Аннотация
Рабочая программа «Формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса посредством книжной иллюстрации» (далее Программа) ориентирована на развитие у ребёнка эстетической восприимчивости, выражающуюся, прежде всего, в красоте во всех её проявлениях.
Программа представлена двумя направлениями:
- Восприятие образа героя, предмета.
- Восприятие композиции (сюжета).
При ознакомлении детей с творчеством художников – иллюстраторов их внимание акцентировано на средствах выразительности – форме, цвете, жестах, мимике, позах и т. д.
Вглядываясь в рисунки, ребёнок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Пытаясь воспроизвести те или сюжеты иллюстраций, ребёнок мыслями возвращается к прочитанному тексту, оценивает поступки героев, что способствует формированию у него чувственного восприятия мира.
Программа выстроена с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами. Она охватывает возрастной период от 2х до 7 -8ми лет.
Образовательно-воспитательный процесс основан на деятельностном подходе и подборе эффективных методических методов.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса посредством книжной иллюстрации
Задачи программы:
- Учить детей узнавать в иллюстрациях знакомые предметы, образы определять их отличительные признаки.
- Учить детей выделять композиционный центр, ориентированный на литературный текст
- Учить детей определять жанровый характер иллюстрации (сказочный, реалистический, героический, сатирический и т. д) связанный с содержанием литературного текста, формировать чувственное восприятие мира.
- Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов.
- Развивать у детей собственные творческие способности.
Принципы формирования программы:
- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип динамичности (обновление развивающей среды).
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи с семьей.
Возрастные особенности
Ранний возраст
- Этот возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, развитием наглядно – действенного мышления, появляется интерес к общественной жизни, к предметному окружению. Ребёнок способен отождествлять простые предметы с их изображением на иллюстрации. У детей появляется интерес к ярким цветовым образам в картинке.
- Интенсивно развивается активная речь детей. Ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет.
Младший, средний возраст
- Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
- Ведущим становится познавательный мотив.
- Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
- Пятый год жизни возраст наиболее активного рисования. Рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов.
- Появляется интерес к некоторым видам искусства и прежде всего к книжной графике.
- Дети способны улавливать выразительные средства картинки – сочетание красок, выразительность формы, детали костюма и т. д.
Старший дошкольный возраст
- Возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают возможность детям глубже постигать явления окружающей действительности.
- Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Дети способны давать адекватные причинные объяснения.
- Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
- Дети эмоционально откликаются на художественные образы, выделяют средства выразительности, используемые художниками, скульпторами.
Целевые ориентиры – ранний возраст (от 2 до 3) лет
- Ребёнок проявляет интерес к иллюстрации детских книг, способен сопоставить короткий текст с картинкой (потешки, стихи).
- Ребёнок выражает свои эмоции о персонажах словесно, жестом, мимикой.
- Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на картинке.
- Овладел умением соотносить вылепленные формы со знакомыми ему предметами на иллюстрации.
- Владеет техникой выполнения штрихов, мазков, передаёт красочность предмета контрастным сочетанием цветов.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
- Благодаря книжной иллюстрации ребёнок проявляет любознательность, у него развито воображение, возник интерес к чтению, может оценить мотивы поступков, следует социальным нормам поведения, у него отслеживается положительное отношение к окружающему миру.
- Ребёнок знаком с трудом художников – иллюстраторов, воспринимает книжную иллюстрацию, как вид искусства, способен определить жанровый характер иллюстрации, способен соотнести иллюстрации с видом литературного произведения (проза, фольклор, повествовательный рассказ и т. д.)
- Ребёнок склонен экспериментировать, у него развита мелкая моторика, умения работать с глиной, красками, кистями.
- Ребёнок развивает, в совместной с взрослыми и в самостоятельной деятельности свои творческие способности, ориентируясь на художественную выразительность иллюстраций, может словесно выразить свои чувства и эмоции.
- Ребёнок проявляет инициативу использовать свои знания о художниках – иллюстраторах в сюжетно – ролевых играх (мастерская, студия и т. д.), в познавательно – исследовательской деятельности (проектная деятельность).
Содержательный раздел
Алгоритм детального знакомства детей с книжной иллюстрацией
Содержание психолого-педагогической работы
Ранний возраст 2-3 года
I Восприятие образа предмета, героя
- Учить детей сопоставлять реальные предметы с иллюстрированными, овладевать опосредованными действиями с реальными предметами познавая их свойства и качества.
- Подводить детей к изображению простейших округлых форм (ориентируясь на иллюстрации солнышка, колобка, лужицы и т. д.)
- Учить детей замечать выразительность, линий, мазков, передавать красочность предмета контрастным сочетанием цветов.
II Восприятие композиции (сюжета)
- Учить ребёнка слышать потешки, небольшие стихи, короткие сказки, как слушателя – зрителя, опираясь на иллюстрацию.
- Развивать у детей восприятие и эмоциональную отзывчивость к иллюстрации.
- Учить выражать свои эмоции о персонажах словесно, жестом, мимикой.
Дошкольный возраст (с 3 до 7- 8 лет)
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
I Восприятие образа предмета, героя
- Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно – выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет).
- Вызвать у детей желание изображать простые для восприятия отдельные предметы, реальные и с опорой на иллюстрацию.
- Учить детей изображать сказочные образы иллюстраций с помощью пазл, геометрических фигур, мозаик.
- Подводить детей к пониманию объёма предметов изображённых на иллюстрациях с использованием тестопластики, лепку.
II Восприятие композиции (сюжета)
- Вызвать у детей желание рассматривать иллюстрации, эмоционально откликаться, определять характер изображённых героев.
- Учить сопоставлять иллюстрацию с коротким текстом, находить замысел художника. Выражать свои эмоции к изображённому сюжету и содержанию произведения.
- Учить изображать простые по содержанию сюжеты с опорой на иллюстрацию, подбирая соответствующий цветовой спектр.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
I Восприятие образа предмета, героя
- Учить детей замечать позы, жесты, определять характер героя изображённого художником, учить подбирать цветовое решение, в собственных рисунках опираясь на образы иллюстраций.
- Учить детей изображать сказочные образы иллюстраций с помощью пазл, геометрических фигур, мозаик.
- Показать детям выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна.
- Продолжать работу по восприятию объёма, рельефа используя тестопластику, пластилинографию, бумагопластику, лепку.
II Восприятие композиции (сюжета)
- Поддержать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций.
- Формировать представления о композиции, о её центре и заднем плане.
- Учить ребёнка воспринимать текст с помощью иллюстрации, охарактеризовать поступки героев.
- Учить детей определять жанровый характер иллюстрации (сказочное содержание, реалистическое, героическое, комическое и т. д.).
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
I Восприятие образа предмета, героя
- Учить детей детально рассматривать предметы, изображённые на иллюстрации, фиксировать взглядом детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете, передавать цельный образ предмета средствами рисунка.
- Совершенствовать умение ориентироваться на сенсорные эталоны, добиваться плавности линий при передачи формы, учить чувствовать переходы оттенков цветов.
- Учить детей изображать один и тот же предмет по – разному, используя возможности формы и цвета.
- Учить располагать изображение по всему листу бумаги в два – три плана с передачей перспективы.
- Учить детей отражать в своём творчестве характер героя, передавать движения людей, животных, растений, склоняющихся от ветра.
- Продолжать работу по восприятию ребёнком объёма, рельефа используя тестопластику, пластилинографию, бумагопластику, рисование песком, лепку.
II Восприятие композиции (сюжета)
- Познакомить детей с художниками, использующими в своём творчестве разные полиграфические способы.
- Приобщать к исследовательской деятельности в ходе ознакомления с творчеством художников – иллюстраторов.
- Продолжать учить детей определять жанровый характер иллюстрации (сказочное содержание, реалистическое, героическое, комическое и т. д.).
- Развивать у детей способность воспринимать иллюстрацию в единстве с текстом, учить высказывать своё отношение к увиденному и услышанному.
- Формировать умение строить композицию собственного рисунка.
- Развивать образное восприятие.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 -8лет)
I Восприятие образа предмета, героя
- Развивать сенсорную чувствительность, учить соблюдать правильные пропорции изображаемого предмета, героя с ориентиром, в том числе и на книжные иллюстрации.
- Учить использовать разные оттенки для отображения света и тени.
- Продолжать учить детей изображать один и тот же предмет по – разному, используя возможности формы и цвета.
- Продолжать учить располагать изображение по всему листу бумаги в два – три плана с передачей перспективы.
- Продолжать работу по восприятию ребёнком объёма, рельефа используя тестопластику, пластилинографию, бумагопластику, рисование песком, лепку.
II Восприятие композиции (сюжета)
- Учить детей сравнивать иллюстрации к одному и тому же произведению, выполненные разными художниками или разными полиграфическими способами.
- Продолжить приобщать детей к исследовательской деятельности в ходе ознакомления с творчеством художников – иллюстраторов
- Подводить детей к восприятию ими иллюстраций к детской книге, как изобразительному виду искусств.
- Продолжить развивать у детей умение выстраивать собственное композиционное решение изображаемых объектов.
Вариативные методы, методические приёмы реализации Программы
Главным направлением всех подобранных методов и методических приёмов, является расширение чувственного познания ребёнком мира искусства.
- Наблюдение – методический приём чувственного восприятия окружающего мира и воспроизведение своих наблюдений в изобразительной деятельности.
- Информационно – рецептивный — методический приём – обследование предметов движением рук, особенно эффективен в младшем дошкольном возрасте.
- Эвристический метод направлен на проявление творческой самостоятельности. В частности, когда ребёнку предлагается дорисовать незаконченный сюжет.
- Репродуктивный метод направлен на закрепление навыков и умений в изображении предметов разными способами.
- Частично – поисковый методический приём развивает у детей способности прогнозировать в процессе решения ими поисковых задач в изобразительной деятельности.
Вариативные способы поддержки детской инициативы
Только через собственную деятельность человек усваивает способы познания окружающего мира, формирует и совершенствует собственные качества.
Игра — дидактические игры словесные и настольно-печатные, сюжетно — ролевые игры. Игровые ситуации с литературными персонажами.
Игровые ситуации типа путешествий.
Дидактическое пособие Лэпбук
- Содержание пособия в старших группах может быть определено совместно детьми с педагогом.
- Содержание (набор дидактических игр, мини – литература и т. д.) направлено на систематизацию знаний о художниках – иллюстраторах детской книги.
- Пособие предназначено для фрагментарного использования в НОД, самостоятельной и совместной деятельности.
Проекты Метод направлен на исследовательскую деятельность в познании детьми полиграфических способов, используемых в своей практике художниками – иллюстраторами детской книги.
Ассоциативный куст – технология деятельностного типа.
Развивает у детей умение классифицировать произведения художников – иллюстраторов по способам, манере исполнения.
Экспериментирование
Этот вид детской деятельности помогает ребятам в экспериментировании с красками подбирать тона для распределения в композиции света и теней.
Технология продуктивного чтения автор Чиндилова О.В.
«Чтение-слушание – это не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания)»
Технология используется, как путь от обратного. Композиции, созданные детьми старшего возраста по впечатлениям от литературного текста услышанного сравниваются с идейно-образным содержанием иллюстраций художника к этому произведению.
Театральная деятельность
Драматизация, постановка спектаклей некоторых произведений заявленных данной программой.
Театральная деятельность ориентирована на развитие эмоциональных, социальных чувств, эстетики в поведении детей, их эстетического восприятия костюмов, созданных опираясь на иллюстрации художников к детской книге.
Взаимодействие детского сада с семьей
Программа предполагает активное участие родителей в образовательной работе и в отдельных занятиях. Родители могут привнести свои особые умения в изобразительной деятельности, поставить для детей спектакль, помочь в изготовлении костюмов по книжной иллюстрации, организовать совместное посещение музея, театра, сопровождать группу детей во время экскурсий и т. п.
Разнообразные возможности для привлечения родителей предоставляет проектная работа. Родители могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, поощряется обмен мнениями между родителями возникновение бесед в социальных сетей по обсуждению помощи педагогам в реализации данной Программы.
Организационный раздел
Психолого — педагогические условия реализации рабочей программы
Для поддержания интереса у детей к книжной иллюстрации педагог должен:
- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.
- создавать условия для экспериментирования, для самостоятельной творческой деятельности.
Предметно – пространственная среда
- Мастерская «Для моей любимой сказки».
- Центр экспериментирования.
- Центр иллюстрированной детской книги.
- Познавательный центр с подборкой дидактических игр, информационного материалы в виде энциклопедий, альбомов, репродукций, подборкой история детской иллюстрации в 20 книгах.
- Центр изобразительной деятельности с подбором предметного содержания по возрасту
- Проектор, экран, подборка тематических видеофильмов, презентаций.
Планирование образовательной деятельности
Рабочая программа «Формирование у детей дошкольного возраста эстетического вкуса посредством книжной иллюстрации» входит в вариативную часть на каждый возраст Программы педагога, внедрена в перспективное планирование.
Автор: Сахновская Анна Борисовна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад « Родничок» с. Лебедёвка
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка
Дата изменения: 19.02.2019
Дата публикации: 19.02.2019