Цыганова Надежда Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 103»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
К.Д. Ушинский писал, что «воспитание — не только должно развивать разум человека и дать ему объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Главным в жизни человека является труд. Это основа жизни, деятельности и развития каждого человека. В самой природе человека желание трудиться является условием его существования. Таким же необходимым труд является и в обществе.
Если у человека потребность к труду не воспитана, если нет умения и желания трудиться, то он не реализует себя как личность.
С самого раннего детства родители задумываются о будущем своего ребенка, внимательно следят за предпочтениями и склонностями, стараются направить на профессию.
Важно как можно раньше создавать для детей условия, в которых бы формировались и укреплялись трудолюбие, упорство и настойчивость в достижении цели, чувство нового, желание проявить свои способности. С этого и начинается путь в профессию.
Дошкольный детству принадлежит особый период в воспитании ценностного отношения к труду людей и его результатам, формированию положительного отношения к трудовой деятельности, желанию трудиться.
Педагог — это призвание. Это творческая и постоянно развивающаяся личность. Профессия педагога очень ответственна и непроста.
Мы живем с вами в непростое время, где постоянно появляется что-то новое, неизведанное. Но задача приобщения к общественному миру всегда была и остаётся одной из главных и лидирующих в процессе формирования личности ребёнка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
В результате наблюдений, бесед с детьми, анкетирования родителей, воспитателей мы выяснили, что знания детей о профессиях взрослых людей носят отрывочный, хаотичный характер.
В нашем детском саду на протяжении уже многих лет ведется работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
Мы запланировали в годовом плане и провели педагогический совет на тему «Путешествие в мир профессий»; оформили стенд «Знакомимся с профессиями»; в группах воспитатели, с помощью родителей создали уголки профессий, куда входят фотовыставки с мест работы мам и пап, бабушек и дедушек, альбомы, книжки-раскраски, картинки, дидактические и настольные игры; конспекты, стихи, загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки; составили буклеты, рекомендации родителям «Формирование интереса к людям разных профессий»; проведено анкетирование среди родителей о трудовом воспитании, КВН, деловые игры, совместные экскурсии; реализованы проекты: «Все профессии важны, все профессии нужны», «Работники детского сада», «Дом Книг» (раскрывается профессия библиотекаря), «Страна сладостей» (показали отличия между профессиями «кондитер» и «повар», «Профессия мамы», «Профессия папы»; перспективные планы работы с детьми.
В совместной с воспитателем деятельности дети знакомились с названием, содержанием и значимостью многих профессий (учитель, фармацевт, врач, спасатель, кассир, продавец…), с литературой об их труде, поговорками. В процессе приобщения к профессиям дошкольники заучивали стихи, отгадывали загадки, читали произведения Б. Заходера «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалкова «А что у вас?», Г.-Х. Андерсена «Новый наряд для короля», Русскую народную сказку «Василиса Прекрасная», В. Маяковского «Кем быть?». В непосредственно образовательной деятельности ребята составляют рассказы о том, кем работают их родители, кем они сами хотят стать, когда станут взрослыми. В течении дня играют в дидактические игры «Угадай профессию», «Кому что нужно для работы», «У кого что», «Третий лишний», «Назови больше действий», «Что из чего сделано», «Чего не стало», «Подбери наряд для девочки», «Чья это одежда».; настольно-печатные игры «Что нужно парикмахеру», «Что есть в аптеке?», лото «Профессии»; словесные игры. Во время продуктивной деятельности дети воспроизводят то, что им запомнилось на экскурсиях, наблюдениях, они рисуют, лепят. Вечерами знания детей закрепляются в сюжетно-ролевых играх «Пожарные», «Служба спасения», «Почта», «Магазин», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Троллейбус», «Повар» и т. д.
Первое, с чего мы начали знакомство с профессиями в нашем детском саду — это наблюдения за трудом взрослых.
Начиная с младших групп мы знакомим детей с трудом няни. Это родной детям человек, заботу которого они чувствуют каждый день. Организованы экскурсии в прачечную детского сада, где ребята наблюдали за работой машиниста по стирке белья: как запускает белье в машинку, гладит и вывешивает белье; в медицинский кабинет: как медсестра измеряет рост и вес детей, делает прививки и т. д.; на пищеблок, где воспитанники увидели последовательность действий при приготовления еды, также отметили, что находится на кухне, какими приборами пользуются повара. В процессе экскурсий дошкольники не только пополнили знания, но и получили исключительную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие существенные для других людей трудовые операции выполняют работники.
При наблюдениях за работой дворника, обращали внимание ребят на продукт и ценность труда для всех людей. Предлагали помочь дворнику: собрать мелкий мусор, подмести веранду, убирать опавшие листья, почистить дорожки от снега, скамейки.
Чем старше становятся дети, тем больше их привлекает труд за территорией дошкольного учреждения. С помощью родителей со старшими дошкольниками мы провели серию экскурсий вне детского сада. Мы побывали на почте, в аптеке, библиотеке, магазине, сбербанке. Заранее договорившись о времени посещения, о том, с чем детей познакомят, что им покажут и что расскажут. Они показали и рассказали детям, что там есть, какое оборудование используют, для чего оно предназначено, как его используют в работе. Познакомились со всеми, кого встретили на рабочих местах.
Были проведены экскурсии на хлебозавод, где дошколята с удовольствием посмотрели работу пекарей, процесс приготовления хлеба. Детей угощали свежей выпечкой.
Также мы посчитали необходимым, чтобы дети видели процесс изменения, которые происходят в завершении трудовых действий: наблюдали, как пекари из муки пекут хлеб, который все люди кушают, как маляры красят стены и увидели, что старые стены становятся красивыми, как новые.
При знакомстве с профессией строителя, дети увидели как из кирпичей строится многоэтажный дом, предлагалось построить дом из строительного материала, лего.
Очень интересная форма взаимодействия воспитанников старших групп с малышами, ведь старшие дошкольники с большой радостью передают полученные от воспитателя и родителей знания другим детям.
Родители наших воспитанников тоже представители разных профессий. Систематическая работа с родителями, единство детского сада и семьи позволяет добиваться отличных результатов в трудовом воспитании дошкольников. Ведь в семье ребенок регулярно наблюдает процесс приготовления пищи, стирку и починку белья, пошив одежды. Он видит, как поддерживается чистота и порядок в доме. При помощи родителей мы составили альбом о профессиях, раскрывающий этапы работы людей разных профессий. Чтобы расширить знаний детей о профессиях мы знакомим их не только с профессиями нашего города, но и с теми, которых у нас нет. В этом нам помогают фильмы, книги, иллюстрации.
С каждым годом появляется все больше и больше профессий. Но именно в дошкольном возрасте необходимо правильно воздействовать на малышей. Ведь малыши учатся любить труд, с уважением относиться к любому виду деятельности человека, знакомятся с самыми простыми профессиями, в детском саду дается основные навыки, которые в дальнейшем будут развиты в школе.
Автор: Цыганова Надежда Николаевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 103»
Месторасположение: г. Чебоксары, Чувашская Республика
Дата изменения: 11.11.2014
Дата публикации: 11.11.2014