Забывчивость, необязательность, отсутствие внимания и пунктуальности — настоящий бич повседневной и деловой жизни. Масса детей учится хуже из-за рассеянного внимания и «плохой» памяти. Взрослые деловые люди теряют выгодные контракты и возбуждают недовольство партнеров вовремя не сделанным звонком, отсутствием пунктуальности. Семейная жизнь рушится из-за хронического «забывания» одним из супругов дат дней рождения, годовщин свадьбы, юбилеев, памятных другому событий.
Однако этих и многих других проблем можно избежать, овладев приемами эйдетики.
Эйдетизм, как одно из направлений практической психологии, получил развитие еще в 30-е годы. Название это происходит от греческого слова «Эйдос» — образ. На практике эйдетизм — это способность ярко и точно представить предмет, цифру, текст, отдельное слово, которых нет в поле восприятия. Эйдетизм — основной вид памяти у маленьких детей, а взрослея, человек уже пользуется другим видом памяти — зрительной. Но научно-технический прогресс последних десятилетий отнял у детей способность к образному мышлению, заменив ее набором телевизионных стереотипов.
Вот почему в наш детский сад ставит перед собой задачу научить приемам запоминания текста и слов, цифр не только детей, но и весь педагогический коллектив.
Овладев приемами эйдетики мы сможем изменить свою жизнь, безмерно расширив и облегчив свое общение с людьми, наполнив свой внутренний мир прекрасными образами, обогатив ум обширными знаниями.
В предлагаемых играх главной задачей является активизирование образного мышления детей с помощью игр, а запоминание, как показывает опыт, происходит побочным эффектом. Так что играем и запоминаем!
- Игра: Спрячь цифры в картине
Цель: развитие образного мышления, внимания, зрительной памяти.
Стимульный материал: картины знаменитых художников, картины исторических событий.
Раздаточный материал: уменьшенные копии картин, фломастеры.
Ход игры:
Берем любую картину любого художника (например Ван Гог Подсолнухи). Она была написана в 1888 году. Далее пытаемся найти в картине что-то, что может быть похоже на цифру 1. Она легко находится на кувшине. Прорисовываем цифру 1 фломастером. Затем аналогичным образом ищем в картине еще три восьмерки.
Цифры «Пишем» всегда одинаково: слева – направо или сверху – вниз по картинке. Это нужно, чтобы не запутаться в будущем и не перепутать порядок цифр.
С историческими датами можно поступить аналогичным способом. Нам нужно запомнить историческое событие, например, когда была Куликовская битва (1380). Берем картину с изображением этого события и пытаемся отыскать в ней нашу дату.
- Игра: Необычный рассказ
Цель: развитие образного мышления, слуховой памяти.
Стимульный материал: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу.
Ход работы: Игроку дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушай внимательно. Когда я окончу читать, повтори слова, которые запомнил, в любом порядке». Ведущий читает слова медленно и четко. Игрок называет слова, которые запомнил. Как правило, это 7(+ – 2) слов.
Для того чтобы улучшить объем кратковременной памяти, мы будем использовать метод «последовательных (связанных) ассоциаций».
Соблюдая следующие шаги, можно научиться воспринимать материал посредством образов, которые и станут ориентиром при запоминании.
Перед вами ряд слов, попробуем запомнить их:
Трава, дом, медведь, собака, ложка, мысли, дудочка, небо, звезды, море.
Чтобы слова легче запоминались, необходимо связать их между собой, составив небольшой текст. Он может выглядеть так:
«Высокая трава колыхалась от сильных порывов ветра у бревенчатого дома. Из леса вышел Медведь уже через минуту показался в окне. Увидев его, собака залаяла и начала рваться с цепи. От неожиданности выпала алюминиевая ложка, звякнув об пол. Возникли дурные мысли. Чтобы отогнать их, деревянная дудочка стала напевать веселую мелодию, все время взмывая в небо. А на нем были рассыпаны тысячи звезд, которые отражались во взволнованном море».
Совет начинающим:
- Создавайте необычные «рассказы» в своем воображении. Откажитесь от привычного восприятия мира, больше фантазируйте.
- Чем больше динамичных картинок представите, тем больше запомните. Так что лучше «вашим словам» не сидеть на месте. То, что придумалось, нужно представить, как фильм на экране.
- Можно экспериментировать с размером, цветом и множественностью предметов. Чем ярче и насыщенней будут образы, чем неожиданней изменятся их масштабы и количество, тем более впечатляющим станет результат.
- Используйте юмор.
- Важно: обязательно связывать первое слово со вторым, второе с третьим, третье с четвертым и т. д. и каждое из слов должно совершать действие. Образы не повторять, когда запоминаем последовательно.
Вместо 10 слов, аналогичным образом можно использовать 10 картинок
Название: Развитие эйдетической памяти
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Педагогу-психологу, От 6 лет и старше
Автор: Кремнева Елена Валерьевна
Должность: педагог — психолог
Место работы: МДОУ № 66 «Березка»
Месторасположение: 141830 МО, Дмитровский р-он, п. Новосиньково, д.66
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 07.04.2016