям раздаются наборы крышек, предлагается собрать точно такую же картинку.

2 вариант: Детям раздаются наборы крышек, и предлагается собрать изображение.

«Накормим воронят».

Задачи: Закреплять представления о цветовой гамме и её оттенках, обучать метанию в цель, побуждать упражняться в счёте, развивать внимание, воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

ХОД:

1 вариант: Детям трёх лет предлагают накормить «птичек». Корм – «зёрнышко» должно быть того же цвета что и птичка.

2 вариант: Дети 4-5 лет могут метать крышки в птичек сидя на ковре (модуль на расстоянии длины ног, модуль у ног играющего) стоя на коленях и т. д.

Выложи сам «Цветные пятнышки».

Задачи: Учить анализировать форму предметов.

МАТЕРИАЛ: Контурное изображение предмета, набор крышек.

ХОД ИГРЫ:

1 вариант: Дать детям образец и показать, как можно сложить, что бы получилось, как показано на рисунке. Сделать игру подходящей по сложности.

2 вариант: Если на контуре-образце показать линиями, как составлять картинку, решать задачу ребёнку будет намного легче. Если сделать образец не в натуральную величину, а меньше, задача усложнится.

«Наряди матрешку, барышню».

Задачи: развивать творческое воображение, чувство цвета.

МАТЕРИАЛ: фигура матрешки и много разноцветных крышек для украшения ее костюма.

ХОД ИГРЫ: наряди матрешку в цвета радуги или в одной цветовой гамме.

Вариант: может быть несколько комплектов.

«Волшебный рисунок».

Задачи: закрепить знания об элементах орнамента.

МАТЕРИАЛ: полоски белого картона или других цветов, элементы орнамента – крышки разных цветов.

ХОД ИГРЫ : воспитатель с детьми сочиняет сказку о том, как крышечки пошли гулять по лесу и встретили там друзей, которые предложили выложить орнамент. Затем дети зарисовывают эти элементы и составляют другие орнаменты

 

«Рисуем на песке. Отпечатки».

ЦЕЛЬ: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста, формирование умения сличать и объединять предметы, развитие ощущений собственных движений и положительного настроя на совместную работу.

ХОД:

Смочите песчаный участок, а потом начертите на нём нечто гениальное. Взрослые показывают пример «печати». Пусть малыш дорисует то, что изобразит взрослый.

Затем можно предложить поработать самому, украсив рисунок крышками. Создать целую коллекцию отпечатков, так как малышей буквально завораживает процесс их получения. Пусть в ход идут крышки, ладошки, ведро, формочки, камешки с ракушками, веточки деревьев, шишки и т. д.

РОД в средней группе на тему: «Эти крышки — волшебницы»

ЦЕЛЬ:

Развитие интереса к экспериментально-опытнической деятельности, собственным открытиям через поисковую деятельность.

ЗАДАЧИ:

1. Осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром (крышки).

2. Развивать системное мышление, воображение, творчество, речь, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

3. Закрепить и систематизировать знания о крышках: из чего сделаны, их свойства и качества, строение, назначение и хранение. Закрепить названия цветов и оттенков.

4. Формировать умение рисовать крышками на картоне, на цветной бумаге, моделировать, выкладывать из крышек простые изображения.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Обогащать лексику словами, обозначающими свойства и качества крышек.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Рассматривание и сравнение крышек по форме и цвету.
  • Моделирование схем рисунков.
  • Разнообразные игры с крышками.
  • Рисование крышками на картоне, на цветной бумаге.
  • Чтение художественной литературы.
  • Опыты и эксперименты с крышками.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Коробочка-шкатулка каждому ребёнку с набором крышек.
  • «Чудесный сундучок».
  • Карточки-картинки с образцами предметов.
  • Гуашь или акварель. Картон или бумага для рисования.
  • Магнитофон с музыкальными заставками и музыкальным фоном.

ХОД:

Сказка, сказка, прибаутка!

Рассказать её не шутка!

Чтобы сказка от начала, словно реченька журчала,

Чтоб в серёдке весь народ от неё разинул рот.

Чтоб никто – ни стар, ни мал, под конец не задремал.

В сказках, как известно, может произойти всё что угодно:

Сказка нас научит знанья как добыть,

Как с задачей сладить, чудо совершить.

Воспитатель: Всё это происходило ранним утром. По небу плавали лёгкие пушистые облака. Яркое, тёплое солнышко согревало всё вокруг своими лучами. Иду я по дорожке. Вдоль неё трава растет, и вижу, лежит в травке чудесный сундучок. Подошла я и слышу странный звук, как будто стучит кто-то. Приоткрыла я крышку и вижу в сундучке забавную игрушку. Вскочила она, встрепенулась, отряхнулась, на меня внимательно посмотрела и поздоровалась. Присмотрелась я повнимательнее и поняла, какую игрушку она напоминает – лошадку, только сделана она вся из шариков. Я назвала её – Лошариком. Решила принести его вам, чтобы вы с ним подружились, поиграли и помогли ему вернуться в сказочную страну «Кругляндию». (Открыть сундучок, достать Лошарика и найти цветочки с заданиями и много разноцветных крышек).

Сундучок, сундучок,

Приоткрой-ка свой бочок.

Ребята, а это что такое? (крышечки) Их так много. Какие они? Что они нам напоминают? (круги) А что с ними можно сделать? (рисунки, поделки, поиграть…) Поиграем? А это что ещё лежит в сундучке? Цветы не простые, а с заданиями. Если мы выполним все задания, то поможем Лошарику вернуться в свою страну.

