Педагогический проект «Потешки в жизни ребёнка»

Название: Педагогический проект «Потешки в жизни ребёнка»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Первая младшая группа
Автор: Лоскутова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ №27 Центр развития ребёнка детский сад «Малыш»
Месторасположение: г. Богданович, Свердловская область

 

Педагогический проект
«Потешки в жизни ребёнка»

 

Паспорт проекта

Актуальность.

Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные

дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему

миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор обширная область устного народного поэтического

творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной

силой и красотой.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребёнка,

т.к. черпает материал для детей из разных источников. Первое знакомство

ребёнка с поэзией начинается с малых форм фольклора. И хотя они состоят

из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме,

однако таят в себе немалые жанровые богатства.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую

область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых,

включающую целую систему поэтических жанров фольклора.

Цели проекта:

  • Приобщать воспитанников к народному искусству.

Задачи проекта:

  • Обогащать словарь ребенка.
  • Развивать интерес к потешкам.
  • Воспитывать устойчивый интерес детей к потешкам.
  • Формировать потребность в чтении книги.
  • Развивать речь детей.
  • Расширять круг детского чтения.

Тип проекта: долгосрочный (3 месяца).

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы 2-3 лет.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
  • Сформирован устойчивый интерес детей к потешкам.
  • Расширен круг детского чтения.
  • Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка.
  • Обогащён словарь ребенка.
  • Сформировано потребность в чтении книги.

Продукт проекта: создание видиоролика для родителей «Потешки в жизни ребёнка»

Этапы реализации проекта.

План проекта:

Этапы Содержание
1Подготовительный Цель: Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Расширять круг детского чтения.

Обеспечить информирование родителей об участие детей в проекте.

2Основной Цель: Развивать интерес к потешкам.

Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем.

Обогащать словарь ребенка.

«Чтение потешек в режимные моменты»

  • Чтение русских потешек.
  • Знакомство с потешками в режимных моментах.
  • Чтение потешек перед сном.
  • Проговаривание потешек во время умывания.
  • Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.
  • Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи
3Заключительный Выставка книг «Потешки».

Подведение итогов.

Видиоролик для родителей «Потешки в жизни ребёнка»

Формы работы с родителями

ПросветительскаяКонсультативнаяИнформационная
Беседа с родителямиГрупповые и индивидуальные консультации по возникшим вопросам родителейУстная и письменная информация (выпуск стенгазеты)
Выставки литературыПривлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения)
Рекомендации о том, зачем нужно использовать потешки с детьми раннего возраста
Выставка книг (потешек)

«Читаем с детьми»

Оформление информационных стендов в приёмной «Ребёнок и книга»

Формы работы с детьми

«Чтение потешек в режимные моменты»
  • Чтение русских потешек.
  • Знакомство с потешками в режимных моментах.
  • Чтение потешек перед сном.
  • Проговаривание потешек во время умывания.
  • Рассказывание потешек наизусть воспитателем при одевание детей на прогулку.
  • Использование потешек при подготовки детей к приёму пищи
  • Рассказывание потешек на прогулке

Приложение№1

Чтение «Русские потешки»

Цель:

— Обогащать словарь ребенка.

— Развивать интерес к потешкам.

— Воспитывать устойчивый интерес детей к потешкам.

— Формировать потребность в чтении книги.

— Развивать речь детей.

— Расширять круг детского чтения.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

ТемаСодержаниеСрок
1«Вот совушка-сова —

Большая голова»

Вот совушка-сова —

Большая голова

На дереве сидит,

Головушкой вертит.

Во все стороны глядит

Да и всем говорит:

— Никто совушку не бьет

И за ушки не дерет.

1 ноября
2«Солнышко, вёдрышко…».Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

2 ноября
3«Наши уточки с утра…»;Наши уточки с утра-а-а.

Кря-а, кря-а, кря-а

Наши гуси у пруда-а-а.

Га-га! Га-га! Га-га!

3 ноября
4Три-та-туш-ки!

Три -та-туш-ки!

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

Тушки! Тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки.

Тюшки, тютюшки!

Веселы ли, душки?

Подниму дочурку на крутую горку,

Бух! Покатились —

С горки свалились.

4 ноября
5«Два веселых гуся».Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

7 ноября
6«Как у нашего соседа

Весела была беседа»

Как у нашего соседа

Весела была беседа:

Гуси — в гусли,

Утки — в дудки,

Овцы — в донцы,

Тараканы — в барабаны.

8 ноября
7«Федя-Бредя»Федя-Бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма-а-ма!»

9ноября

Приложение№2

Потешки перед сном

Цель:

— Поддерживать устойчивый интерес к народному творчеству.

— Развивать речь детей.

— Сформировать устойчивый интерес детей к потешкам.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

ТемаСодержаниеСрок
1«Вот лежат в кроватке

Розовые пятки».

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

10 ноября
2«Ай, люленьки да люленьки»Ай, люленьки да люленьки,

По горам идет олень.

На рогах он дрему носит,

В каждый дом ее заносит.

В люльку дрему он кладет,

Тихо песенку поет.

11 ноября
3«Спать пора, цветочек»Отзвенел звоночек.

Спать пора, цветочек.

Солнышко уснуло,

Тучка спать легла.

И волшебная синяя птица

Добрые сны тебе принесла.

Мамочка нежно обнимет тебя.

Засыпай моя деточка, радость моя!

14 ноября
4«Спит малыш в кроватке»За окошком вечер,

А на небе месяц…

Спит малыш в кроватке,

В стойле спит лошадка,

Белочка — в дупле,

Собачка — в конуре.

Ну а солнышко проснется,

Малыш маме улыбнется.

Будет день веселым.

Расти малыш здоровым.

15 ноября
5«Ночь пришла,

Темноту привела»

Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставенку.

Засыпай, Баю-бай.

16 ноября
6«Маленькие заиньки

Захотели баиньки»

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

17ноября
7«Ах, ты моя душечка, белая подушечка!»Ах, ты моя душечка, белая

подушечка!

Если жить с тобою дружно,

То в кино ходить не нужно!

Лег, заснул, смотри кино,

Ведь покажут все равно!

Ах, ты моя душечка, белая

подушечка!

18ноября
8«Ночь пришла»Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок, баю-бай, засыпай…

21 ноября
9«Ой, люленьки – люлюшеньки»Ой, люленьки — люлюшеньки,

Баиньки — баюшеньки,

Сладко спи по ночам

Да расти по часам!

22 ноября
10«Тихо-тихо-тихо-тихо»Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

Сны ребятам раздает:

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне – собака Шарик,

В этом – голуби летят,

В этом – дети спать хотят».

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрема и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.

23 ноября
11«Баю — баю – баинька»Баю — баю — баинька,

Прибежал заинька.

Пошёл зайка под липку,

Нашёл себе скрипку.

Надо зайку поймать,

Скрипочку отобрать!

Скрипочку отобрать —

Станет Ваня засыпать.

24 ноября
12«Ай, люли-люли-люли!»Ай, люли-люли-люли!

Прилетели журавли,

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип…

Не будите у нас Ваню,

У нас Ваня спит, спит.

25 ноября
13«Задремал петушок»Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю-бай, засыпай

28 ноября
14«Бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!»

Бай, бай, бай,

Бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, петух. Не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

29 ноября
15«Раз, два, три, четыре, пять!»Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят пальчики все спать.

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать,

Этот пальчик – чуть вздремнул,

Этот пальчик – уж уснул,

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Пальчики вы не будите!

30 ноября
16«Баю — баю — баиньки

В огороде заиньки»

Баю — баю — баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам спать велят

1 декабря

Приложение№3

Чтение потешек для умывания

Цель:

— Развивать речь детей.

— Сформировать устойчивый интерес детей к потешкам.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

ТемаСодержаниеСрок
1Водичка, водичкаВодичка, водичка

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

2 декабря
2«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды»

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

5 декабря
3«Мыли мылом ушки»Мыли мылом ушки

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ручки,

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

6 декабря
4«Кран откройся

Кран откройся!»

Кран откройся

Кран откройся!

Нос, умойся!

Глаз, купайся!

Кран сдавайся!

7 декабря
5«Зайка начал умываться»Зайка начал умываться

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

8 декабря
6«Из колодца принесла

Курица водицу»

Из колодца принесла

Из колодца принесла

Курица водицу.

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

А водичка булькает,

А водичка пенится

Машенька умоется,

Причешется, оденется.

Хлюп – хлюп ручками, полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

Чистая водичка

Моет Ване личико,

Танечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

9 декабря
7«Ладушки, ладошки»Моем с мылом ручки,

Моем с мылом щёчки,

Ай, какие ладушки,

Ладушки, ладошки.

