Консультация. Особенности работы по воспитанию правильной речи у детей с нарушениями зрения

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимание, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Зрительный анализатор, наряду с другими анализаторными системами организма, относится к числу «коренных феноменов жизнедеятельности, связанных с глубокими слоями целостной структуры человеческого развития» (Б.Г. Ананьев, 1996г. Стр. 61). Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушение его деятельности негативно сказывается на работе всех других анализаторных систем.

Зрительный дефект имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитие психики ребенка, на его адаптации к современному миру.

Известно, что при нарушениях зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления) и изменениями в физическом развитии в т.ч. и двигательных функций (нарушается быстрота, точность, координация, темп движений, соразмерность двигательных актов и др.), ограничивается овладение социальным опытом.

Следовательно, дети с нарушением зрения, не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов «чего не было в восприятии, не может быть и в представлении» (А.Г. Литвак, 1985г., стр. 157).

Представления в свою очередь, являются тем материалом, которым оперирует мышление, память, воображение, т.е. высшие психические функции, которые являются основой построения и развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Вследствие зрительного дефекта значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей. Познание мира, осуществляемое в процессе предметной деятельности, обеспечивает усвоение детьми сенсорных эталонов и создает базу для вербализации чувственного опыта. Формирование предметной деятельности затягивается до 3-4 лет, но с момента включения речи в предметное общение происходит качественный скачок в развитие их коммуникативной деятельности (Л.И. Солнцева, 1997г.).

Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. Посредством речи социальная среда и взрослые формируют мышления ребенка, определяют структуру его сознания.

Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти. Речь у детей с нарушениями зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же как у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности; но имеет и некоторые особенности – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется вербализм, из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи, редко употребляется развернутые высказывания.

Своеобразие развития речи у детей с патологией зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, трудности в установлении смысловых связей между объектами, в классификации предметов, в операциях анализа, сравнения, обобщения, в накоплении языковых средств и выразительных движений.

Предметная, коммуникативная, игровая деятельность детей дошкольного возраста включается в структуру стадий компенсации зрительного дефекта. Причинами сужения сферы общения у слабовидящих детей могут быть:

а). ограничение возможности подражательной деятельности;

б). сужение познавательного процесса;

в). уменьшение возможностей развития двигательной сферы;

г). средовые условия воспитания и общения.

У детей ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неязыковыми средствами общения. Речевые нарушения в форме косноязычия у детей с дефектами зрения встречается в 2 раза чаще, чем у нормально видящих детей. Чаще встречаются следующие формы косноязычия:

  1. сигматизм – неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч);
  2. ламбдацизм – л (замена р и в);
  3. ротацизм и др.

Расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием. Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относятся фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым – мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства.

В процессе общения ребенка с нарушениями зрения постепенно овладевает правильным произношением слов – это является основой развития его коммуникативной деятельности, т.к. именно слово, живая речь позволяет вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира. Речь дает возможность совершенствовать процесс воспитания, усвоение системы норм поведения и нравственного отношения к окружающим людям. Реализация их происходит в деятельности, ведущей для детского возраста, а именно – в игре. Обучение правильной артикуляции произношению и мимике способствует игра (покажи).

Развитию разговорной речи детей также способствуют специальные дыхательные упражнения в процессе которых формируется правильная постановка дыхания.

Вся работа по коррекции речи должна носить комплексный характер. Развитие речи и фонематического слуха происходит в процессе освоения словарного запаса, формирования грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата и зависит от зрения и слуха.

Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Коррекция дефектов речи должна достичь успехов без ухудшения зрительных функций. Сведения о степени понижения зрения, диагноз заболевания, рекомендации о дозировке зрительной нагрузки, размеры шрифта при чтении, расстояние текста от глаз, а также использование средств оптической коррекции – все необходимо учитывать в работе со слабовидящими детьми, косоглазием и амблиопией.

Автор: Данилова Лидия Григорьевна
Должность: учитель-дефектолог 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 25.10.2020
Дата публикации: 19.11.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *