Рабочая программа в ДОУ «Оздоровление детей раннего возраста посредством тесного сотрудничества с семьёй»

Рабочая программа в ДОУ «Оздоровление детей раннего возраста посредством тесного сотрудничества с семьёй»

Аннотация

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием у ребёнка всех органов и систем.

Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и топологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Состояние здоровья детей поступающих в дошкольное учреждение, по ряду серьёзных причин, не всегда соответствует потребности нашего общества. Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях.

Преемственность и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей.

Тем не менее, на этапе, когда ребенок поступает в детский сад, нередко существует взаимная настороженность между педагогами и родителями. Этот факт подтверждается социологическими опросами.

Данная рабочая программа (далее Программа) ориентирована на продуктивное сотрудничество с семьей по вопросам сохранения и приумножения здоровья детей раннего возраста.

В ней представлены планируемые результаты не только для детей, но и для родителей, методические приёмы и методы в работе с родителями, влияющие на их просвещение.

Программа предусматривает не только влияние педагогов ни систему оздоровления детей, но и внедрение передового опыта родителей, в ту систему.

При написании Программы были использованы некоторые выкладки методических разработок:

  1. Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста».
  2. Л В. Белкина «Комплекс оздоровительных мероприятий после сна»
  3. М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова пособие для родителей «Развитие ребёнка и его здоровья».
  4. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
  5. Дробинская, А.О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста; учебное пособие.
  6. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель программы

Создание единого образовательного пространства семья – детский сад и условий оздоровления детей раннего возраста в этом пространстве.

Задачи

  1. Определить инструментарий для успешного вовлечения родителей по вопросам оздоровления детей в семье.
  2. Анализировать и корректировать созданные условия: материально – технические, кадровые, информационные.
  3. Адаптировать малышей в созданном социуме.
  4. Создать психолого – педагогический комфорт пребывания ребёнка в группе и семье.
  5. Внедрять эффективные здоровьесберегающие технологии, влияющие на оздоровление детей.
  6. Выявлять уровень вовлеченности родителей в оздоровление детей.

 

Принципы формирования Программы

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Комплексно – тематический принцип.
  3. Принцип доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников.
  4. Принцип динамичности (обновление развивающей среды).
  5. Принцип связи с семьей.

Возрастные особенности детей

  1. Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
  2. Развивается умение выполнять орудийные действия на основе предлагаемой взрослыми модели.
  3. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
  4. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность, дети легко заражаются эмоциональным состоянием взрослого и сверстников.
  5. У детей активизируется желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры, в ходе которых совершенствуются основные виды движений (ходьба, бег, бросание, катание).

Планируемые результаты освоения Программы

Целевые ориентиры для детей раннего возраста

  • Владеет простейшими навыками самообслуживания; эмоционально положительно откликается на закаливающие процедуры солнцем, воздухом, водой; способен выполнить простейшие движения самомассажа, у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
  • Ребёнок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами.

Планируемые результаты для родителей

  1. Стремятся создать благополучный микроклимат в семье для взращивания эмоционально здорового малыша.
  2. Соблюдают рекомендованный педагогами режим дня в семье.
  3. Осознают необходимость рациональной смены деятельности у ребёнка, включая его двигательную активность.
  4. Выполняют все рекомендации по непрерывности оздоровления ребёнка в выходные дни.
  5. Прислушиваются к советам о правильном питании, могут обмениваться своим опытом, используют в своей практике полезные рекомендации других родителей.

Содержательный раздел

Оздоровление детей посредством тесного взаимодействия с семьёй осуществляется по двум направлениям

Создание позитивного микроклимата и психолого – педагогического комфорта в группе и в семье

Создание позитивного микроклимата и психолого–педагогического комфорта в группе и в семье способствует формированию социального доверия у ребёнка, благоприятной адаптации, уменьшению тревожности, развитию уверенности в себе, вследствие чего организм ребёнка более устойчив к различным видам инфекций.

Уютная трансформируемая, многофункциональная предметная среда

Предметно – развивающая среда даёт возможность:

  • эмоционального благополучия детей раннего возраста во взаимодействии с окружением;
  • успешного общения и совместной деятельности детей взрослых;
  • двигательной активности детей;
  • изменений, в том числе для кратковременного уединения малыша;
  • учитывать освещённость группы в расположении центров развития с опорой на психофизические особенности детей.
Снятие стресс образующих факторов
  1. Релаксация — успокоение и расслабление мышц тела и эмоционального напряжения.
  2. Игры тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний игры.
  3. Массаж волшебных точек ушек привлечение детей к само профилактике, повышение защитных сил организма, повышение эмоционального тонуса.
  4. Хождение по сенсорным тропинкам.
  5. Гимнастика пробуждения – игровые побудки.
  6. Музыкальное оформление фона занятий (использование по теме занятий песен и мелодий, для отдыха детей, проведение ритмических минуток).
Стимулирование ситуаций общения, творческой активности
  1. Драматизация сказок выполнение детьми простейших действий (подражание важнейший механизм формирования социального поведения)
  2. Театр кукол показ взрослыми и старшими дошкольниками – ситуация накопления социально – эмоционального опыта детьми
  3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы (простейшие этюды на выражение различных эмоциональных состояний)
  4. Игры потешки – активное сопереживание героям коротких произведений
  5. Дидактические игры – подключение детей к решению дидактической задачи обсуждение и практическое осуществление необходимых действий.

