Копытина Валентина Егоровна
воспитатель
КГБОУ «Куйбышевский детский дом»
Алтайский край, Рубцовский район, п. Куйбышево
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подпрограмма «Играем вместе (игры народов России)» составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения для реализации поставленных целей и задач в рамках организации подвижной деятельности воспитанников в детском доме. Данная подпрограмма представляет спортивно-оздоровительное направление.
Подвижные игры — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр — их соревновательный, творческий, коллективный характер.
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси- лебеди»). Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народных играх много юмора, шуток, задора; движения точны и образны; часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности ,сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно- полезной и творческой деятельности.
Цели курса:
1. Формирование устойчивого, заинтересованного , уважительного отношения к культуре родной страны.
2. Донесение до воспитанников национального колорита обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
3. Формирование толерантности.
4. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
5. Обеспечение эмоционального благополучия. 6.Формирование этических норм поведения.
7. Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Задачи курса:
1. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
3. Отработка навыков направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений (упражнения со скакалками и мячами).
Методическое обеспечение в рамках реализации программы.
1.Формы организации занятий:
— теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные;
— проведение турниров, соревнований, малых олимпиад по подвижным играм.
2. Приёмы и методы обучения на занятиях.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
— педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогика сотрудничества);
— педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения);
— педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников (практические игровые технологии).
Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы:
— беседы о культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх;
— практические занятия по разучиванию игр;
— организация творческих мастерских;
— организация соревнований или чемпионатов по проведению игр.
В процессе работы на занятиях педагогу целесообразно как можно чаще опираться на уже имеющийся опыт детей, создавать атмосферу творческого содружества, успешной коллективной деятельности, воспитывать у детей чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, терпимого и уважительного отношения ко всем членам группы. Оценкой творческих начинаний должно быть только поощрение, которое не исключает пожеланий изменить или улучшить что-либо.
3. Дидактические материалы для организации занятий.
Для организации занятий по программе целесообразно иметь простейшие спортивные снаряды: скакалки, мячи, обручи, гимнастические палки, мешочки с песком и т. д.
4. Техническое обеспечение в процессе занятий.
Для большей эффективности занятий рекомендуется использовать ТСО (магнитофон), музыкальные инструменты (бубен, колокольчики и т. д.).
— Методические рекомендации педагогу-организатору (памятка). Постарайтесь увлечь детей, заинтересовать их. Это достигается с помощью игровой задачи: «Поймай», «Найди», «Догони» и т. д.
— Иногда полезно сыграть на самолюбии учеников, выразив «сомнение» в их
— силе, ловкости.
Помните, что лучше, если Вы будете в игре таким же участником, как и дети.
В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны.
Подбадривайте детей.
— Помните, игра является игрой до тех пор, пока она даёт действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать.
Не упустите момент, когда игру лучше всего завершить.
Помните, основная задача воспитателя — научить детей играть самостоятельно и с удовольствием.
Организационные условия реализации программы.
Программа предназначена для детей 6,5-15 лет. Продолжительность реализации программы −1 год.
Занятия проводятся, как со всей группой, так и по подгруппам, индивидуально. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа рассчитана на проведение одного занятия в неделю.
Для организации занятий необходимо специально оборудованное помещение (спортивный зал) или спортивная площадка.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (проведение соревнований по подвижным играм, турниров, малых спортивных олимпиад).
Правила проведения игр.
1. При проведении знакомых игр кратко напоминать только основные правила.
2. Не следует разучивать предварительно текст игры, в которой есть зачин. Его желательно ввести в ход игры неожиданно.
3. Несюжетная игра:
а) объясняется кратко, лаконично, эмоционально, выразительно;
б) даётся представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположения игроков и атрибутов, правилах игры;
в) даются 1-2 уточняющих вопроса для уяснения понятого;
г) основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей.
4. Сюжетная игра:
а) предварительно рассказать о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть;
б) показать иллюстрации, предметы быта и искусства;
в) познакомить с национальными обычаями, фольклором;
г) образно, кратко рассказать о сюжете игры;
д) дать прослушать диалог, если имеется;
е) перейти к распределению ролей, которое помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения, водящего в соответствии с педагогическими задачами;
ж) объяснить роль водящего, его выбор обязательно обосновать;
5. Сообщение результатов игры должно сопровождаться кратким разбором проведённой игры.
6. В конце игры следует положительно оценить поступки тех, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь
7. После игры большой интенсивности целесообразно перейти на спокойную игру с несложными заданиями, не требующими точности и координации движений, или хоровую игру.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Название игр | Цель | ||
1 | «Через ручеек» | развитие координации движений. | ||
2 | «Серый волк» (татарская) | развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата | ||
3 | Найди свой домик | развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. | ||
4 | Ключи | закрепление навыка бега, развитие быстрой реакции, ловкости. | ||
5 | «Колечко» (Пярсцёнак) | развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата | ||
6 | Русская народная игра: «Малечина-калечина». | Хорошо развивает верность глаза, так как при движениях, производящихся при этом, беспрестанно приходится наблюдать за малейшим колебанием палки и делать тысячи разнообразных быстрых и неожиданных маневров, чтобы не только не уронить, но даже и не поколебать палки. | ||
Игры с мячом (5 часов) | ||||
7 | Русская народная игра: «Охотник». | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча. | ||
8 | Русская народная игра: «Сойки». | Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, чередование и ловли мяча с другими действиями, попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча, ударять мячом о стену и ловить его. | ||
9 | Русская народная игра: «Выбей мяч из круга». | Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой (внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок). | ||
10 | Русская народная игра: «Мяч в лунке». | Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: отбивать и останавливать мяч ногой (внутренней стороной стопы или подошвой, приподняв носок), попадать в лунку. | ||
11 | Русская народная игра: «Самые ловкие». | Закрепление и совершенствование навыков обращения с мячом: попадать мячом в цель, отклоняться, увертываться от мяча. | ||
Игры с прыжками (10 ч.) | ||||
12 | Русская народная игра: «Воробушки и кот». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте. | ||
13 | «Скок-перескок» (татарская) | В игре совершенствуются навыки прыжков, быстрота реакции, пространственная ориентировка | ||
14 | Угости белку орешком | обучение прыжкам с разбега, развитие координации движения и глазомера | ||
15 | Русская народная игра: «Мешочек». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие. | ||
16 | Русская народная игра: «Петушиный бой». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении. | ||
17 | Русская народная игра: «Салка на одной ноге». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. | ||
18 | Русская народная игра: «Здравствуй, сосед». | |||
19 | Русская народная игра: «Здравствуй, сосед». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки | ||
20 | Русская народная игра: «Купи бычка». | |||
21 | Русская народная игра: «Попрыгунчики». | Закрепление и совершенствование навыков выполнять прыжки на одной и двух ногах на месте, перепрыгивать через препятствие, выполнять прыжки в нужном направлении удерживать равновесие, прыжки на левой ноге, на двух ногах, на правой ноге, на двух ногах боком, подскоки. | ||
22 | Русская народная игра: «Переселение лягушек». | |||
Подвижные игры народов России. Русские народные игры малой подвижности. ( 8 часов) | ||||
23 | Бурятская народная игра «Волк и ягнята». | Закрепление понятий «право», «лево» умения выполнять команды с использованием этих понятий. Совершенствование логического мышления, внимания. | ||
Русская народная игра «Колечко». | ||||
24 | Якутская народная игра «Один лишний» | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. | ||
Русская народная игра «Жмурки на местах». | ||||
25 | Татарская народная игра «Продаем горшки» | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. | ||
Русская народная игра «Кривой петух». | ||||
26 | Башкирская народная игра «Стрелок». | Совершенствование навыков метания мяча в цель. Закрепление знания цветовой палитры. | ||
Русская народная игра «Краски | ||||
27 | Дагестанская народные игра «Слепой медведь». | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования. | ||
Русская народная игра «Летит — не летит». | ||||
28 | Кабардино-Балкарская народная игра «Журавли-журавли». | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования. Совершенствование умения четко проговаривать слова. | ||
Русская народная игра «Телефон». | ||||
29 | Калмыцкая народная игра «Прятки». | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова. | ||
Русская народная игра «Мережка». | ||||
30 | Игры народов Коми «Ловля оленей». | Совершенствование логического мышления, внимания, быстроты реагирования, умения четко проговаривать слова, с помощью слуха и осязания узнавать предметы, бесшумно перемещаться. | ||
Русская народная игра «Пора, бабушка в пир!» | ||||
Литература:
1. Адашкявичене Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 1993.
2. Бутин И.М., Бутина И.А. Физическая культура в начальных классах. —
М.:Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. Просвещение. 1989.
4. Ковалько В.И.Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы:
Методические рекомендации, практические материалы, поурочное
планирование. — М.:ВАКО, 2004.
5. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Игровой
подход. — М.:ВАКО, 2006.
6. Литвинова М.Ф. Подвижные игры для детей. Москва: Линка-Пресс. 2005.
Автор: Копытина Валентина Егоровна
Должность: воспитатель
Место работы: КГБОУ «Куйбышевский детский дом»
Месторасположение: Алтайский край, Рубцовский район, п. Куйбышево
Конспекты занятий Играем вместе
Шаблоны презентаций PowerPoint Играем вместе
Дата изменения: 14.05.2015
Дата публикации: 14.05.2015