Наварили каши,

Помешали ложкой,

Ай, какие ладушки, ладушки ладошки.

12 декабря

Приложение№4

Чтение потешек при одевании одежды

Цель:

— Развивать речь детей.

— Сформировать устойчивый интерес детей к потешкам.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

ТемаСодержаниеСрок
1«Вот он сапожки»Вот он сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем галошки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот как хорошо!

13декабря
2«Чики-чики-чики-чок».Чики-чики-чики-чок.

Где ты дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, помолчим.

Слышишь, добрый старичок?

Тишина — пришел Молчок?

Не спугни его, смотри, ничего не говори..Тс-с-

14 декабря
3«Валенки – валенки»Валенки – валенки

Невелички – маленьки.

Опушка бобровая Маша чернобровая.

15 декабря
4«Завяжу по туже шарф»Завяжу по туже шарф

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

16 декабря
5«Уж ты котя – коток»Уж ты котя — коток,

Котя — серенький лобок,

Приходи, котя — коток,

На печурочку поспать,

На печурочку поспать.

Мне Володю покачать!

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

За работу заплачу —

Шубку новую куплю,

Шубку плисовую,

Шапку бархатную.

19 декабря

20 декабря

6«Разденьте меня»Разденьте меня, разуйте меня,

Уложите меня, укройте меня,

А засну Я сам!

21 декабря

Приложение№5

Чтение потешек до приёма пищи

Цель:

— Развивать речь детей.

— Сформировать устойчивый интерес детей к потешкам.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Тема Содержание Срок
1«Сорока-белобока»Сорока-белобока

Кашу варила,

Деток кормила!

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

«Ты воды не носил,

Ты дров не рубил,

Ты печь не топил,

Ты чашки не мыл!

Кашу сами мы съедим,

А лентяю не дадим!»

22 декабря
2« Сорока-ворона »Сорока-ворона,

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

— Зачем дров не пилил?

— Зачем воду не носил?

23 декабря
3«Ладушки»Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Дальше полетели!!!

26 декабря
4Ладушки-ладушки!Ладушки-ладушки!

Где были – у бабушки!

Что ели – кашку,

Что пили – бражку!

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

27 декабря
5« Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил»

Как у нас-то козёл,

Что за умный был:

Сам и по воду ходил,

Сам и кашу варил,

Деда с бабой кормил.

28 декабря
6«Лепим, лепим пирожки»Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

29 декабря
7« Идёт коза рогатая»Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

Ножками коза топ — топ!

Рожками коза хлоп — хлоп!

Кто каши не ест?

Молоко не пьёт?

Забодаю! Забодаю!

30 декабря
8«Умница Катенька, ешь кашу сладеньку»Умница Катенька, ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую

9января

Приложение№6

Чтение потешек на прогулке

Цель:

— Обогащать словарь ребенка.

— Воспитывать устойчивый интерес к потешкам.

— Формировать потребность в чтении книги.

— Развивать речь детей.

— Расширять круг детского чтения.

— Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

ТемаСодержаниеСрок
1«Пошла Маня на базар».Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке-платок,

Посередочке цветок.

Братьям-соколам —

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам —

Да по белым рукавицам.

10 января
2«Огуречик, огуречик…»Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

11 января
3«Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора»

 

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная!

12 января
4«Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок»

Уж ты, Васенька, дружок,

Ты не бегай на лужок,

На крутой на бережок.

Тебя мышка съест,

Либо ласточка,

Либо серенький волчок

Из-за кустичка,

Либо белая собачка

Из-под мостичка.

13 января
5«Ай, баиньки – баиньки»Ай, баиньки — баиньки —

Купим сыну валенки,

Купим сыну валенки —

Бегать по завалинке,

А еще сапожки,

Сапожки на ножки —

Бегать по дорожке.

16 января
6«Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок».

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился,

Воротился,

Стал он люлечку качать:

Баю-бай, баю-бай,

Ляг, сыночек, скоренько,

Встань, сыночек, с зоренькой.

17 января
7«Козушка –Белоногушка»Козушка – Белоногушка

По лесу ходила,

Волка дразнила:

А я волка не боюсь, не боюсь.

Я серого не страшусь, не страшусь.

Я от серого от волка

Под берёзкой схоронюсь.

18 января

Дата изменения: 05.01.2017
Дата публикации: 05.01.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *