Работа над предлогами в работе учителя-логопеда (из опыта работы)

К моменту поступления в школу в активном словаре детей могут отсутствовать некоторые предлоги, например: над, под, из-за, из-под. Дети могут понимать их пространственное значение, но в устной речи произносить их как «на», «по», «…из». Поэтому и в письменной речи у них возникает смешение предлогов: на — над, по -под, из – из-за, из – из-под и др.

«Предлог – служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами или словом и формой слова. Например, НА /поставит на стол/, ПО /идти по полю/ и т. д. »

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

Работая над предлогами, логопед должен ставить перед собой следующие задачи:

  1. Сформировать представления о смысловом значении предлогов.
  2. Сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове.
  3. Сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которой требует связанный с существительным предлог; т.е. навык предложного управления.
  4. Научить детей правильно произносить предлоги, а затем правильно их писать.

Начиная работу над предлогами, логопед должен дать представление о том, что понять расположение предметов в пространстве нам помогают маленькие слова (Раздать кубики, положить на стол; в стол; под стол).

Затем дается задание, не употребляя предлога (Положите кубики стол).

Выясняется, что дети не знают, куда надо положить предмет, поскольку не было названо маленькое слово.

Логопед объясняет, что эти маленькие слова помогают нам понять, где находится предмет, поэтому без него нельзя обойтись. Без маленьких слов не получается предложение.

Каждое маленькое слово имеет свое значение, и их нельзя путать. Например, слово НА (следует задание: положить предмет на стол, на книжку, на руку, на пол) обозначает, что предмет лежит сверху, на поверхности чего-либо. А маленькое слово ПОД (следует задание: положить предмет под стол, под книгу, под руку, и т. д.), обозначает, что предмет находится внизу, под поверхностью чего-либо. Аналогично логопед объясняет значение некоторых других предлогов.

Для закрепления понимания семантического значения предлогов, а также определения зоны ближайшего развития логопед может предложить следующие задания:

Положите предмет НА (В, ПОД, ЗА и т. д.) что-нибудь. Ответьте на вопрос ГДЕ?

Оборудование: различные мелкие предметы, например: кубики, брусочки, игрушки и т. д.

Методические рекомендации: дети, выполняя задание, кладут свой предмет на другие предметы, кто куда захочет (на стол, на стул, на пол, на книгу и т. д.). Логопед предлагает детям посмотреть, где лежат предметы их товарищей, и определить, все ли правильно выполнили задание. Затем спрашивает, показывая на самого ребенка. Где? Дети отвечают одним маленьким словом (В, ПОД, НА, ЗА и т. д.)

Посмотрите, где лежит предмет. Ответьте одним маленьким словом.

Методические рекомендации: логопед берет в руки маленький предмет (игрушку) и кладет в различные места, каждый раз спрашивая ГДЕ? Дети должны ответить маленьким словом (НА, ПОД, ЗА и т. д.)

Игра «Маленькие слова»

Оборудование: сюжетные картинки, по которым можно составить предложение с различными предлогами. Например: Под стулом лежит собака. В коробке лежат конфеты.

Методические рекомендации: Логопед кладет все картинки на фланелеграф, вызывает ребенка и говорит, что он будет маленьким словом ПОД, а затем предлагает ребенку выбрать свою картинку (под стулом лежит собака), показывает её остальным детям и говорит только предлог ПОД. Аналогично логопед работает с другими картинками, вызывая всех участников.

«Куда спрятался?»

Оборудование: у каждого ребенка одна большая картинка с изображением, например: шкафа, тумбочки и т.п. и одна маленькая картинка, вырезанная по контуру, изображающая, например: кошку, книгу и т.п. В большой картинке сделаны прорези, в которые дети вставляют маленькие картинки. Возможные сочетания картинок: шкаф-кошка, тумбочка-чайник, письменный стол-книга, ведро-лопатка и т. д.

Методические рекомендации: Логопед предлагает детям последовательно помещать маленький предмет В, ЗА, ПОД, ОКОЛО, НАД и т. д. Каждый раз спрашивает: ГДЕ? Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя голосом предлог и отделяя его от последующего слова: В шкафу, ЗА шкафом и т. д.

Прослушайте предложения. Назовите маленькое слово.

Методические рекомендации: Логопед произносит предложения, четко выделяя предлоги голосом, дети повторяют только предлоги.

  1. Лена едет В трамвае.
  2. НА ветке сидит снегирь.
  3. НАД лесом летит самолет.
  4. Ира спряталась ЗА шкаф.
  5. Андрей вышел ИЗ группы.
  6. Вова смотрит ИЗ окна.
  7. Жучка залезла ПОД крыльцо.
  8. Дима подошел К дому.

На последующих занятиях логопед последовательно работает над предлогами

«Предлог – часть речи: неизменяемое служебное слово, представляющее собой грамматическое средство соединения имен существительных (или местоимений существительных) с другими словами в словосочетании или в предложении.

В отличие от союзов, соединяющих синтетические единицы, предлоги соединяют лексико-грамматические единицы, т.е. слова».

Русский язык. Энциклопедия

Предлог – служебная часть речи, используемая как средство синтетического подчинения существительных (а также местоимений) другими словами в предложении и словосочетании. Выражая идею отношения, предлоги по своему грамматическому значению сопоставимы с надежными окончаниями, поэтому выступают вместе с ними в едином функциональном комплексе, образуя предложно – падежную конструкцию.

Не случайно беспредложные падежные формы нередко выражают то же грамматическое значение, что и предложно – падежные конструкции.

Ср.: оказать другу – обратиться к другу – разновидность объектного значения «адресат».

Идти лесом – идти через лес – пространственное значение.

По своему лексическому значению предлоги (особенно пространственные) соотносятся с соответствующими префиксами; ср.: войти в лес, съехать с горы, подбежать под дерево, а также безголосый – без голоса, петь и при этом плясать – приплясывать.

Подобно другим словам, многие предлоги многозначны:

НАД:

  1. пространственное значение (летать над рекой).
  2. объектное значение (задуматься над вопросом).

По своему строению предлоги делятся на:

  1. Непроизводные (или первообразные): В, БЕЗ, К, НА, ПРИ и др.
  2. Производные (или непервообразные), образованные от других частей речи: НАВСТРЕЧУ, ПОСРЕДСТВОМ, НЕСМОТРЯ НА или же путем сложения двух первообразных предлогов: ИЗ-ЗА, ПО-НАД и др.

Краткий справочник по современному русскому языку

Предлоги употребляются с существительными и местоимениями и связывают их с другими самостоятельными словами: подбежать к дому, перебежать через дорогу. Чтобы отличить предлог от приставки, надо помнить, что между существительным и предлогом можно вставить прилагательное или местоимение, а между приставкой и корнем нельзя: подход, но под (высоким дубом), под (этим) дубом.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения. Например, предлоги в сочетаниях глаголы с существительными: положить в портфель, положить у портфеля, положить на портфель, положить под портфель и т. д. – передают различные пространственные значения.

Предлоги могут выражать и временные значения: приду после обеда, приду через час, приду перед ужином, заниматься с утра, заниматься до вечера. Нужно помнить, что предлоги передают те или иные значения не сами по себе, а только вместе с окончаниями самостоятельных слов.

По значению предлоги делятся на разряды:

  1. Пространственные (указывают место): В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО, У, К, НАД. Ехать в город; сидеть на берегу.
  2. Временные (указывают на время): ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД, В ТЕЧЕНИЕ. Придти через час; вернуться к ночи.
  3. Причинные (указывают на причину): ПО, ОТ, ВСЛЕДСТВИЕ, ИЗ-ЗА, ВВИДУ. Дрожать от холода; не пришел из-за болезни.
  4. Целевые (указывают на цель): ДЛЯ, РАДИ, НА. Трудиться на благо Родины; остановились для ночлега.
  5. Образа действия (указывают на образ действия): С, БЕЗ, В, ПО и др. Работать с увлечением; говорить по душам; писать без ошибок.
  6. Дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие): О, ОБ, НАСЧЕТ и др. Рассказать о поездке; забыть про неприятности и т. д.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Так предлог НА может передавать пространственные, временные и целевые значения (зайти на минутку, остановиться на ночлег).

Последовательность изучения предлогов

При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у нормального ребенка. Поэтому сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПО, ПЕРЕД, МЕЖДУ и др.

Итак, предлоги изучаются в такой последовательности:

  1. НА, В.
  2. Дифференциация предлогов: НА, В.
  3. С (СО).
  4. ИЗ.
  5. Дифференциация предлогов: С, ИЗ.
  6. ПО, К.
  7. ЗА, ИЗ-ЗА.
  8. НАД, ПОД.
  9. ПОД, ИЗ-ПОД.

Надо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. Родительный падеж с предлогом У обозначает местонахождение. С предлогами С, ИЗ, ДО – направление действия (лежит у стола, берет со стола, из стола).
  2. Дательный падеж с предлогом ПО обозначает местонахождение, с предлогом К – направление действия (плывет по реке, идет к дому).
  3. Винительный падеж с предлогами ЗА, В, НА, ПОД обозначает направление действия (ставит на стол, кладет в стол, под стол, за стол).
  4. Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД имеет значение местонахождения, т.е. обозначает часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за книгой, перед книгой).
  5. Предложный падеж с предлогами В, НА обозначает местонахождение предмета (стоит на столе).

Предложные конструкции обозначают как место действия, местонахождения, часть пространства, в пределах которого совершается действие, так и его направление.

Следует учитывать, что один и тот же предлог может использоваться в различных предложно-падежных конструкциях и иметь различные значения.

Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом – местонахождение: кладет в стол, лежит в столе.

В связи с этим в логопедической работе необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога В в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?).

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо производить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным формлением флексий в предложных конструкциях.

Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (винит. падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го склонения, имеющими нулевое окончание (кладет в стол, в ящик, в шкаф, в тетрадь).

Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладем в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Использование предложных конструкций целесообразно давать в прилагательных словосочетаниях, т.к. от характера глагола зависит значение предлога и падежного форма существительного (лежит (где?) в книге; кладет (куда?) в книгу). Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки.

В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов (входит в дом (в — в). Выходит из дома (вы — из). Подходит к дому (под — к). Отходит от берега (от — от)).

В связи с этим необходимо проводить работу над уточнением соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по определению предлога и падежной формы существительного в словосочетании с глаголом: влетела…(клетка), вылетела… (клетка), подлетела… (клетка), отлетела…(клетка), залетела… (клетка).

Каждый предлог должен отрабатываться сначала отдельно.

Работа над предлогами проводится в двух направлениях:

  1. Над уточнением конкретного значения.
  2. Над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Работа по усвоению предлогов начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. Эти предлоги можно условно разделить на две группы:

  1. Предлоги, обозначающие место или местонахождение предмета и отвечающие на вопрос ГДЕ? (в схемах обозначены точкой);
  2. Предлоги, обозначающие направление, отвечающие на вопрос КУДА? ОТКУДА? (на схемах обозначены).

В русском языке пространственные соотношения обозначаются конструкциями с предлогами В, НА, С, НАД, ПОД, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД и др.:

  • простые предлоги: В, НА, ИЗ, ПОД;
  • сложные предлоги: ПЕРЕД, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ.

Основными задачами изучения этого раздела будут:

  • дальнейшее развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов;
  • преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи.

Итак, рассмотрим группу предлогов, обозначающих местонахождение и отвечающих на вопрос ГДЕ?

Порядок изучения предлогов этой группы:

  1. НА (стоит на столе).
  2. В (в доме).
  3. У (у стола).
  4. ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (лежит за диваном, над лесом, под ёлкой, перед домом).
  5. ПО (плывет по реке).

Задачи изучения этой группы предлогов будут такие:

  • уточнение местонахождения предмета;
  • закрепление использования предлогов в связной речи (предложение, рассказ).

Практическое усвоение предлогов данной группы можно проследить на материале следующих лексических тем:

  1. «Овощи», «Фрукты» (на грядке, на дереве, в огороде, в саду, в корзине, в вазе, в ведре).
  2. «Осень» (под зонтиком, в песочнице листья).
  3. «Мебель» (у стола, перед зеркалом, перед диваном, за шкафом, над столом, в шкафу, на полу).
  4. «Дом и его части» (в доме, в спальне, у крыльца, на лестнице, на крыше).
  5. «Одежда», «Обувь» (на платке, на пальто, туфли на полке).
  6. «Зима. Зимние забавы» (на земле, с горки, на крыше, на дворе).
  7. «Дикие животные наших лесов» (в лесу, в чаще, около опушки).
  8. «Дикие животные холодных стран» (в воде, в тундре).
  9. «Дикие животные жарких стран» (с дерева, на дерево).
  10. «Транспорт» (в воздухе, на земле, на воде, у светофора, на дороге, над лесом, в самолете).
  11. «Наш город, наша улица» (у светофора, на дороге, перед школой).
  12. «Лес. Деревья. Кусты» (над лесом, под деревьями).

Виды работ по изучению этого раздела предлогов:

Выполнение инструкции:

Построиться по заданию логопеда: Катя за Леной, Рита за Катей, Рита перед Леной, Рита между Леной и Катей.

Ответить на вопросы: За кем ты стоишь? Перед кем? Между кем? Впереди кого ты стоишь? Позади кого ты стоишь? Рядом с кем?

  1. Расставь на столе чайные пары.
  2. Мальчики встаньте у окна.
  3. Девочки – у шкафа.
  4. Сосчитай рыбок в аквариуме.
  5. Зайчика поставь перед домиком, а волка за домиком. Под ёлку поставь грибок.

Выполнение различных действий по указанию логопеда:

  1. Положите книги на стол.
  2. Где лежат книги? (на столе).
  3. Возьмите книги.
  4. Откуда взяли книги? (со стола).
  5. Положите книги в стол.
  6. Где сейчас книги? (в столе).
  7. Возьмите их.
  8. Откуда взяли книги? (из стола).
  9. Спрячьте книги под стол.
  10. Где они? (под столом).
  11. Выньте книги.
  12. Откуда их вынули? (из-под стола).

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются задания логопеда:

Предложить картинки с различным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом).

Вопросы:

  1. Где ложка в стакане?
  2. Где ложка на стакане?
  3. Где ложка под стаканом?

Ребенок должен показать соответствующую картинку.

Дидактические игры, используемые в работе:

  1. Разложи пуговицы.
  2. Собери игрушки.
  3. Вопрос ГДЕ? «Где что растет?»

ЦЕЛЬ: Закрепление предлога НА.

  1. Где что покупают (лекарство, хлеб, газеты, молоко).
  2. Где что хранится?
  3. Кто здесь живет? (зимует).
  4. Что в чем? (по теме «посуда»).
  5. Где мы были?
  6. С мячом «добавь слова».
  7. Умей найти свое место.
  8. Исправь ошибки.
  9. Новоселье.
  10. Игра в «поезд».
  11. Сделай правильно.
  12. Игра в Лото.
  13. Различай предлоги.
  14. Правильно подними значок.

Составление рассказа по графической схеме:

  1. Здесь или там?
  2. Где кто?
  3. Где сидит бабочка?

Литература: кн. Башаевой Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.

Вторая группа предлогов – это предлоги, обозначающие направление и отвечающие на вопрос КУДА? ОТКУДА?

  1. В (дом) ИЗ (дома).
  2. К (стене) ОТ (стены).
  3. ДО (двери).
  4. ЧЕРЕЗ (забор) ПО, ВДОЛЬ (забора) ПО (полю).
  5. ЗА (дом) ИЗ-ЗА (дома) ИЗ-ПОД (стола).

Задачи изучения этого раздела:

  1. Учить детей понимать и дифференцировать вопросы КУДА? (в группу, в музыкальный зал), ОТКУДА? (из дома, из автобуса).
  2. Учить детей соотносить действие, изображенное на картине с нужным вопросом и предлогом.

Каждый из предлогов, обозначающих направление движения, отрабатывается отдельно. Практическое усвоение предлогов можно использовать при изучении лексических тем:

  1. «Овощи», «Фрукты» (к забору, к грядке, через забор).
  2. «Продукты питания» (в холодильник).
  3. «Мебель» (к стене, от стены, до двери).
  4. «Посуда» (в шкаф).
  5. «Дом и его части» (в дом, из дома, из трубы).
  6. «Домашние животные и птицы».
  7. «Дикие животные наших лесов».
  8. «Дикие животные холодных стран».
  9. «Дикие животные жарких стран».
  10. «Зимующие птицы».
  11. «Транспорт».
  12. «Наш город, наша улица».

Виды практических работ:

Выполнение инструкции по заданию логопеда:

  1. сходи в спальню.
  2. выйди из спальни.
  3. подойди к стене (к шкафу, к столу).
  4. отойди от стены (от шкафа, от стола).
  5. довези коляску до двери (до окна, до стола).
  6. брось мяч через стул.
  7. перепрыгни через ручей.
  8. спрячься за угол (за шкаф).
  9. выйди из-за угла (из-за шкафа).
  10. выйди из-под стола.
  11. достань игрушку из-под дивана.

2. Знакомство со схемой предлогов, обозначающих направление движения: на слух.

  1. Выполнение движений ребенком – показ соответствующей схемы предлогов.
  2. Выполнения движений по заданной схеме.
  3. К схеме подобрать картинки, соответствующие указанному в схеме направлении.
  4. Обозначить графически направление движения, выполненного другим.
  5. Нарисовать направление движения по речевой инструкции.

3. Дидактические игры.

  1. Достань шарики.
  2. Спрятались от дождя.

4. Фронтальные занятия.

5. Схемы предлогов демонстрационные и раздаточные.




Автор: Лоханина Светлана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ детский сад №71 города Костромы
Месторасположение: город Кострома м-н Давыдовский 2

Дата изменения: 15.09.2019
Дата публикации: 15.09.2019




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *