Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет (2 младшая группа).
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы «ОткрытиЯ» под ред. Е.Г. Юдиной и основной образовательной программы МАДОУ №86 ЦРР.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в группе обусловлены спецификой возраста воспитанников, их развития, наличия приоритетных направлений, заказа родителей, требованиями СанПин, климатическими особенностями, комплексной программой «ОткрытиЯ», которая предполагает построение организованного обучения в утренний отрезок времени в форме дневного образовательного цикла жизнедеятельности ребенка (ДОЦЖ): утренний сбор, работа в центрах активности, итоговый сбор. В программе «ОткрытиЯ» одним из центральных является принцип интегративного — «сквозного», комплексного развития ребенка во всех областях и во всех видах детской деятельности, поэтому ведущим методом образования детей является метод проектов. Вечерний отрезок времени предполагает традиционные виды деятельности, такие как игровая, трудовая, совместная, самостоятельная, индивидуальная, развлекательная и др.
Подобная организация обучения требует также особой организации предметной среды. Для реализации совместных со взрослым и самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвития, все пространство группы поделено на Центры активности, наполненные достаточным количеством различных материалов и пособий – цент Литературы, центр Математики, центр Науки, центр Искусства, цент Кулинарии, центр Песок-Вода, центр Музыки, центр Физкультуры, центр Строительства, центр Игры. В центрах активности организуются адекватные возрасту формы работы с детьми – экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, продуктивные виды деятельности, решение проблемных ситуаций и др. Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности), предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Вся работа в группе строится на трех принципах:
- Свобода.
- Самостоятельность.
- Совместная деятельность.
Общее содержание, общая задача, в рамках которой каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести к следующим эффектам:
- дети приобретут умение действовать в соответствии с поставленной задачей;
- принятая задача стимулирует работать целенаправленно;
- каждый ребенок знает, что от него ожидают;
- дети учатся формулировать собственные задания;
- стимулируется принятие ответственности за себя и свою маленькую команду;
- приобретается умение планировать собственную деятельность.
Особенностью организации воспитательно-образовательного процесса является участие в воспитательно-образовательном процессе узких специалистов: – преподавателя по изо- деятельности, воспитателя по приоритетному направлению, педагога-психолога и родителей воспитанников. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка, приглашаются в группу для участия в оценивании и прогнозирования развития ребенка, в планировании и осуществлении развивающего обучения, в играх и совместной деятельности с детьми.
Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:
- психологическую поддержку ребенку;
- психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
- приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками;
- дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;
- дает ребенку право гордиться своими близкими;
- дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
- дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
- обеспечивает содержательную и организационную преемственность продолжения работы с ребенком в домашних условиях.
Сведения о семьях воспитанников группы (24 семьи)
Полная семья | 22 |
Неполная семья | 2 |
Многодетная семья | 1 |
Проблемная семья (в вопросах воспитания ребенка) | — |
Семья с опекуном | — |
Группа имеет огражденный прогулочный участок с теневым навесом, игровым и спортивным оборудованием.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3 — 4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает…
Автор: Нифанина Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ №86 «Жемчужинка» ЦРР,
Месторасположение: г. Северодвинск, Архангельская область
Дата изменения: 25.01.2021
Дата публикации: 17.12.2017