Рабочая программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» для обучающихся 5в класса. Срок реализации программы — 1 год.
I. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Развиваем дар слова»
Цели и задачи реализации курса:
- Сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности.
- Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи.
- Сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения.
- Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи.
- Обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного общения в различных ситуациях.
Личностные результаты освоения курса:
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные:
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- устанавливать взаимоконтроль и осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
- Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.
- Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей.
- Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные:
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности.
Познавательные :
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков;
- сопоставляет и отбирает информацию, полученную из различных источников;
- умеет передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание их личности посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе выделяются три смысловых блока: 1) “Путь к слову”; 2) “От слова к тексту”; 3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексико-семантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл. Изучаются слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“…о космосе”, “…о детстве”, “о мире…”, “…о жизни”, “…о человеке”, “…о памяти”, “…о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса, учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.
Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
В программе реализуются духовно-нравственное направление.
В основе реализации программы внеурочной деятельности «Развиваем дар слова» лежит деятельностный подход.
Содержание курса
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
О задачах курса и планах работы на учебный год. Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
I. Путь к слову (13 часов)
Тема 1.Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова. Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях (1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник. Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции. Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни. Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например: родник, родина, родня. Что общего?)Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов. Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, И. С. Тургенева.
II. От слова к тексту (7ч )
Тема 10.В глубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя — смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты(2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры). Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля — рассказ, повесть, роман, стих, сказка, трагедия, комедия, ода и др.; 2) публицистического стиля — статья, репортаж; 3) научного стиля — статья, лекция, монография, учебник;
4) официально-делового — приказ, заявление, служебная записка. Практическая часть: творческие задания.
III. От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления. Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов.
Тема 16. Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера. Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы (например :«Моё отношение к слову», или « Моя дорога в школу», или «В гостях у …»).
Тема 18.Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: знакомство с комплексным анализом поэтического текста. Нахождение средств выразительности. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Знакомство с комплексным анализом прозаического текста. Практическая часть: анализ эпизода из рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений(6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе. Практическая часть: письмо реальному адресату. Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника). Практическая часть: составление дневника литературного персонажа. Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва. Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение. Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(1ч.)
Выступления учащихся – защита проектов. Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Вводное занятие. Слово о нас (1ч.) Мы живем среди людей. | Осознание себя членом творческой группы; создание коммуникативных ситуаций. | 05.09 | |
2-14 | Путь к слову (13 часов) Тема 1 .Слово о слове (2ч.) Тема 2. Слово о словарях (1ч.) Тема 3. К истокам слова (1ч.) Тема 4. Культура слова (1ч.) Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.) Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.) Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.) Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.) Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.) | Сообщения о национальных особенностях этикета, подбор пословиц народов мира. Демонстрация презентаций. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Освоение норм русского литературного произношения. Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. Работа с толковыми словарями. Изучение особенностей синонимического ряда слов. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. | 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 | |
15-21 | От слова к тексту (7ч ) Тема 10.В глубь текста (2ч.) Тема 11. Типология текстов (1ч.) Тема 12. Стили текста. Основные черты(2ч.) Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.) Тема 14. Жанр текста (1ч.) | Создание сообщений, подбор пословиц, демонстрация презентаций. Составление требований к внешнему виду школьника. Умение воспринимать информацию. Инсценирование. Определять основные части текста. Определять типы речи. Определять стили речи. | 19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 | |
22-33 | От готового текста – к собственному тексту (11ч.) Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.) Тема 16. Творческое изложение (1ч.) Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.) Тема 18. Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.) Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.) Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений(4ч.) Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» (2ч.) | Создание стандартных коммуникативных ситуаций (приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление). Составление языкового паспорта говорящего. Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем. Правила написания и оформления писем (письмо другу, родным). Составление правил разговора по телефону. Инсценировка ситуаций. Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Сжатое изложение текстов. Комплексный анализ поэтического текста. Составление дневника литературного персонажа. Составление сценария экскурсии, создание презентаций. Осуществлять во время занятий (очных и заочных экскурсий) решение творческих и познавательных задач; учитывать при анализе деятельности разные мнения и стремиться к координации различных позиций. | 20.02 27.02 06.03 13.03 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 08.05 15.05 22.05 | |
34 | Подведение итогов за год. | Презентация проектов, творческих работ. | 25.05 | |
Автор: Рассказова Жанна Анатольевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №2 г. Лебедяни
Липецкая область, Лебедянский район, г. Лебедянь, ул. Ленина, дом 4
Дата изменения: 20.11.2021
Дата публикации: 20.11.2021