Планирование углублённой работы: Приобщение к народной культуре детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (средняя группа).
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры). Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Народное искусство испокон веков создается для человека и служит ему. Любая народная игрушка адресовалась ребенку, чтобы его позабавить, развлечь. Существенная черта народного искусства – его гуманность, человечность. Русское народное искусство очень содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать его содержательной.
Говоря о народном искусстве, Н.П. Саккулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Рассматривая изделия народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество. Испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов; проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности. Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.
Цель работы:
Приобщение к народной культуре детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства.
Основные задачи:
- Расширять представление детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов.
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Формировать эстетический вкус.
- Развивать и закреплять умения рисовать декоративные элементы.
Ожидаемый результат:
- формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
- наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
- развитие творческих способностей;
- формирование уважения к историческому наследию.
Период | Тема | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | «Сказочный теремок» — продолжать учить раскрашивать предметы элементами дымковской росписи; — развивать воображение, самостоятельность; — воспитывать любовь к истокам русской народной культуре. | д\и «Узнай по описанию»; д\и «Что изменилось?»; — закрепление представлений о дымковской росписи; — развитие наблюдательности. | Рассматривание выставки «Дымковские игрушки»; д\и «Продолжи ряд»; — учить детей элементам дымковской росписи. | Выступление на родительском собрании на тему «Народные промыслы в системе художественно- эстетического воспитания дошкольников». |
Октябрь | «Блюдца с узорами» — продолжать знакомить с дымковской росписью; — совершенствовать умение рисовать знакомые элементы. | чтение стихов о дымке; д\и «Лото»; — закрепление знаний о народных промыслах, знание их элементов. | д\и «Обведи элемент» — учить детей элементам дымковской росписи, технике исполнения; — д\и «Обведи и раскрась» — продолжать знакомить с народными росписями. | Консультация для родителей «Дымковская игрушка своими руками». |
Ноябрь | «Украсим сарафан матрешки» — познакомить с историей создания семёновской матрёшки- её внешним видом ,особенностями росписи ( колорит, композиция, элементы); — учить украшать силуэт сарафана по всему силуэту; — воспитывать уважительное отношение к труду мастеров, изготовляющих русскую матрёшку. | рассматривание иллюстраций с изображением семёновской матрёшки; беседа о возникновении матрёшки; д\и «Выбери матрёшку» — развитие умения составлять описательный рассказ; — д\и «Путешествие матрёшек» — закрепление счета в пределах 5 , ориентировка в пространстве. | д\и «Озорные матрёшки» — совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте; Раскрашивание матрёшек; д\и «Собери матрёшку» — закрепление знаний о понятиях «часть», «целое»; Конструирование «Мебель для матрёшки» — совершенствовать умения строить простейшие постройки по образцу; д\и «Подбери кармашек для матрёшки» — закрепление умений соотносить геометрические фигуры по контуру, размеру цвету. | Досуг «В гости к матрёшке». |
Декабрь | «Весёлый хоровод матрёшек» (коллективная работа) — продолжать знакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки; — учит рисовать с натуры. | разгадывание загадок о матрёшках; зрительная гимнастика на различие цветов. | д\и «Залатай платочек» — развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве; д\и «Собери бусы» — совершенствовать навыки порядкового счёта в пределах5, развитие внимания. | Создание мини — музея «Русская матрёшка» — развивать эмоционально — познавательный интерес к культурному наследию России. |
Январь | «Курица – свистулька» — продолжать знакомить с филимоновской росписью : — закреплять умения выполнять знакомые филимоновские узоры. | рассматривание альбома «Филимоновские свистульки»; д\и «Составь узор» — учить составлять декоративные композиции, располагая элементы, подбирая их по цвету на разнообразных силуэтах. | д\и «Обведи рисунок» закрепление знаний о филимоновских узорах. | Консультация «Как правильно создать условия для занятий по декоративному рисованию дома» — показать родителям материал для занятий по декоративному рисованию. |
Февраль | «Поможем пастушку» — закреплять умения детей расписывать силуэт филимоновской игрушки; Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах; — развивать самостоятельность, творческую активность; — воспитывать любовь к русскому народному творчеству. | заучивание потешек про пастушка; загадывание загадок про домашних животных; — д\и «Найди пару» — «Домино» закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному. | Разрезные картинки — закрепление умений собирать из частей целое; д\и «Найди пару» — закрепление умений называть элементы филимоновской росписи и устранять недостки. | Оформление папки — передвижки «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры». |
Март | «Городецкий бутон» Познакомить детей с историей Городецкого промысла, с особенностями росписи и традиционными элементами (бутон); — учить техники рисования этого элемента; — воспитывать любовь к народному искусству. | Чтение стихотворения «Распускаются цветы»; д\и «Найди городецкий узор» — развитие наблюдательности. | Рассматривание иллюстраций и изделий городецких мастеров. | Консультация «Знакомим детей с городецкой росписью». |
Апрель | «Городецкий листочек» — познакомить с новым элементом «Листочек»; — учит изображать различную форму листьев. | Чтение А. А Грибовская «Посмотри на роспись» д\и «Назови элемент» — закрепление названий городецких элементов. | Рассматривание деревянной посуды, украшеной городецкой росписью. | Мастер- класс «Ознакомление с гордецкой росписью и её элементами» — научить родителей с помощью городецкой росписи украшать предметы. |
Май | «Коврик для друга» — учить составлять узор из знакомых элементов ( «бутон», «листик»). | д\и «Дорисуй» — закрепление техники рисования; д\и» Назови цвета городецкой росписи» — продолжать знакомить с цветовой гаммой городецкой росписи. | Составление узоров на фланелеграфе — закрепление умений составлять узор из знакомых элементов, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора. | Оформление выставки для родителей «Весёлая ярмарка». |
Название: Планирование углублённой работы: Приобщение к народной культуре детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (средняя группа).
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Планирование в ДОУ, средняя группа.
Автор: Давиденко Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад Россияночка»
Месторасположение: город Тихвин, Ленинградская область
Дата изменения: 17.10.2016
Дата публикации: 17.10.2016