Рабочая программа «Развитие мелкой моторики, как средство общения детей дошкольного возраста».
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, особенно с нарушениями речи, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Предлагаемые игры – упражнения учитывают особенности физиологии детского организма, дают возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, так как от задействованных мышц постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему (в частности, речевой центр, который находится в непосредственной близости с двигательной областью коры головного мозга) и способствуя её развитию. Основное место занимает содержание взаимодействия и общение взрослого с детьми, основанное на понимании того, что каждый ребёнок обладает неповторимой индивидуальностью и ценностью, способен к непрерывному развитию.
Актуальность.
Детям дошкольного возраста развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Настоящая рабочая программа описывает курс по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста (5 – 7 лет).
Цель: Развитие мелкой моторики, как средство общения детей дошкольного возраста
Задачи:
Развитие двигательной области коры головного мозга.
- Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твёрдыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми).
- Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
- Формирование зрительно-моторных координаций.
Развитие речевой области коры головного мозга.
Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
IV. Развитие координации движений и умения владеть своим телом совершенствование двигательных умений и навыков.
Развитие пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
VI . Формирование навыков учебной деятельности. 1. Умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога. 2. Умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр.
Содержательный.
Проведение направления через пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Речевое развитие. Владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоты.
Художественно-эстетическое развитие. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажами художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие. Формирование развития равновесия, координация движения мелкой моторики рук, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Описание форм, методов, средств.
Ситуация общения, сотрудничества, накопления положительного социально-эмоционального опыта; беседа, разговор с детьми по их интересам; свободное общение со сверстниками и взрослыми.
Особенности культурных практик (проведение тематики через различные игры).
Раздел 1. «Развиваем руку дошкольника, готовим её к рисованию и письму». (18 занятий) Пространственная ориентация. Ориентация на листе бумаги. Зрительно-моторная координация. Слухо-моторная координация. Массаж пальцев и кистей рук. Дифференциация движений рук. Раздел 2. «Здравствуйте, цифры». (12 занятий). Обучение письму цифр. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. (Приложение № 2).
Взаимодействие с семьёй
В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков), “Ниткопись”, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. С помощью родителей изготовили и приобрели различные трафареты, с которыми дети очень любят работать с младшей группы Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, организована фотовыставка, которая периодически меняется. Проводятся родительские собрания и консультации на темы: “Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук”, “Развитие мелкой моторики как основа подготовки руки ребенка к письму”, “Развитие мелкой моторики с учетом полоролевых особенностей детей” в нетрадиционной форме. На таких собраниях родителям не только демонстрируем работы детей, но и показываем видеоролик, по которому они видят, как трудятся их маленькие дочки и сыночки. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками. Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.
Организационный раздел
Настоящая рабочая программа проводятся 1 раз в неделю по 30 минут в старшей группе и 2занятия в месяц – в подготовительной. Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь – октябрь и в мае). (Приложение № 1) . Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
В старшей группе планируется начать использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы назвали “Веселыми прописями”. Сначала это будет тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами напишем детям задание и дадим для работы дома. Затем, готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Работа в таких тетрадях не только доставит детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму. Также, в старшей и подготовительной группах, мы начали использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. У каждого ребенка, своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т. д.). Используя такой способ, у детей получаются прекрасные изображения. Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек”, “Театр Петрушек”.
Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” — детскими пальцами.
Используемые учебные пособия:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду/под редакцией М.А.Васильевой. – М.:2005. 2.Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим к рисованию и письму. – М.:2003. 3.Развитие речи детей 4-7 лет. Программа «Из детства в отрочество» //Ребёнок в детском саду – 2002 — №2.
Автор: Тарасенко Ольга Викторовна
Должность: воспитатель 1 категории
Место работы: МК ДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: cело Лебедевка, Искитимский район, Новосибирской области
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 13.01.2016