Аннотация
Рабочая программа «Воспитание начал экологической культуры у дошкольников через познание ими экологических систем »
(далее Программа) ориентирована на ознакомление дошкольников с природой родного края через экологические системы, по заданному автором алгоритму.
Один из пунктов алгоритма предполагает выяснение педагогом с детьми влияния жизнедеятельности человека на конкретные экологические системы, что в конечном итоге отразиться на экологическом воспитании дошкольников.
Программа выстроена с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами. Она охватывает возрастной период от 2х до 7 -8ми лет.
Образовательно-воспитательный процесс основан на деятельностном подходе и подборе эффективных методических методов.
В раннем возрасте познавательная активность детей организована на уровне их предметной деятельности и совместных игр с взрослым.
В дошкольном возрасте акцент перемещается в сторону проявления детьми инициативы на мотивационной основе, познания и воспитания через собственную деятельность, знания выступают не целью, а средством развития и воспитания ребенка.
Для педагога актуальным становится выбор методов обучения и воспитания детей.
В представленной рабочей программе освещён ряд методов, применение которых наряду с получением детьми экологических знаний, активной включенности дошкольника в познавательную деятельность, воспитывают в них экологическую осознанность.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель программы: Воспитание начал экологической культуры у дошкольников через познание ими экологических систем
Задачи программы:
Расширять, уточнять знания детей об экологических системах.
Учить сравнивать среду обитания в разных экологических системах.
Социализировать детей в мире природы.
Формировать представления о последствиях вмешательства человека в экологические системы.
Принципы формирования программы:
Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
Принцип индивидуального подхода
Принцип динамичности (обновление развивающей среды)
Принцип сезонности
Принцип учета условий местности
Принцип возрастной деятельности
Принцип связи с семьей
Возрастные особенности
Ранний возраст
Продолжает развиваться ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Развивается умение выполнять орудийные действия на основе предлагаемой взрослыми модели, дети учатся выполнять словесные просьбы, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Продолжает развиваться желание играть вместе с воспитателем.
Младший, средний возраст
Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Дети начинают осваивать социальные отношения, в том числе и отношения с природой, что находит своё отражение в сюжетно — ролевых играх.
Ведущим становится познавательный мотив.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи, в том числе и в природе.
Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры.
Пятый год жизни возраст наиболее активного рисования. Рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов.
Интерес детей к рисованию, при целенаправленности педагога, может способствовать появлению у них интереса к живой природе.
Старший дошкольный возраст
Дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, в том числе неоднозначное взаимодействие с природным миром.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения. Дети способны давать адекватные причинные объяснения.
В совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности дети с удовольствием используют все предлагаемое им многообразие игр.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, природы передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Целевые ориентиры – ранний возраст (от 2 до 3) лет
Ребёнок проявляет интерес к природе родного края, к сезонным изменениям происходящей в ней. Имеет элементарные представления о контрастных условиях жизни представителей леса и представителей водоёма; понимает элементарные пищевые зависимости экосистемы лес.
Проявляет интерес к рассказам взрослого о правилах поведения в природе. Высказывает свои впечатления позитивного отношения к природе.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребёнок знает, насколько богат и разнообразен природный мир, имеет представления о законах природы, о её системности.
Может выделить экологические системы живой природы: лес, водоём, поле, луг, сад, назвать их отличительные особенности, имеет представления об их замкнутости, круговороте внутри экосистем.
Ребёнок умеет устанавливать причинно — следственные связи поведения живых организмов происходящих с изменениями привычной для них среды обитания.
Имеет представления об умении живых организмов приспосабливаться, к изменениям климата, катаклизмам, умеренности пищевого рациона, об их способности противостоять распространению вредителей и болезней.
Ребёнок умеет самостоятельно составлять пищевые цепочки в сообществах живых организмов.
Понимает пагубность грубых вмешательств в экосистемы, которые могут привести к нарушению сбалансированности в них. Имеет представление о ресурсных возможностях экосистем для человека, знает правило «не навреди», осознаёт необходимость сохранения и приумножения родной природы.
Знает и принимает правила поведения, конкретно для себя, в каждой экологической системе.
Содержательный раздел
Экосистема, или экологическая система – это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания и системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Экосистема это исторически сложившаяся система.
В экосистеме нет ничего и никого лишнего; всё взаимосвязано и дополняет друг друга. Экосистемы – это саморегулирующиеся системы, они возникли и существуют независимо от человека.
Экосистема лес — это совокупность живых организмов, основной жизненной формой которой является деревья.
В структуре лесной экосистемы выделяют отдельные яруса. В зависимости от высоты яруса меняется состав живых организмов.
Экосистемы луг – это сообщество травянистых растений, животных, насекомых, птиц, грибов и микроорганизмов. Доминирующее и определяющее значение имеет растительность, это многолетние травы, в основном различные злаки и осоковые.
Водные экосистемы — это системы, приспособленные к жизни в воде. Именно вода определяет уникальность того сообщества живых организмов, которые в ней обитают.
Принимая во внимание территориальную принадлежность, в данной программе речь пойдёт о реках: Обь, Бердь, Петушиха; об озёрах: Учительское, Цыганское;
о пруде – Логовой, о заболоченности вдоль берегов выше перечисленных водоёмов.
Экосистема поле — создана человеком, для выращивания злаковых и овощных культур, этой системе свойствен характерный набор животных и растений.
Растения помимо культурных видов, выращиваемых человеком, представлены сорными травами. Животный мир, в основном представлен насекомыми и грызунами. Хищные крупные животные могут встречаться в поле, но только в полях, граничащих с перелесками
Экосистема сад — создана человеком, представлена насаждением деревьев и кустарников, которые привлекают определённые виды насекомых, птиц, животных.
Возрастная адрессованность работы с детьми в экосистемах
Алгоритм знакомства детей дошкольного возраста с экологическими системами
- Выяснение отличительных особенностей среды обитания живых организмов в экосистемах
- Выяснение состава растительного и животного мира, зависимого от среды обитания, их размножение
- Установление круговорота в экологических системах, выстраивание возможных пищевых цепочек
- Выяснение влияния человека на экосистемы. Использование человеком ресурсных возможностей экосистем.
Содержание психолого – педагогической работы
Ранний возраст 2-3 года.
Экосистема лес
Подводить детей к пониманию обозначения слова — лес
Учить детей узнавать некоторых представителей леса: деревья, районированные в Сибири (берёза, елка, клён и др.); животных (медведя, зайца, лису и др.); птиц (синица, воробей, дятел..); насекомых ( бабочка, муравей..)
Помогать детям, замечать красоту леса в разное время года.
Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред).
Подводить детей к пониманию элементарных пищевых зависимостей в лесу (заяц – волк, орешки – белки и т. д.)
Экосистема водоём
Вместе с детьми наблюдать за рыбками в аквариуме, подвести к пониманию. того, что рыбка живёт только в воде и питается кормом
Подводить детей к пониманию, что рыбка может жить в воде и в природе, помочь ребёнку осмыслить, что обозначает слово река.
Подводить детей к пониманию существования разных условий жизни у представителей леса и водоёма (аквариума)
Дошкольный возраст (с 3 до 7- 8 лет)
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Экосистема лес
Расширять представления детей о растениях и животных экосистемы. Учить ребят узнавать живые организмы по характерным признакам (лиса рыжая, у неё длинный пушистый хвост; нежно – белый подснежник в лесу появляется из под снега, на хорошо освещённых полянках и т. д.).
Подводить детей к пониманию изменений в жизнедеятельности живых организмов с учётом смены времён года; к пониманию влияния условий в лесу (холод, голод, нападение хищников и т. д.) на их размножение.
Выяснять с детьми элементарные пищевые зависимости в лесу (ягоды рябины – птицы и т. д.)
Продолжать знакомить с правилами поведения в лесу (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.), по возможности подкармливать птиц.
Подводить детей к пониманию использования человеком для своей жизнедеятельности природных богатств (ягоды, грибы)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема водоём
Дать детям первые представления о водоёме в природе, о территориально знакомой реке Бердь. Подводить детей к пониманию изменений в жизнедеятельности живых организмов в реке с учётом смены времён года.
Познакомить детей с ярким представителем растительности сибирских рек – белой водяной лилией.
Выяснять с детьми элементарные пищевые цепи фитопланктон (крошечные плавающие растения) – ёрш; лягушки – чайки.
Подводить детей к пониманию использования человеком для своей жизнедеятельности природных богатств (рыбы)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема луг
Знакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка и др.).
Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.), о птицах, гнездящихся в лугах (трясогузка)
Подвести детей к пониманию наличие условий размножения живых организмов луга (норы, пропитание, температурный режим и т. д.)
Учить детей составлять элементарные пищевые цепочки — пыльца луговых цветов – насекомые опылители луга; мышь — лиса; и т. д.
Знакомить с правилами поведения на лугу
Подводить детей к пониманию использования человеком для своей жизнедеятельности природных богатств (мёда, который производят пчёлы)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема поле
Формировать представление о поле, как о экосистеме с мизерным животным миром, с преобладанием растительного мира.
Знакомить детей с зерновыми (пшеница, овёс), бобовыми — горох, овощными (капуста, морковь и т. д.) культурами. Культурами, выращиваемыми людьми на полях в Сибири для своей жизнедеятельности.
Подводить к пониманию, зачем нужны дождевые черви. Как размножаются насекомые в поле.
Учить составлять небольшие пищевые цепи – червяки – грачи
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема сад
Знакомить с некоторыми фруктовыми деревьями и кустарниками (яблоня, груша, вишня, малина, смородина и др.), подводить к пониманию значения употребления их плодов для здоровья человека.
Дать представления о том, что рост растений в саду зависит не только от климатических условий, но и от усилий, которые прилагают люди.
Учить составлять небольшие пищевые цепи – гусеницы — воробьи.
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Средняя группа (от 4 до5 лет)
Экосистема лес
Расширять представления детей о растениях и животных экосистемы.
Познакомить детей с многоэтажным строением леса, выяснить, каким образом принадлежность живого организма к этажу влияет, на его жизнедеятельность
Продолжать выяснять с детьми, какие факторы в лесу влияют на размножение и самосохранения живых организмов.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х звеньев лист – гусеница – дятел; мягкие части растений – заяц – лиса и т. д.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения в лесу
Формировать элементарные представления о вмешательстве человека в экологическую систему лес, о пользе леса для человека (древесина, ягоды, грибы, кедровые орехи)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема водоём
Река – продолжить знакомство с рекой Бердь, познакомить с небольшой речушкой Петушиха
Озеро Учительское – познакомить с водоёмом, отличающимся от рек, отличающимися характеристиками воды (не проточная, малоподвижная) и т. д.
Дать детям первые представления о водоёме — озеро.
Продолжать знакомить с изменениями в жизнедеятельности живых организмов в водоёмах с учётом смены времён года.
Познакомить с яркими представителями береговой растительности рек озёр родной природы – рогоз широколиственный, осока, камыш озёрный; с яркими представителями животного мира – выпь, утка, бобёр
Выяснять с детьми элементарные пищевые цепи в водоёмах водомерка – мальки карасей – окунь; личинки стрекоз – лягушка – утка и т. д.
Подводить детей к пониманию использования человеком ресурсов водоёмов для своей жизнедеятельности (рыба, вода, средство передвижения)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема луг
Знакомить с некоторыми цветущими травянистыми растениями родной местности (клевер, Иван – чай; васильки и т. д.).
Расширять представления детей о насекомых (жук – бронзовка, осы, кузнечик), о птицах, гнездящихся в лугах (чибис, жаворонок).
Знакомить с жизнедеятельностью ящерицы, суслика.
Уточнить особенности взаимосвязей организмов внутри экосистемы.
Учить детей составлять элементарные пищевые цепочки – богомол – ящерица – коршун; и т. д.
Знакомить с правилами поведения на лугу
Подводить детей к пониманию использования человеком для своей жизнедеятельности природных богатств луга (лечебные травы, пастбища для домашних животных)
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема поле
Продолжать формировать представление о поле, как искусственно созданной человеком замкнутой экологической системе, с преобладанием растений, животный мир в которой представлен, в основном, насекомыми и птицами.
Подвести детей к пониманию слова сочетания насекомые — вредители и к тому, каким образом с ними борется сама природа и человек.
Растительность представлена зерновыми, бобовыми, овощами и сорными травами – куколь, полынь..
Учить составлять небольшие пищевые цепи из 3х звеньев. Зерно – полевая мышь — коршун
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Экосистема сад
Знакомить с условиями выживания фруктовых деревьев и кустарников в родном краю.
Подводить детей к пониманию выражений – полезные насекомые и насекомые вредители.
Учить составлять пищевые цепи из 3х звеньев – пчела – шершень – сорока
Подводить детей к пониманию использования человеком для своей жизнедеятельности богатств сада – фрукты и ягоды, районированные в Сибири
Учить детей проводить сравнительный анализ экосистем.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Экосистема лес
Формирование представлений о зависимости живых организмов друг от друга. Выяснение особенностей жизнедеятельности живых организмов от их передвижения, маскировочных приспособлений, умения устраивать место для выведения потомства. Формирование у детей представлений об отличиях жизнедеятельности живых организмов на разных этажах леса и в целом о замкнутости системы.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х и более звеньев, например, кора деревьев – личинки – синица — филин
Уточнение представлений у детей о деятельности человека в экосистеме – лес, пользе (вырубка больных деревьев) и негативном воздействии (мусор, непогашенные костры и т. д.). А также, о пользе леса для человека (древесина, ягоды, грибы, кедровые орехи) и влиянии на леса на его здоровье (туризм, кислород и т. д.).
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема водоём
Расширять представления о реках Бердь, Петушиха, об озёрах Учительское, Цыганское;
Познакомить с искусственно созданным человеком водоёма – пруд, на примере местного пруда Логовой.
Выяснить с детьми, какие рыбы водятся в замкнутой системе пруда, в каких условиях происходит их размножение, чем представлена растительность – кубышка жёлтая, водокрас, в каких условиях насекомые (комары, стрекозы) откладывают свои яйца в воду и как из них выводятся личинки, чем и кем питается выдра, ондатра.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х и более звеньев, например личинки комаров – карась — щука
Сравнить с детьми, чем похожи, и чем отличаются водоёмы друг от друга.
Расширять представления об использования человеком для своей жизнедеятельности природных богатств (рыбы, воды для полива и других сельскохозяйственных нужд, ряски для откорма домашней птицы).
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема луг
Расширять представления о растительности луга — лютик, кашка, гвоздика, хвощ, вьюнки, кошачьи лапки и. д.
Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи во взаимосвязях растительности, насекомых и животных луга, существующих в замкнутой системе. Например, многоснежная тёплая зима, может привести к увеличению популяции полевых мышей, что приведёт к частичному, а иногда и полному уничтожению цветущих растений, а значит, пострадают насекомые питающиеся нектаром и пыльцой этих растений.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х и более звеньев – сахаристый сок тли – муравьи – землеройки
Расширять представления о возможном влиянии человека на сохранность лугов, об использовании человеком для своей жизнедеятельности природных богатств луга (лечебные травы, пастбища для домашних животных, сенокосы, развитие пчеловодства).
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема поле
Расширять представления о грызунах живущих колониями и обитающих в подземных лабиринтах, в которых предварительно собирают запасы на зиму.
Многих животных полей люди считают вредителями, поскольку они наносят большой урон сельскому хозяйству, истребляя зерновые растения.
Птицы, обитающие в полях в основном перелётные, приносят значительную помощь, труженикам села поедая насекомых на только что вспаханном поле.
Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи во взаимосвязях растительности, насекомых и животных поля.
Например, у грызунов полей длинные когти на передних лапах, такая приспособленность обусловлена тем, что им негде в поле спрятаться от хищников, как только под землёй, а с такими когтями легко копать грунт.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х и более звеньев – злаковые растения — хомяк — ястреб
Подводить детей к пониманию влияния химикатов используемых людьми для получения обильных урожаев на живые организмы экосистемы поля.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема сад
Расширить представления детей об экологическом равновесии системы сад.
Показать, как это равновесие достигается, когда полезные животные сада (лягушки, жабы, ежи, землеройки, ящерицы) спасают фруктовые деревья и ягодные кустарники от вредителей (личинок, слизней, пауков, гусениц). Личинки одной бабочки могут повредить свыше 300 деревьев.
Учить детей составлять пищевые цепочки из 3х и более звеньев – лист фруктового дерева – плодожорка — воробей
Выяснить с детьми, как приспосабливается человек, чтобы сохранить сад здоровым, во все времена года.
Подводить детей к пониманию влияния химикатов используемых людьми для получения обильных урожаев на живые организмы экосистемы сада.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 -8лет)
Экосистема лес
Расширять и уточнять представления о различных типах леса хвойный, лиственный, смешанный и т. д. о зависимости состава живых организмов от типа леса (клёст питается семенами хвойных..).
Помогать детям, осознать какой сложный круговорот происходит в экосистеме лес на её четырёх этажах. Одни виды отмирают, и становятся пищей для других видов, или перепревают в почве, тем самым обогащая её, другие частично поедают и поедаются, но восполняются, сохраняя при этом равновесие в системе.
Меню только одного сибирского медведя составляют: растения, насекомые, рыба, мелкие млекопитающие.
Расширять представления детей о приспособленности живых организмов к окружающей среде, в том числе о их способностях кочевать, улетать на зимовку в тёплые края; выживать в условиях недостатка пищи; в зной и лютый холод.
Учить составлять пищевые цепочки из 4 -5 звеньев. Например,
гриб – бурундук – хорёк – сова.
Расширять представления о пользе леса для человека (древесина, ягоды, грибы, кедровые орехи) и влиянии на леса на его здоровье (туризм, кислород и т. д.).
Выяснить с детьми степень влияния человека на состояние леса, с учётом негативных современных проявлений: неконтролируемая вырубка леса, пожары от бросового стекла, пластика. Отстрел одного из видов животных, приводит к разрастанию других видов и общей разбалансировке экосистемы.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема водоём
Расширять представления о реках Бердь, Петушиха, об озёрах Учительское, Цыганское; пруд Логовой.
Познакомить детей с экосистемой – болото, как с системой питающейся подземными водами, с богатой растительностью и илисто – торфяным дном.
Торф на болотах накапливается постепенно по мере отмирания и смены растительности.
Познакомить детей с яркими представителями растительного мира болот: тростник, хвощ, осока, вейник, мхи; с деревьями произрастающих в береговых зонах: ольхой, ивой.
Многоклеточные водоросли образуют на болотах заросли, давая приют и пищу разнообразным червям, моллюскам, ракообразным.
Рассмотреть взаимозависимости животного и растительного мира.
Познакомить детей с особенностями жизнедеятельности ужей, гадюк, жаб, лягушек, раков, куниц в условиях болота, выяснить их значение для замкнутой системы.
Учить составлять пищевые цепочки из 4 -5 звеньев.
Например, комар – лягушка – уж — куница
Выяснить с детьми степень влияния человека на состояние болот; значимость продуктов болот (торф) в жизнедеятельности человека.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема луг
Продолжать выяснять взаимозависимости между растительным и животным миром экосистемы.
Подвести к пониманию замкнутости лугового сообщества: травы – насекомые – земноводные (лягушки, жабы) — пресмыкающиеся (ужи, гадюки, ящерицы); птицы(трясогузка, скворец, перепел) — млекопитающиеся (мыши, ласки), а также грибы и бактерии. Дать понимание детям о круговороте в сообществе. Множество беспозвоночных и бактерий создают почвенное плодородие.
Расширять представления у детей о медоносных растениях: клевер луговой, мышиный горошек кормовых растениях; о лекарственных растениях : ромашка, мята, тысячелистник и т. д. А также, кормовые травы: тимофеевка луговая, ежа сборная.
Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.).
Учить составлять пищевые цепочки из 4 -5 звеньев.
Например, бактерии – мухи – скворец — ласка
Выяснить с детьми степень влияния человека на состояние лугов; значимость продуктов лугов (лекарственные травы пастбища для домашних животных, сенокосы, развитие пчеловодства) в жизнедеятельности человека.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Экосистема поле
Расширять представления о сообществе поля, в существуют только те живые организмы, которые могут выжить под интенсивным химическим воздействием.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Например, человек пропалывает поля от сорняков, значит, растительность бедна в своём разнообразии.
Даже в таких условиях живые организмы умеют приспосабливаться. Так, овсюг похож на овёс; вьюнок полевой часто оплетает стебли пшеницы и картофеля и с ним трудно бороться; черви, личинки, микроорганизмы концентрируются на скудных останках растительности после уборки урожая; грызуны строят подземные лабиринты, чтобы на открытой местности не попасть в лапы хищников забегающих из перелесков и птиц.
Экосистема сад
Подводить детей к пониманию, что в результате деятельности человека естественное равновесие в сообществе растений и животных нарушается. Природно созданное сообщество способно противостоять неблагоприятным условиям среды, массовому распространению вредителей и болезней. Если на садовом участке такое сообщество создано человеком правильно, то оно начинает жить самостоятельной жизнью, точно так же, как это происходит с сообществом диких растений, — когда в действие вступают законы саморегуляции.
Среди полезных насекомых следует привлекать в сад жужелиц, которые в течении двух недель может съесть 200-300 тлей, божьих коровок, хищных ос и т. д. Если человек будет изучать закономерности в природе, он будет знать, какие растения посадить для привлечения тех или иных насекомых. Так, например, для хищных ос нужно посадить цветы из семейства астровых — ромашки, маргаритки и т. д.
Для привлечения птиц в качестве помощников, нужно создать условия для витья гнёзд. А это значит, их нужно привлекать в сад, используя кормушки в холодное время года.
Можно привлекать в сад ежа, подкармливая его по ночам, а он в благодарность в радиусе 300м от своего вокруг своего жилища уничтожит насекомых и улиток.
Развивать практические умения и навыки на сохранение и улучшение социально – природной среды.
Развивать умение сравнивать экосистемы между собой
Формы реализации Программы | |||||
Тематические занятия | Выставки художественного творчества | Викторины | Праздники и развлечения | Экскурсии | Просмотр презентаций, слайдов и диафильмов |
Вариативные методы, методические приёмы реализации Программы
Главным направлением всех подобранных методов и методических приёмов, является расширение чувственного познания ребёнком природного мира. Желание не только узнать, но пожалеть, помочь, сохранить непроизвольно появляется у детей вследствие применения педагогом таких методов.
Наблюдение – методический приём чувственного познания природы. Данный приём обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. При его использовании наблюдения развивается внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы и др.
Метод «отраженной природы» занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изо продукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами, в которых отражены мотивы природы — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает, что природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное.
Диалог с природой, «очеловечивание природы».
Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
«Очеловечивание» природы, разговор с ней по «душам», интерес поделиться своими секретами, представление завораживающего шёпота позволяют не торопиться, задуматься…
Метод создания и поддержания необходимых условий для жизни живых существ — главный метод экологического воспитания детей. Данный метод направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание результатов выращивания культур сочетается с опытничеством (зелёный огород на окне), даёт представления детям о влиянии среды обитания на живой организм. Сбор семян с детьми обеспечивает поддержание птиц в зимний период, а возможно и спасение какой – либо птичьей жизни от голода.
Речевые логические задачи (может использовать для поддержания постоянного интереса у детей к экосистемам, для развития у них умения наблюдать, замечать происшедшие изменения).
Для поддержания устойчивого интереса у детей к решению речевых логических задач нужно, чтобы они преподносились в эмоциональной, занимательной форме.
Вариативные способы поддержки детской инициативы
Только через собственную деятельность человек усваивает способы познания окружающего мира, формирует и совершенствует собственные качества.
Игра — игры с правилами с сюжетом и без сюжета; дидактические игры словесные и настольно-печатные, сюжетно — ролевые игры экологической направленности и природоведческого характера.
Сюжетно – ролевые игры позволяют ребёнку представить себя в роли живого организма, понять, как он вступает во взаимоотношения с окружающим его миром
Игровые ситуации с игрушками аналогами.
Игровые ситуации с литературными персонажами.
Игровые ситуации типа путешествий.
Приём «Триз-педагогики» — круги Луллия
Приём позволяет систематизировать представление детей о замкнутости экосистем, о составе того или иного сообщества; способствует развитию логике, аналитического мышления.
Дидактическое пособие Лэпбук
Содержание пособия в старших группах может быть определено совместно детьми с педагогом.
Содержание (набор дидактических игр, мини – литература и т. д.) направлено на систематизацию знаний в рамках одной экосистемы.
Пособие предназначено для фрагментарного использования в НОД, самостоятельной и совместной деятельности.
Использование схем — подсказок ( мнемотаблицы )
Мнемотаблицы — схемы служат дидактическим материалом, позволяющим закрепить знания о представителях экосистем.
На основе анализа готовых моделей, в дальнейшем, становится возможным построение детьми моделей по собственному замыслу.
Модель или схема должна:
Отображать обобщённый образ объекта
Раскрывать сущность объекта
Обсуждаться детьми
Метод проектов
Стержнем деятельности в познании мира природы является экспериментирование, исследовательская деятельность детей, метод активно включается в деятельность детей, начиная со среднего возраста.
Ассоциативный куст – технология деятельностного типа
Развивает у детей ориентирование в предметном и окружающем мире живой природы, умение их классифицировать; способствует возникновению желания описывать экологические системы по результатам сбора ассоциативного куста.
Экспериментирование
Этот вид детской деятельности помогает ребятам правильно формулировать вопросы, анализировать результаты, обобщать полученную информацию, делать выводы.
Технология продуктивного чтения автор Чиндилова О.В.
«Чтение-слушание – это не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания)»
Рассказы, басни, стихи о природе.
Следуя методике (одна из позиций) с ребятами воспроизводиться прочитанный текст с помощью специальных заданий (по выбору):
Можно разыграть рассказ в лицах Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др. Близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п.
Если ребятам трудно запомнить сюжет, предложите им нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм.
Можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.
Оформление каталога группы « 1000 вопросов по экосистемам лес, водоём, луг, сад, поле»
В каталог заносятся вопросы, возникающие у детей в предварительной работе по сбору информации по экосистемам. Ответы, на которые вносятся на утренних и вечерних сборах после сбора информации из дополнительных источников в группе или семье.
Природоохранные акции — значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов экосистем. Они направлены, прежде всего, для формирования у детей экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Позволяет ребёнку почувствовать гордость за свои поступки по отношению к природе.
Взаимодействие детского сада с семьей
Привлечение семей воспитанников к пониманию проблемы сохранения ресурсных природных богатств родного края (просветительно – информационное направление — анкетирование, стендовая информация).
Создание в детском саду условий сотрудничества с семьями.
Привлечение семей к проведению совместных проектов, досугов, праздников посвящённых природе родного края.
Организационный раздел
Психолого — педагогические условия реализации рабочей программы
Для поддержания интереса у детей к природе родного края педагог должен:
— внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями.
— помогать детям, обнаружить конструктивные варианты воссоздания моделей макетов сооружений, природных объектов
— создавать условия для экспериментирования.
Предметно – пространственная среда
— Мастерская «Добрые дела»
— Центр экспериментирования
— Огород на окне
— Познавательный центр с подборкой дидактических игр, информационного материалы в виде энциклопедий, альбомов и т. д.
— Проектор, экран, подборка тематических видеофильмов, презентаций
Планирование образовательной деятельности
Рабочая программа «Воспитание начал экологической культуры у дошкольников через познание ими экологических систем», как одна из вариативных рабочих программ входит в ООП МКДОУ детский сад «Родничок» с. Лебедёвка в часть формируемую участниками образовательных отношений.
Циклограммы «Ознакомление детей с экосистемами в пяти образовательных областях» внедрены в перспективные планы во всех возрастных группах.
Автор: Вдовина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: село Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область
Дата изменения: 06.06.2018
Дата публикации: 06.06.2018