Соблюдение оптимального режима дня (щадящего во время адаптации) в группе и в семье

Двигательная активность в течение дня предусматривает рациональное соотношение разных видов деятельности

Рациональная двигательная активность способствует нормальному функционированию нервной, сердечно – сосудистой и других систем детского организма.

  1. Утренняя гимнастика (каждый день, с использованием разных формы проведения, включая дыхательные и профилактические упражнения). Повышает психоэмоциональный и мышечный тонус, активизирует обменные процессы, формирует правильную осанку.
  2. Пальчиковая гимнастика благотворно влияет на координацию движений, способствует развитию мелкой моторики рук, их силы
  3. Подвижные и динамические игры (в течение всего дня в группе и на улице). Развивают координацию движений, улучшают функции вестибулярного аппарата, повышают эмоциональный тонус
  4. Физкультминутки в рамках НОД.
  5. Рекомендации родителям по чередованию с детьми разных видов деятельности и двигательной активности.
Полноценное правильное питание

Правильное питание нормализует функции желудочно – кишечного тракта , повышает жизненные силы, устойчивость к простуде.

Первые шаги на пути ценностного отношения ребёнка к тому, что он кушает во время приёма пищи в группе.

Приобщение семьи к правильному питанию.

Воспитание культурно – гигиенических навыков у малышей

Умение пользоваться средствами личной гигиены (расчёска, носовой платок, индивидуальная посуда и т. д.) предотвращает распространение заболеваний.

 

Пребывание на свежем воздухе не менее 3-4 часов

Широкие возможности оздоровления и закаливания детей раннего возраста представляют систематические прогулки.

  1. Солнечные лучи оказывают на организм ребенка общее, укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие и сон. Количество солнечных ванн, а также место их проведение в летний период определяется старшей медицинской сестрой.
  2. Игры со снегом создают для ребёнка заряд бодрости, позитива, способствуют возникновению хорошего аппетита.
  3. Свежий воздух в любое время года обогащает организм кислородом, повышает его сопротивляемость.
  4. Одежда детей, как в помещении, так и на прогулке должна соответствовать сезону, длительность прогулки определяется по температуре воздуха.
  5. Рекомендации родителям — по длительности прогулок, разнослойности одежды во время гуляния ребёнка, своевременного проветривания жилого помещения.
Своевременный сон, в тёплое время года с открытой фрамугой

Важнейший компонент режима. Крайне необходимо поддерживание временных промежутков дневного и ночного сна в семье.

 

Закаливающие процедуры

Закаливание организма — одно из лучших средств укрепления здоровья, снижения заболеваемости.

Закаливающие процедуры проводятся в строгом соответствии с возрастом ребенка, его физическим состоянием и временем года, в которое они проводятся. Это воздушные и солнечные ванны (смотреть описание в пребывании на свежем воздухе), водные процедуры, босохождение

Водные процедуры

Общепризнанное средство закаливания – вода. Закаливающее влияние на организм ребенка оказывают все гигиенические процедуры: мытье рук, ног, лица, тела ребенка, а также игры с водой в тёплое время года на свежем воздухе.

Контрастное обливание ступней ног.

Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

Попеременное обливание ног тёплой водой 37 – 380С, затем прохладной 30-310С.

Воздух

Воздух это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Спёртый, застоявшийся воздух помещений накапливает в себе болезнетворные микробы.

  1. Сквозное проветривание обязательно утром, до прихода детей в группу, во время прогулки. Длительность проветривания зависит от климатических условий.
  2. Обязательно одностороннее открытие фрамуг в присутствие детей в группе в тёплое время года.
  3. Во время сна детей — кварцевание групповой комнаты.

Босохождение по сенсорным тропинкам

Босохождение по сенсорным тропинкам. Точечный массаж ступней улучшает кровообращение, идёт тренировка нервных рецепторов и сосудов, выступает в качестве профилактики плоскостопия.

Все виды закаливания рекомендованы родителям для воспроизведения в выходные дни с целью непрерывности процесса закаливания детей.

Интеграция Программы в образовательные области

Социально–коммуникативное развитие — приоритетная область

  1. Формирование доверительных отношений к своей семье, к детям и взрослым детского сада.
  2. Приобретение опыта в самообслуживании и культурно – гигиенических навыках, в том числе в умении пользоваться индивидуальными принадлежностями ухода за собой.

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений о свойствах предметов и сенсорных эталонах, через опыт хождения по «сенсорным тропам» и исследования их.

Речевое развитие

  1. Создание среды для активного речевого общения.
  2. Обогащение словаря детей существительными обозначающими предметы посуды, одежды и т д., глаголами, обозначающими действия, прилагательными, обозначающими цвета, величину, вкус и т. д.

Художественно – эстетическое развитие

  1. Формирование музыкального такта посредством музыкотерапии.
  2. Формирование вкуса цветового восприятия посредством цветотерапии в предметной среде.

Физическое развитие – приоритетная область

  1. Формирование первичных представлений о себе, о способностях человека и в том числе маленького ребёнка, выполнять упражнения дыхательной гимнастики, самомассажа.
  2. Формирование положительного отклика на контрастное влияния воды и воздуха на разные части тела.
  3. Формирование первичных представлений о полезной пище
  4. Приобретение двигательного опыта в основных видах движений, общеразвивающих упражнениях, подвижных играх.

Методические приёмы и методы в работе с родителями, влияющие на их просвещение в вопросах оздоровления детей раннего возраста

  1. Изучение психофизиологических особенностей малышей.
  2. Дискуссии.
  3. Вечера вопросов и ответов.
  4. Обмен позитивным семейный опытом по вопросам закаливания, питания.
  5. Самоанализ родителем своего влияния на оздоровление ребёнка.

 

Правила по соблюдению в процессе закаливания детей раннего возраста для родителей и педагогов

  1. Постепенность процесса.
  2. Систематичность (непрерывность) воздействия на организм для развития устойчивых рефлексов.
  3. Индивидуальный подход (учёт подготовленности к тем или иным закаливающим мероприятиям).
  4. Наличие эмоционально – положительного отклика на оздоровительные процедуры.
Формы просвещения родителейФормы реализации
Программы с детьми
консультацииКруглый столанкеты, вопросники, обработка и анализ полученных результатовПресс – конференции по обмену опытомПросмотр презентаций, слайдовСеминары — практикумыПодвижные игрыКоммуникативные игрыПальчиковые игрыИгры с водой, пескомСитуативные беседычтениеМузыкальные релаксирующие минутки

Организационный раздел

Психолого — педагогические условия реализации рабочей программы

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия и поддержания у детей интереса к оздоровительным процедурам педагог должен:

  1. Внимательно выслушивать детей, отвечать на все возникающие у них вопросы.
  2. В игровой форме добиваться возникновения у детей желания двигаться с развитием всех групп мышц.
  3. Создавать условия, в которых дети бы с удовольствием массировали активные точки ступней, ладошек, принимали закаливающие процедуры с водой и воздухом разной температуры.
  4. Формировать у детей первоначальные представления о правильном питании.

Для обеспечения интереса к оздоровительным процедурам у детей и их оздоровления в семье педагог должен:

  1. Заинтересовать родителей в поддержании в семье всех инициатив педагога во внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
  2. Знакомить родителей с результатами диагностики по листам здоровья ребёнка и его психомоторного развития.
  3. Обучать родителей приёмам и методам закаливания.
  4. Транслировать интересные идеи от самих родителей и распространять их опыт по оздоровлению детей.

Предметно – пространственная среда

  1. Сенсорные тропы различной фактуры и с различными наполнителями.
  2. Детские леечки и ванночки, ванночки с песком и мелким круглым гравием.
  3. развивающий тоннель (сквозное пространство); улитка — качалка, сенсорно-дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации).
  4. Различные массажные коврики, дорожки и мостик, тренажеры для профилактики нарушений осанки.

Планирование образовательной деятельности

Рабочая программа ««Оздоровление детей раннего возраста посредством их закаливания в дошкольном учреждении и в семье » входит в вариативную часть образовательной программы педагога группы «Солнышко» раннего возраста.

Программа согласована с «Планом – действий по профилактике социально – обусловленных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни среди взрослых и детей» входящим в Программу развития МКДОУ детского сада «Родничок» с. Лебедёвка

Перспективные планы рабочей программы внедрены в перспективные планы образовательной программы по согласованности с комплексно – тематическим планированием и, не нарушая требуемый объём по основной и вариативной части программы.

В календарном планировании отслеживается работа по реализации рабочей программы во всех видах образовательной деятельности.

Скачать — Рабочая программа в ДОУ «Оздоровление детей раннего возраста посредством тесного сотрудничества с семьёй»

Автор: Богданова Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад « Родничок» с. Лебедёвка
Месторасположение: Новосибирская область, Искитимский район, село Лебедёвка

Дата изменения: 14.03.2019
Дата публикации: 14.03.2019




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *