Север. Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края

Статья «Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края».

Краткая аннотация к статье.

В статье раскрывается опыт работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию детей. Основные цели работы — показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить детей в активное познание малой родины, формировать нравственные качества детей: основы гражданственности, любовь к Родине, бережное отношение к ее историческому и культурному наследию.

Статья рассчитана на педагогов и может быть использована для планирования работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой народов Севера, всех тех, кто работает с детьми дошкольного возраста.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Народы ханты и манси, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимаясь оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка из кожи и меха, приготовления пищи из молочных, мясных и иных продуктов.

Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремальных сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето.

Приобщение детей к народной культуре народов ханты и манси является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством.

Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Ушинский К.Д. писал: «Обратите внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать и создать у них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача педагогики».

Философия гласит: «Устойчивость в суставах, гибкость в спинном хребте – главные признаки здоровья, долговечности организма, в приобретении которых большое значение имеют народные игры».

Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и этических качеств личности.

Игры на воспитание чувства коллективизма, такие как «Льдинки, ветер и мороз» – бег парами, «Олени и пастухи» – меткость, глазомер, умение метать в движущуюся цель, «Хейро» («Солнце») – бег и ловкость,«Оленьи упряжки» бег, действие по сигналу, «Полярная сова и овражки» – реакция и выносливость. Эти игры развивают в детях силу, ловкость, глазомер, расчетливость, волю и лучшие черты характера. Народные игры влияют не только на физическое развитие детей, но и нравственно их воспитывают.

«Знакомство с культурой народов родного края»

Мы живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Из разных уголков страны приехали мы на эту северную землю. Называют ее «суровым краем», «краем Земли», «священной страной, куда не добежать доброму духу и не по силам добраться злому духу…» (из хант.песни).

В давние-давние времена в заснеженной тундре, возле холодных рек жили люди. Они ходили на охоту, ловили рыбу, разводили оленей. Все необходимое для жизни у них было: из дерева и оленьей шкуры строили жилье, делали орудия труда, посуду, шили одежду. Эти добрые красивые люди живут и сейчас рядом с нами – это ненцы. Они хозяева на этой земле, а мы – гости. Красивым человеком ненцы считают того, «у кого лицо круглое, как луна, нос – будто пуговица, глаза – будто их вовсе нет». Издавна у ненцев существовали особые правила жизни. Молодое поколение узнавало о них через легенды от стариков.

Легенда– это поэтическое предание. Услышанные легенды ненцы свято берегли и рассказывали их своим детям. Поэтому и поныне существуют строгие правила в отношении к природе, животным, человеку, добрым и злым духам. Правила, которые испокон веков соблюдают люди, еще называются традициями. Благодаря этим традициям жизнь ненцев очень отличается от нашей.

Для ненцев домом является вся видимая тундра – земля, на которой они строят жилище и пасут оленей. Стенами дома считается море, горы и лес. За пределами этого лежит чужая земля. Отсюда, важное правило: не навреди своему дому. Нельзя уничтожать растительность, убивать животных без надобности, засорять тундру. Ненцы верят, что природа наделена добрыми и злыми духами, поэтому, если ненец идет на охоту, всегда хозяину тундры приносит какой-нибудь дар.

Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края
Представители коренных народов крайнего Севера.

Тундра – большой дом для ненцев, но есть еще маленький – это чум. Чум – ненецкое жилище. Ненцы – народ, часто передвигающийся по тундре и для удобства им необходимо разборное жилье. Чум простое конусообразное сооружение, состоящее из нескольких шестов и покрышек, сшитых из оленьей шкуры. В центре чума – очаг. Под костром – железный круг, он закрывает проход из мира Мертвых в чум. В верхней части имеется отверстие, через которое уходит дым от костра и говорят, через него в чум попадают духи. Добрые духи, если человек не сделал ничего дурного. Отсюда, второе правило: в доме твоем всегда будет хорошо, если ты поступаешь хорошо.

Демонстрация макета чума.

Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края

В чуме тепло, уютно, чисто. Каждая вещь знает свое место, в основном они все находятся в сумках, которые шьет женщина. Существует у ненцев правило: Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Ненцы верят, что каждая вещь имеет свою душу, побывав у одного человека, она к нему привыкает, а другого может обидеть. Отсюда, строгий завет: не воровать, иначе будешь строго наказан.

Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного края
Изображение оленя.

По-особенному ненцы относятся к животным. Самым почитаемым является олень, ведь олень – это и пища, и жилище, и транспорт. Из оленьей шкуры ненцы делают чум, шьют теплую одежду, оленье мясо считается очень полезным. На оленях ненцы передвигаются по тундре. Говорят, что раньше на оленях ездили верхом, а сейчас их запрягают в деревянные сани, ненцы называют их нартами.

По легенде тундрой ведают два хозяина – Гололобый медведь и Семидетный медведь. Первый является предводителем всех белых медведей, он живет в море и никогда не выходит на сушу. Второй – медведица, предводительница всех бурых медведей, никогда не выходит из скрытой берлоги. Ненцы испытывают перед медведем страх и почтение. Ведь встречи с медведем не происходят «просто так». Встретил медведя или его след, жди чего-то необычного в своей судьбе. Часто медведи помогают заблудившимся ненцам, в легенде говорится, что появляется образ медведя и указывает путь. Медведь может и наказать, если человек дал какую-нибудь клятву и не сдержал ее. Если человек на поясе носит клык медведя, с ним никогда ничего не случится. Специально для медведя ненцы растят белого оленя. Когда оленю исполняется семь лет, его приносят в жертву духу медведя на специальных местах в тундре.

Собака – верный друг человека. В хозяйстве у ненцев всегда несколько собак: одни охраняют чум, другие – оленей, третьи – помощники в охоте. Ненцы верят, что лай собаки предупреждает о приближении злых духов.

Самым главным Божеством у ненцев является Бог Нум. Он управляет всем миром, где живут люди. А под семью слоями вечной мерзлоты живет страшный Нга, он и его подземные духи насылает порчу и болезни на людей.

Общаться с добрыми и злыми духами может только шаман. Он живет в отдельном чуме. С помощью духов он помогает человеку в охоте, хозяйстве, лечит людей, бережет оленей, может и наказать человека за совершенный грех.

Обращается шаман к духам с помощью колотушки и бубна. Шаман знает заклинания и песни-призывы духов, он танцует вокруг огня, бьет в бубен и произносит: «Гой, гой, гой». На его призыв слетаются духи, к которым обращается шаман, и выполняют его просьбу.

В ненецкой семье существуют правила в разделении занятий. Мужчина, например, должен охотиться, заботиться об оленях, ловить рыбу. Детям разрешается играть, мальчикам, правда, только вне чума: они выпускают стрелы из игрушечного лука, который сами мастерят, учатся набрасывать петлю на шею оленя. Девочки играют в чуме, их куклы особенные. Сделаны они из тряпочек, а вместо головы птичий клюв, также девочка учится рукоделию.

За порядком в чуме следит женщина, она готовит обед, шьет одежду и сумочки из оленьего меха. В сумках хранятся обувь, одежда, кусочки ткани, сухие продукты. К свадьбе девушка должна нашить много сумок, если красивая сумка, значит девушка – хорошая хозяйка и мастерица. В сумке для рукоделия имеется специальный карман для иголок и наперсница, украшенная узором. Сумку украшают также и металлическими предметами, своим позвякиванием они отгоняют злых духов.

Зимнюю одежду и обувь шьют из оленьей шкуры, украшают изделие орнаментом.

Орнамент – повторяющийся узор на изделии. Орнамент изготавливают из темного и светлого оленьего меха. Узоры режут и сшивают друг с другом, получается двойной зеркальный орнамент. Соединение различных деталей орнамента называется мозаикой.

Орнаменты народов крайнего Севера.

Ненецкая женщина любит орнамент делать из бисера, нанизывает его на ниточку и получаются великолепные бисерные полосы для украшения одежды и обуви. Существует легенда: «Давным-давно заморские купцы плыли по морю, долго плыли. Высадились на берег. Развели костер и, чтобы укрыть огонь от ветра, закрыли костер мешками соды. Долго сидели у костра, уснули. На утро, когда они проснулись, увидели стеклянные кусочки, которые образовались из соды, огня, ветра. Эти разноцветные стеклянные кусочки были завезены к ненцам и из них стали плести украшения».

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает и ненца, и ханта, и русского и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

– Воспитывать отношение к родному краю важно для формирования морального облика дошкольника, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, а так же способствуют формированию у детей таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость за свою маленькую родину, уважение к людям, населяющим родной край.

– Возрастает активность детей в общении с взрослыми, дети чаще стали выступать в роли инициатора разговора, они стали более уверены в выражении своего мнения.

– Расширяется словарный запас детей.

– Проявляется интерес к истории своего края, жизни людей других национальностей.

Сотрудничество с родителями по вопросам патриотического воспитания и формирования социально — нравственных норм направлено на обеспечение нравственного и психического здоровья ребёнка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.

Воспитание социально — нравственных норм у детей дошкольного возраста посредством использования в учебно — воспитательном процессе методов ознакомления с культурой и традициями народов Ямала – процесс сложный и в нём должны быть задействованы и педагоги, и родители, и дети.

Воспитание положительного отношения к родному краю через фольклор коренных народов крайнего севера эффективно влияет на общий уровень приобщения к истории и культуре родного края детей дошкольного возраста.

Список литературы.

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
  2. Хомич Л.В. Ненцы. Санкт-Петербург, 1995.
  3. Иллюстрации и фотографии из личного архива воспитателя МАДОУ «Синеглазка» Артамоновой И.А.

Автор: Артамонова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ «Синеглазка»
Месторасположение: город Ноябрьск, ЯНАО

Дата изменения: 01.11.2016
Дата публикации: 01.11.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *