Номинация: коррекционная работа с детьми овз в доу
Автор: Иванилова Ольга Валериевна
Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МБУ №80 «Песенка»
Название: Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
Опыт работы с детьми с ОВЗ в детском саду «Преодоление неуверенности в себе с помощью рисования красками.»
Рисование красками занимает важное место в коррекционной работе с детьми. Но педагоги, работающие на группе с детьми ОВЗ, не ставят перед собой цель — научить ребенка рисовать. Их цель — помочь ребенку решить проблемы с самооценкой.
Хочется поделиться опытом проведения занятий по художественному творчеству с использованием гуаши и акварели, а так же организации дополнительной работы с неуверенными детьми в свободное время.
Время диктует свои условия. Тихим и скромным людям, иногда, приходится тяжело. То же касается и детей. Можно быть добрым и скромным, но достигать определённых успехов. Только уверенности надо немного подучиться.
Неуверенность в себе – это недооценивание ребёнком своих возможностей и способностей. Родители не всегда замечают проявления неуверенности. Ведь она может скрываться за другими особенностями: агрессией, раздражительностью, замкнутостью, беспокойством. Неуверенным детям характерна: замкнутость, необщительность, робость, слепое подражание уверенному ребенку, трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми, заниженная самооценка, заторможенность, упрямство. И такой ребёнок бывает не единственным в группе.
Уверенность в себе – это важное качество, которое указывает на то, что ребёнок ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с возникающими проблемными, и не очень, ситуациями в игре, на занятиях, при выполнении поручений, в общении с детьми. Развитие уверенности необходимо начинать с дошкольного возраста. Ведь эта та черта личности продолжает развиваться всю жизнь. Истоки неуверенности идут из семьи: если родители слишком уверенны в себе,считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения; если старший ребёнок слишком авторитарен и непреклонен; если «прошлись» по его результату работы слишком критично.
Что делать? Конечно, побеседовать с родителями о смене стиля общения с застенчивым и неуверенным в себе ребёнком. В детском саду же у воспитателей есть возможности помочь такому ребёнку поверить в себя. Темпераменты у детей разные, но к рисованию, рисованию красками, интерес проявляют все. Именно в процессе рисования, когда ребёнок должен САМ провести кисточкой по листу, а он НЕУВЕРЕН, все его страхи проступают очень ясно.
Неуверенные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые занимают только маленькую часть листа. Уверенные дети рисуют очень свободно, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и расположением свободу.
Работа воспитателя с детьми ОВЗ в ДОУ
В начале любой работы с неуверенными детьми надо дать понять, что им помогут, подскажут, поиграют вместе с ними и посмотрят, как они будут играть (т.е.рисовать). При проведении коррекционной работы необходима атмосфера внимания, доверия, ребенок должен чувствовать поддержку, заинтересованность в совместном творчестве и общении. Опора на интересы ребенка, использование любимых тем и сюжетов, поощрения составляют основу работы с неуверенными детьми. И конечно надо учитывать, насколько он был прежде знаком с красками, кисточкой, какие есть умения в изображении предметов, или иные технические умения.
Мы знаем, что ведущая деятельность детей – игра. И мы начали играть на листах формата А-3 (дети младшего возраста рисуют от локтя, так как мелкая моторика развита плохо и кистевые движения не совершенны) — каждого ребёнка я знакомила с его «волшебной палочкой» — кисточкой. Иногда листы предварительно смачивались и на них постепенно расцветали разноцветные пятна, причудливо растекались красочные ручейки; на сухих листах в дело вступали коктейльные трубочки ( дети дули через них и появлялись солнышки, травка, веточки дерева и т. д.), ватные палочки, пальчики. А опыты со смешиванием красок, в результате которых из желтой и красной получается оранжевая? Восторг! Поставленная ребенку задача может выполняться им самостоятельно или с помощью педагога. Рисование с ребенком вместе (на одном листе) можно применять, когда ребенок настолько не уверен в себе, что «костенеет». При этом, даже если рисунок нарисован, в основном, рукой воспитателя, он должен считаться результатам работы ребёнка. В некоторых случаях рисовать можно параллельно: если я хотела что-то показать ребенку, то рисовала на соседнем листе. И не обязательно что-либо демонстрировать- достаточно развивать на своем листе заданную ребенку тему.
Также рекомендуем: план работы с детьми инвалидами в ДОУ
Один из видов коррекционной работы, проводимой в свободное время, — совместное рисование детьми на общем листе ( при участии педагога). Не уверенным детям такой вид творческой деятельности окажет большую помощь. Надо расстелить на полу большой лист бумаги, рассадить детей вокруг, дать краски, кисти и тему. Тема должна быть интересна, чтобы каждый мог нарисовать свое, ( «Деревья у дороги», «Зима», «Ягодная поляна»). В ходе совместного рисования появляется общий сюжет, который состоит из отдельных историй. И между детьми начинается общение и взаимодействие, получается общий рисунок, появляется опыт первого успеха. Во время такого совместного рисования можно подсказать детям какой-либо связующий момент: «А здесь, в середине, нарисуем солнце». Или это может быть предложением детей. Например, при рисовании темы «Зима» Артур С. подрисовал длинную коричневую полосу и сверху несколько коротких коричневых чёрточек – получилась замечательная метла для снеговика. Преодолев себя, он стал чуть-чуть увереннее.
Совместное рисование детей возможно и когда они уже способны выполнить что-нибудь самостоятельно. Для некоторых неуверенных детей, как Настя Ч.., важен результат рисования. Здесь можно помочь ребенку, рисуя вместе с ним еще одной кистью, подбадривая. Не значит, что нужно рисовать за ребенка. Просто помочь выразить себя. Часто достаточно одного штриха. Ребенок как бы утверждается в своих возможностях. . За время совместного рисования дети получили положительные впечатления от самого процесса рисования; уверенность, что они знают, как макать кисть в краску и (!) держать кисточку в руке; что они уже могут что-то рисовать .
Детям давались задания на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Их задачи: освоить пространство листа, самим выбрать цвет, смешивать краски, не боясь испачкать стол и руки, развивать сюжет.
Рисунок необходимо повесить на стену, показать родителям, которых я заранее предупреждала и готовила к деликатной оценке и вопросам к ребёнку о его рисунке. Постепенно задача — не бояться красок и самого рисования, была решена.
Но мы всегда помним, что у нас есть план, ещё 15-20 детей и родители, жаждущие увидеть творение своего «Пикассо»? И существует достаточный разрыв в уровнях умения рисовать у неуверенных детей и тех кто не робеет? У нас появляется хорошая возможность вливания неуверенного ребёнка ( в моём случае 2-х детей) в детский коллектив в процессе продуктивной деятельности так, чтоб он сам, воочию, увидел «творения» других, начал учиться рисовать, сравнивая свой труд с их работой, и услышал от других детей и воспитателя похвалу и слова одобрения. Когда все это входит в привычку, можно затронуть и другие проблемы ребенка, но не сразу, а постепенно. Ведь внушить ребёнку уверенность, что он может нарисовать что-то – это одно, а вот внушить уверенность, что он сможет научиться рисовать что-то новое вместе с другими детьми – это другое.
Замечательный ресурс Ютуб предоставляет возможность найти множество нетрадиционных техник. Почему нетрадиционные техники? Они, как правило, более похожи на игру, там не надо жёстко контролировать движения кисти рук, т.е. не возникает зажим.
Меня же заинтересовало создание фона для рисунков. Вы возразите, что рано для младшей и средней группы? Ничуть, особенно если помнить о неуверенных плаксах.
Создание фона даёт возможность выразить своё отношение к событию, показать своё настроение, раскрепоститься, развивает фантазию и воображение, активирует память, вызывает стремление самостоятельно рисовать и рисовать на своём фоне радостно и предвкушающее. К тому же, способы создания фона, (по мокрому и по сухому листу, использование кистей разного размера, губка, распылитель, складывание листа, накладывание целлофана или марли, использование отпечатков смятой бумаги, стекание, посыпание сахаром или солью) и инструменты для этого нетрадиционны и ребёнок понимая, что результат должен использоваться потом в рисовании (ответственной деятельности), воспринимает сам процесс, как ВАЖНУЮ игру. У ребенка создается впечатление, что изобразительная деятельность — это свободный процесс, и он начинает расслабляться, оглядываться на других детей и на их работы. «открываться», используя свои творческие резервы, что положительно сказывается на развитии уверенности и его личности в целом.
Подготовка фона проходила в свободное время, и дети могли наблюдать за деятельностью друг друга. Они спрашивали, подсказывали, оценивали. Наблюдения показали, что мои неуверенные дети рады, млеют и готовы на выполнение хоть простенького поручения, хоть подвига (и это не только уже о рисовании). Казалось, сам процесс, в ходе изобразительной деятельности, может напрячь, но нет: окрылённые первой удачей и первым признанием дети справились. Одновременно мы вводили в прежние рисунки новые детали.
Часто дети повторяют одни и те же сюжеты. Возникла необходимость расширения тем рисования и вторжения педагога в рисунок. Тут надо быть очень внимательным, чтобы ребенок не бросил свой рисунок . Позже, измененная воспитателем, часть рисунка становится «своей», а уверенность ребёнка — чуть больше. В результате он испытывает радость и облегчение.
На этом этапе была введена новая последовательность занятий с неуверенными детьми: вначале мы осваивали новое, то что будут осваивать дети на занятии позже. Например: «Башня из разноцветных клубков», на занятии же рисовали «Снеговиков»; рисовали кукле лицо, а позже со всей группой «Портрет моей мамочки». Так стали появляться их работы на выставке в раздевалке, по итогам запланированных занятий.
Есть несколько условий для воспитателя по преодолению детской неуверенности:
- Начните учиться с детьми вместе (их подкупает желание взрослого научиться делать то, что и они);
- Хвалите, одобряйте, предполагайте, немного предлагайте, но не критикуйте;
- Придумайте и используйте при начале самостоятельной работы на изобразительной деятельности, во время изобразительных игр – занятий одну и ту же фразу, так неуверенные в себе дети будут спокойнее;
- Если не получился сам объект, то можно сказать: «Зато ты подобрал очень хорошие цвета!»;
- Чаще способствуйте, чтоб оценку работы неуверенного ребёнка давали дети (или подключайте к вашей оценке);
- Не бойтесь ошибиться во время показа. Так вы покажете, как можно исправить свою ошибку, что ошибаются и воспитатели, ошибка не проступок.
Занятия рисованием повышают уверенность ребенка в своих силах, дают ему возможность выразить себя, активизируют его познавательную деятельность, открывают новые способы контакта с окружающим миром.
Переживание совместного творчества, эмоционального общения, дружеского участия и понимания может стать поворотным и начать ряд изменений во внутренней жизни ребенка. Да, есть лепка, аппликация, рисование карандашами, но только рисование красками дарит чувство свободы, как в полёте, только движение кисточки по листу может заколдовать страх и превратить его в желание быть смелым. уверенным, успешным.
Источник:
1. Джон Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация».
2. Мария Водинская «Вложить в руки кисточку»
3. Екатерина Орлова «Юный художник: как научить любить рисование»
Автор: Иванилова Ольга Валериевна
Должность: воспитатель высшей категории
Место работы: МБУ №80 «Песенка»
Месторасположение: город Тольятти , Самарской области
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 04.08.2017