1 задание. «Составь разноцветный поясок, бусы».

Дети выкладывают из разноцветных крышек узор по образцу. Следить, чтобы дети выкладывали слева направо, составляли простой логический ряд с чередованием цвета на плотной полоске белой бумаги (6 х 20).

2 задание. «Сравни фигуры по размеру: длине и ширине».

Дети сравнивают крышки по размеру визуально и приложением. Выложить их так, чтобы получилась башня. Анализировать варианты, подводя к выводу, что для башни надо брать сначала большую крышку, а заканчивать наименьшей.

Сравнить три полоски одного цвета, но разной длины. Разложить крышки по порядку. Просить детей сформулировать вывод: как и по какому признаку они выложили полоски.

Физминутка: «Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки».

3 задание. «Сосчитай-ка – рассуждай-ка».

Несколько небольших, легко узнаваемых предметов лежат в мешочке. Дети их предварительно рассматривают, а затем на ощупь догадываются, что за предмет они достают. По очереди достают предметы и пересчитывают их. Счёт производится количественный.

4 задание. «Собирай-ка».

Решение конструкторских задач. Сделать рисунок по рассказу.

«Когда наступает утро, всходит солнце, распускаются цветы, просыпаются птицы, звери и насекомые. Но некоторые птицы наоборот ложатся спать. Какая птица спит днём, а ночью летает? (сова). А какая птица оповещает всех громким криком о том, что утро наступило? (петух).

Эта история не про настоящего петуха, а про цыплёнка, который ещё не стал петухом. Однажды утром он пошёл гулять и встретил божью коровку.

— Как мы похожи: ты кругленькая и я кругленький, у тебя крылья и у меня крылья! – сказал цыплёнок.

— Да, — ответила божья коровка, — только я летаю, а ты нет».

Предложить детям и другие образцы рисунков или дети составляют самостоятельно по памяти творческие рисунки, картинки.

5 задание. «Нарисуй-ка».

Нетрадиционное рисование крышками. Дети рисуют для Лошарика друзей или картинку в подарок на память.

Воспитатель: Мы справились со всеми заданиями, и теперь смело можем провожать нашего Лошарика его страну Кругляндию, где живут его друзья мышарики, кошарики, щенарики и другие зверюшки.

 

 

 

 

Выставка

«Крышки-волшебницы»

P8140201

 

Итоги проектной деятельности

Опыт совместной работы по проекту «Эти крышки — волшебницы» показывает, что детское экспериментирование с крышками имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования с нетрадиционным материалом (крышка) заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его необычном использовании в обычной жизни.

В процессе эксперимента с крышками у детей активизировались мыслительные процессы, обогатилась память, возникла необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, научились обобщать и искать правильные решения, делать элементарные выводы. У родителей повысился уровень осведомленности в использовании бросового материала (крышка) в играх с детьми дома.

Таким образом, экспериментирование с крышками стало хорошим средством познавательно-интеллектуального развития воспитанников моей группы.

 

Ключевые понятия проекта

  • Детская экспериментальная деятельность — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н.Н. Поддъяков).
  • Творческая инициативность — самостоятельный выход за пределы заданной ситуации, способ самоутверждения, самовыражения, самореализации в свободной, отвечающей потребностям субъекта форме, желание выразить и заявить о себе в деятельности, общении и познании.
  • Познавательные способности — то способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
  • Компоненты неживой природы — это своеобразный симбиоз простейших элементов, всевозможных веществ и энергий. Сюда можно отнести ресурсы, камни, природные явления, планеты и звезды. Неживая природа часто становится предметом для изучения со стороны химиков, физиков, геологов и других ученых.
  • Бросовый материал — это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии (О. Шлосс)
  • РППС — Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями Организации, прилегающими и другими территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п. 3.2)
  • РОД – регламентированная образовательная деятельнось — то ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач возрастом детей, непосредственным окружением ОУ, текущей темой и др.
  • Опыт-эксперимент — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Список использованной литературы

  1. Верхотурова Л.М. Дидактические игры с крышками от пластиковых бутылок для детей. https://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-mihailovna-verhoturova/metodicheskoe-posobie-vylozhi-iz-plastikovyh-kryshechek.html
  2. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала.- М.: Скрипторий, 2006
  3. Карточки для игр с крышками от пластиковых бутылок https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/konstruirovanie-ruchnoy-trud/kartochki-dlya-igr-s-kryshkami-ot-plastikovyh-butylok-980871
  4. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
  5. Крышки от пластиковых бутылок: Идеи поделок и игр https://www.maminklub.lv/rebionok/kryshki-ot-plastikovykh-butylok-idei-podelok-i-igr-599742/
  6. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала.- Воронеж: Лакоцетин, 2006
  7. Савенков, А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. — 2006. — №1. – С. 21 – 30; №4. – С. 10 – 20; №12. – С. 21 – 30.
  8. Тит. Т. Научные забавы/ Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008 – 223 с.
  9. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. — П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
  10. Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. — 2007. — №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
  11. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Пузырек воздуха / А. И. Шапиро. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества, 2007. – 48с.

Скачать Педагогический проект для средней группы «Занимательные крышки»

Автор: Пантелеева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ д/с №7 «Золотая рыбка»
Месторасположение: город Выкса ,Нижегородская область

Дата изменения: 08.11.2017
Дата публикации: 08.11.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *