Проект для детей младшей группы «Мир птиц»

Проектная деятельность в процессе знакомства

детей младшей группы №6 с миром живой природы.

Проект «Мир птиц».

Задачи:

1. Формировать общие представления о птицах: особенности внешнего вида,

повадки, особенности издаваемых звуков. Поддерживать мотивацию познания окружающего мира.

2. Знакомить детей с устным народным творчеством: потешки, песенки – попевки.

3. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, мышление.

4. Способствовать художественно – творческому развитию детей.

5. Стимулировать сенсорное развитие: дифференциация звуков, узнавание и называние цвета, формы, величины, ориентация в пространстве.

6. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение действовать вместе.

7. Вовлекать родителей в реализацию образовательного процесса с целью оказания помощи в приобретении практических навыков взаимодействия с детьми.

Материал:

1. Предметные картинки с изображением птиц.

2. Корзиночка с перьями.

3. Кукла би-ба-бо.

4. Шапочки – маски белого и серого гусей.

5. Дидактические, пальчиковые, словесные, развивающие игры.

6. Природный материал: листья, семена подсолнуха.

Предварительная работа.

1. Чтение и заучивание русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».

2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

3. Чтение стихов, потешек, песенок, загадках о птицах.

4. Внесение в книжный уголок книг о птицах.

5. Чтение сказок Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок»; русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «Петушок бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой»; сказок В. Сутеева «Петух и краски», «Цыпленок и утенок».

6. Наблюдение за птицами на прогулке.

7. Чтение рассказов Э. Шима «Как поют птицы», «Кто лечит деревья». К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Уточки», «Лиса и гуси».

8. Рассматривание иллюстраций, предметных картинок с изображением птиц.

9. Словесные игры с движениями:»Лесная зарядка», «Аист», «Птички», «Филин», «Вороны», «Уточка», «Цапля», «Воробей» и др.

Пальчиковые игры: «Сорока», «Птички», «Петух», «Курочка», «Гусь», «Дятел».

10. Дидактические игры: «Летает – не летает», «Последнее слово», «Кто как поет? и др.

11.Хороводные игры: «Ай – люли, ай – люли, Гости к Дашеньке пришли!» Е. Благинина.

«Ладушки – ладушки» , «Веселый хоровод» Е. Карганова.

12.Музыкальная игра с элементами экспериментирования: свистулька «Соловушка – соловей».

13.Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Гуси», «Капкан», «Сова охотится ночью», «Кот и воробей», «Ворона и воробей».

14.Коллективная работа на тему: «Жили у бабуси два веселых гуся…».Объемная аппликация с элементами лепки (папье- маше) с использование природного материала (семена подсолнуха).

15.Коллективная аппликация в нетрадиционной технике на тему:

«Весенний пейзаж».

16.Лепка на тему: «Птичка – невеличка».

17.Рисование на тему: «Вниз по озеру лебедушка плывет» (ладошками).

18.Аппликация на тему: «Домик для птиц».

19.Аппликация (коллективная работа) на тему: «Гуси на озере».

20. Рисование (коллективное) на тему: «Мир птиц» (в технике ладошки).

21.Аппликация (коллективная работа) на тему: «Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки».

22. Рисование на тему: «Сказочные птицы» (в технике «веселые ладошки», «пальчики»).

23.Рисование на тему: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей ( в технике «веселые ладошки», «пальчики»).

24.Рисование на тему: «Рябинка для птичек» (палочкой).

25.Совместная творческая деятельность с родителями: создание выставки «Мир птиц», участие в творческом досуге «Жили у бабуси два веселых гуся…»и изготовление атрибутов (шапочки – маски серого и белого гусей).

План работы.

Октябрь

1. чтение и разучивание русской народной песенки – потешки «Жили у бабуси два веселых гуся…»

2. Коллективная работа по содержанию русской народной песенки – потешки «Жили у бабуси два веселых гуся…».

Объемная аппликация с элементами лепки (папье – маше), с использованием природного материала (семена подсолнуха).

3. Пальчиковые игры.

Ноябрь

1. Лепка «Птичка – невеличка».

2. Рисование на тему: «Вниз по озеру лебедушка плывет» (в технике «веселые ладошки».

3. Аппликация (коллективная работа) «Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки».

Декабрь

1. Хороводные игры.

2. Рисование на тему: «Сказочные птицы» (в технике «веселые ладошки», «пальчики»).

Январь

1. Подвижные игры: «Гуси», «Капкан».

2. Рисование на тему: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей ( в технике «веселые ладошки», «пальчики»).

Февраль

1. Пальчиковые и словесные игры с движениями: «Лесная зарядка», «Вороны», «Цапля».

2. Драматизация потешки «Жили у бабуси два веселых гуся…»(с использованием куклы би-ба-бо).

3. Рисование на тему: «Рябинка для птичек» (палочкой).

Март

1. Конкурс поделок на тему: «Мир птиц». С участием родителей.

2. Аппликация (коллективная работа) на тему: «Гуси на озере».

3. Веселая потешка «Чив – чив воробей!».

4. Рисование (коллективное) на тему: «Мир птиц» (в технике «веселые ладошки»).

Апрель

1. Дидактическая игра: «Загадки – отгадки».

2. Аппликация (коллективная работа) на тему: «Весенний пейзаж».

Творческий досуг с участием родителей

«Жили у бабуси два веселых гуся…»

Ход творческого досуга

В. – Дети, сегодня утром в группе я кое – что нашла, вот посмотрите.

(Подходят к перышкам, лежащим на полу).

Д. — Перышки. Потеряли птички.

В. — Расскажите, какие перышки?

Что вы чувствуете?

Д. – Мягкие, легкие, пушистые, нежные, воздушные.

В. – Давайте сложим их корзиночку.

(Выходит бабушка).

Б. –Здравствуйте деточки!

В. – К нам пришла бабушка, давайте с ней поздороваемся.

Д. – Здравствуй, бабушка!

Б. – Здравствуйте, милые!

В. – Бабушка, а что ты такая грустная?

Давайте ребятки, спросим, что у нее случилось?

Д. – Бабушка, почему ты грустишь? Что случилось?

Б. – Сейчас расскажу вам про свою беду.

Жили у бабуси два веселых гуся…

В. – А ведь мы знаем про тебя и твоих гусей, знаем, что они от тебя спрятались.

Б. –Вот, вот спрятались. А вы их не видели?

Д. –Нет, не видели.

В. – Гусей мы не видали, а кое – что нашли (показывает корзиночку с перьями), что же ребята?

Д. – Перышки.

В. – Бабушка, может это твои гуси обронили?

Б. – Да, да, где же мне их найти, кто поможет?

В. – Бабушка, не расстраивайся. Поможем бабушке, ребятки!

Д. – Поможем!

В. – Посмотри и послушай. Драматизация русской народной песенки – потешки «Жили у бабуси два веселых гуся…»

Б. – Ах, вы мои гусики любимые! Спасибо ребята, помогли мне, нашли гусей.

В.— Бабушка, это еще не все, мы с ребятами твоих гусей изобразили и хотим тебе подарить.

Б. – Ой, спасибо! Ну, теперь, мне пора домой. До, свидания!

Д. — До, свидания!

В. – Вот ушла бабушка, мы смогли ей помочь?

Д. – Да!

В. – А как мы ей помогли?

Д. – Нашли гусей.

В. – Молодцы! А ведь у нас и для гостей есть подарки – портреты с гусями лебедями.

Дети дарят всем гостям портреты птиц, выполненные в технике «Веселые ладошки».

Дидактические игры.

«Летает – не летает».

Педагог называет предметы. Если предмет летает, то дети хлопают (приседают, поднимают руки), если не летает, то не хлопают (стоят, опускают руки).

«Последнее слово».

Свинья хрюкает, а курица…

Кошка мяукает, а утка…

Корова мычит, а гусь…

Собака лает, а петух…

У кошки — котята, а у курицы…

У овцы – ягнята, а у утки…

Корова дает молоко, а курица несет…

Собака живет в конуре, а курица…

Кошка мяукает, а филин…

Овца дает нам шерсть, а гусь…

Орел охотится днем, а сова…

Петух спит ночью, а филин…

Кошка ловит мышей, а курица…

Весной птицы прилетают, а осенью…

«Кто как поет»

— Кар — кар! (Ворона)

— Чик – чирик! Чив – чив! (Воробей).

— Ча – ча – ча! (Сорока).

— Курлы – курлы! (Журавли).

— Ку – ку! (Кукушка).

— Синь – тень, синь – тень! (Синица).

— Рюм – рюм – рюм! (Снегирь).

— Свири – свирь! (Свиристель).

— Цок – цэу, цок – цэу! (Клест).

— Крак – крак! (Грач).

— Тук – тук1 (Дятел).

— Гру – ГРУ, ГРУ – ГРУ! (Голубь).

— Кукареку! (Петух).

— Угу – угу! (Филин).

— Кря – кря! (Утки).

— Га – га – га! (Гуси).

— Бал – бал – бал! (Индюк).

— Ко – ко –ко! (Курица).

Хороводные игры.

«Веселый хоровод».

Ножками затопали,

Топ – топ – топ,

Зашагали по полу,

Топа – топа – топ.

Топаем мы ножками,

Топ – топ – топ,

Но хлопаем ладошками.

Хлоп- хлп – хлоп.

Гуси – гусенята –

Дружные ребята.

Ходят весело гуськом,

Без сапожек – босиком.

Лапками затопали –

Топ – топ – топ.

Крыльями захлопали –

Хлоп – хлоп – хлоп.

Дети ходят ножками-

Топ – топ – топ.

Хлопают ладошками-

Хлоп – хлоп – хлоп.

«Ай – люли, ай люли».

Ай – люли, ай люли.

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в сережках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане!

Все по лавкам сели,

Сели и запели:

— Ай – люли, ай – люли,

Гости к Дашеньке пришли…

Е. Благинина.

«Ладушки – ладушки».

Мыли мылом ушки,

Мыли мылом ножки –

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладушки!

Курочке – пеструшке

Покрошили крошки-

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладушки!

Пожалели птичку,

Погрозили кошке —

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладушки!

Хлопали ладошки,

Танцевали ножки –

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладушки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко —

Вот какие ладушки,

Ладушки – ладушки!

Е. Карганова.

Чувашская потешка.

В. Кукушка кукует:

Д. Ку – ку! Ку – ку!

В. Голубь воркует:

Д. Гру – ГРУ! Гру – ГРУ!

В. Петух зорюет:

Д. Ку – кА – ре – ку!

В. Филин кричит в ночи:

Д. Угу! Угу!

В. А рыбка молчит –

Д. Ни гу – гу.

Комипермяцкая потешка.

«Чив- чив, ворбей!

(Воробей и птенец).

В. Чив – чив, воробей!

Сбегай, грядки полей!

П. Нет, папенька! Нет, маменька!

В. Чив – чив, воробей!

В крыше дырку забей!

П. Нет, папенька! Нет, маменька!

В. Чив – чив, воробей!

Самовар подогрей!

П. Нет, папенька! Нет, маменька!

В. Чив – чив, воробей!

Сядь за стол поскорей!

П. Мигом папенька! Сел я маменька!

Пальчиковые игры.

«Утушки».

Тутушки – потутушки,

Прилетели утушки,

Стали мошечек ловить,

Плоски клювики тупить.

Они сели на плетень, Просидели целый день.

«Птичка».

Птичка, птичка.

Вот тебе водичка,

Вот тебе и крошки

На моей ладошке.

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

«Сорока»

«Сорока, сорока

Где была?» —

«Далеко. Кашку варила,

Деток кормила…

Этому дала(загнуть один пальчик),

Этому дала(загнуть второй),

Этому дала(загнуть третий),

Этому дала(загнуть четвертый),

А этому не дала.

Ты каши не варил, воды не носил,

Дрова не рубил – тебе нет ничего!»

«Птичка пьет водичку».

Наклонилась, захватила,

Подняла и проглотила.

«Птенчики в гнезде».

Вот птенцы, а вот – гнездо.

Всем птенцам в гнезде тепло.

«Птичка летит».

Птички летели,

Сели – посидели,

Дальше полетели.

«Петух».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо – гребешок.

«Курочка».

Зернышко за зернышком

Курочка клюет.

В клюве своим деткам

Зернышко несет.

«Гусь».

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет!

У гуся босы лапки,

Он носить не любит тапки,

Любит он в воде плескаться,

И нырять и кувыркаться.

«Дятел».

Дятел – дятел (машем кистями рук).

Тук – тук – тук (5 раз одновременно стучать пальцами обеих рукпо столу).

Долбит сук.

Потешка.

Наши уточки с утра

Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда

Га – га – га! Га – га – га!

И индюк среди двора

Бал – бал – бал! Бал – бал – бал!

Наши гуленьки в верху

Грру – грру! Грру – грру!

Наши курочки в окно

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

А как Петя — петушок

Ранним – рано поутру

Нам споет ку – ка – ре – ку!

Петушок.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь?

Голосисто поешь

(что ты громко поешь?)

Деткам спать не даешь.

Ку – ка – ре – ку!

Гули.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Тихо детку усыплять:

«Спи, малютка, почивай,

Глаз своих не открывай».

«Лебедушка».

Вниз по озеру Лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Выше леса крылья взмахивает,

На себя воду заплескивает.

Лесная зарядка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут – тоже покажем –

Крылья сложим назад.

«Цапля».

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Цапля бродит по болоту –

Ей лягушонка съесть охота.

А лягушонок прыг, да прыг,

Убежал от цапли вмиг.

(Дети показывают, как стоит цапля, как передвигается, высоко поднимая согнутые в коленях ноги; затем прыгают как лягушонок).

Словесные игры с движениями.

«Вороны».

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар! (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар! (Громко).

Только к ночи умолкают:

Кар – кар – кар! (Тихо).

(Дети бегают, размахивают руками, как крыльями. Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают).

«Уточка».

Дети: Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Утка: Под кустом, под березкой,

Сама, утя, хожу.

Детей своих вожу.

Сама утя, поплыву,

Утят своих поведу.

(Среди детей выбирается утка. Дети идут за ней гуськом и повторяют все ее движения, переваливаются с ноги на ногу, идут положив ладони на колени; плывут, делая круговые движения руками перед грудью, машут рукам, как крыльями д. т.).

«Аист».

Этот старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома.

(Дети показывают руками крышу).

Длинноногий, длинноносый,

Длинноногий, безголосый. (Показывают).

Он летает на охоту. (Машут Руками).

За лягушками к болоту. (Садятся на корточки и подпрыгивают).

«Птички».

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

И летят, летят, летят.

Налетались, прилетели.

И в гнездо тихонько сели.

Подвижные игры.

«Гуси».

В. – Гуси, гуси!

Д. –Га, га, га!

В. – Есть хотите?

Д. –Да, да, да!

В. – Раз хотите, так летите!

Д. –Нам нельзя, Серый волк под горой.

Не пускает нас домой.

В. – Вы летите, как хотите,

Только крылья берегите!

(дети разбегаются в стороны, а волк (воспитатель) их ловит).

«Курица и цыплята».

Один из детей – кошка, другие цыплята, педагог — мама – курица. Цыплята с курицей идут по кругу и произносят слова.

Вышла курица – хохлатка,

С нею желтые цыплятки,

Квохчет курица: ко – ко,

Не ходите далеко.

Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.

На скамейки у дорожки

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет.

Цыплята разбегаются на стульчики. Мама – курица волнуется за них. Пойманный цыпленок становится кошкой.

«Капкан».

Дети образуют круг – это капкан. Все остальные игроки – птицы. По сигналу ведущего участники поднимают руки вверх, образуя ворота. Птицы летают и вылетают из капкана. Ведущий – педагог подает другую команду и капкан захлопывается – руки опускаются. Кто оказался пойманным, становится в круг – капкан. Игра продолжается до тех пор, пока останется один не пойманный игрок – победитель.

«Сова охотится ночью».

«День». (команда ведущего). Все звери бегают. Сова спит. Вторая команда педагога: «Ночь!» Все должны замереть и не шевелиться. Когда в гнезде окажется 5 пойманных детей – зверушек, выбирается новая сова.

«Воробьи и ворона».

(Ворона ловит воробьев по команде, только в пределах круга – домика).

Кот встает в середину круга,

Все остальные – воробьи, Внутри круга расставляют мелкие игрушки – это зерно. Воробьи впрыгивают в круг и стараются собрать побольше «зерен». Кот бегает по кругу и ловит их – пятнает. Воробьи выпрыгивают из круга. Победитель тот, кто не будет пойман и соберет больше «зерен».

Чтение и заучивание русской народной песенки

«Жили у бабуси два веселых гуся».

Жили у бабуси два веселых гуся,

Один — серый, другой — белый,

Два веселых гуся,

Один — серый, другой — белый,

Два веселых гуся!

Мыли гуси лапки в луже у канавки,

Один — серый, другой — белый,

Спрятались в канавке,

Один — серый, другой — белый,

Спрятались в канавке!

Вот кричит бабуся — «Ой, пропали гуси!»

Один — серый, другой — белый,

Гуси мои, гуси!

Один — серый, другой — белый,

Гуси мои, гуси!

Выходили гуси — кланялись бабусе!

Один — серый, другой — белый,

Кланялись бабусе,

Один — серый, другой — белый,

Кланялись бабусе!

Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Чтение стихов, потешек, песенок, загадках о птицах.

.

Внесение в книжный уголок книг о птицах.

Чтение сказок Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», «Гадкий утенок»; русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Курочка ряба», «Петушок бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой»; сказок В. Сутеева «Петух и краски», «Цыпленок и утенок».

Чтение рассказов Э. Шима «Как поют птицы», «Кто лечит деревья». К. Д. Ушинского «Петушок с семьей», «Уточки», «Лиса и гуси».

Рисование на тему: «Рябинка для птичек» (палочками).

Цель: закреплять представления детей о форме предметов, величине, расположении частей; развивать умение рисовать гуашью и палочкой; учить различать коричневый и оранжевый цвета; воспитывать интерес к изодеятельности, любовь, сочуствие и бережное отношение к птицам, к природе.

Рисование на тему: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» («веселые ладошки, палочки).

Цель: продолжать учить детей рисовать птиц в технике «веселые ладошки» и ягоды рябины пальчиками; закреплять представления детей о цвете; учить располагать изображение на листе, прививать любовь к природе.

Рисование на тему: «Сказочные птицы» (ладошками, пальчиками).

Цель: продолжать учить детей рисовать птиц в технике «веселые ладошки», учить самостоятельно украшать хвостик птички, рисуя узор пальчиком; развивать чувство цвета, воображение.

Аппликация (коллективная работа). на тему:

«Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки».

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, развивать замысел, учить способам аппликации из частей (кругов). Закреплять знания о правилах наклеивания.

Рисование (коллективное) на тему: «Мир птиц»

(в технике веселые ладошки).

Цель:вызвать интерес к созданию коллективной композиции из силуэтов птиц (домашних и диких), продолжать освоение детьми техники «веселые ладошки», «пальчиками». Развивать воображение, воспитывать любознательность, активность.

Аппликация (коллективная работа). на тему: «Весенний пейзаж».

Цель: учить детей создавать в сотворчестве с педагогом и друг другом коллективную композицию — пейзаж, учить сочетать в одной работе аппликативные элементы разной нетрадиционной техники, развивать чувство композиции, воспитывать художественный вкус.

Аппликация (коллективная работа). на тему: «Гуси на озере».

Цель: учить детей создавать в сотворчестве с педагогом и друг другом коллективную композицию — пейзаж, учить сочетать в одной работе аппликативные элементы разной нетрадиционной техники, развивать чувство композиции, воспитывать художественный вкус.

Аппликация (коллективная работа). на тему:

«Жили у бабуси два веселых гуся…».

Цель: вызвать интерес детей к созданию коллективной композиции по мотивам потешки — песенки, учить детей работать в технике папье — маше, с использованием природного материала, воспитывать любознательность, доброжелательность.

Аппликация на тему: «Домик для птиц».

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, развивать замысел, учить способам аппликации из частей (круг, треугольник, прямоугольник), делать домик для птиц. Закреплять знания о правилах наклеивания.

Лепка на тему: «Птичка — невеличка».

Цель: учить лепить предмет из нескольких частей, приближаясь к более точной передаче признаков предмета. Упражнять в использовании приема прищипывания, в соединении частей, совершенствовать приемы раскатывания пластилина круговыми движениями ладоней.

Рисование на тему: «Вниз по озеру лебедушка плывет».

Цель: учить рисовать птиц в технике «веселые ладошки». Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, воспитывать интерес к природе. Вызывать желание передать их характерные особенности в рисовании (голова, туловище, шея). Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Рисование на тему: «Красные яблочки на яблоньке».

Цель: закреплять умение детей рисовать яблоню в технике «веселые ладошки»и «пальчиками», учить располагать узор в центре листа, заполнять изображениями весь лист (солнышко, облака, травка), рисуя пальчиками. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Рисование на тему: «Крошки — осьминожки»

Цель: продолжать учить детей рисовать в технике «веселые ладошки» и «пальчиками», учить создавать выразительные образы морских обитателей, рисовать пальчиками водные растения. Воспитывать любознательность.

Автор: Анисимова Раиса Борисовна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ СОШ №1242
Месторасположение: г. Москва, Россия

Дата изменения: 15.08.2014
Дата публикации: 28.07.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *