Сегодня мы многое заново для себя переоцениваем и открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как отдыхали, как работали, что их радовало и что беспокоило, какие соблюдали обычаи? Ответить на все эти вопросы — значит помочь детям установить связь времён. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, не говоря о детях, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой, с историей своего народа, традициями.
Современные дети много времени проводят в компьютере, играют в различные электронные игры, смотрят мультфильмы с зарубежными героями, которые не редко являются их кумирами. Наши дети стали забывать русские народные сказки, их героев, на которых были воспитаны наши бабушки, родители.
Поразмыслив над всем вышеизложенным, я посчитала нужным довести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской культуры и воспитывать ребят в национальных традициях. Близость детям творчество своего народа, обусловлена именно тем, что его образы доступны и понятны, оно воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.
С целью эффективного решения познавательно — творческих задач детей своей группы, я решила объединить знакомство детей с русским народным творчеством с продуктивной деятельностью и разработала проект «Деревенские посиделки». Лепка, аппликация, работа с солёным тестом, с тканью и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета и образа, развивает воображение, творчество, любовь к труду, к мастеру.
Перед тем как начать работу над проектной деятельностью, углубила свои знания по данной теме: познакомилась с методическими разработками И. Г. Гавриловой «Истоки русской народной культуры в детском саду», изучила методическое пособие для воспитателей ДОУ Л. С. Куприной «Знакомство детей с русским народным творчеством». Оформила подборку художественного материала: сказок, потешек, прибауток, скороговорок, загадок, дидактических игр, наглядных пособий. Весь практический материал соответствует возрастным особенностям детей, и желанием познавать русскую культуру.
Проект долгосрочный, рассчитан на три возраста: средний, старший, подготовительный.
Цель проекта: формировать в детях социально-активную, творческую личность на основе ознакомления детей с русским народным творчеством. Каждый возрастной этап в проекте обусловлен определённым набором задач, которые составлены с учётом возраста и интереса детей.
Сюжетно — тематическая организация занятий позволяет выстраивать воспитательно — образовательную деятельность в определённую систему и вести целенаправленную работу в решении поставленных задач проекта, сохранять логическую стройность, поддерживать интерес детей. От возраста к возрасту темы занятий усложняются, дополняются и интегрируются. Для эффективного решения задач на занятиях, тщательно продумываю, подбираю различные методы, приёмы и формы совместной деятельности. Рассматривание иллюстраций, предметов декоративно — прикладного искусства, драматизация сказок, заучивание потешек, прибауток, вождение хороводов, прослушивание музыкальных произведений изготовление поделок позволяет детям ярче прочувствовать глубину народной мудрости, его самобытность и мироощущение. Тематику детской продуктивной деятельности планирую с учётом возрастных особенностей и интереса детей.
Все занятия проходят в рамках работы нашей творческой мастерской «Деревенские посиделки».
В средней группе наибольшее значение я уделяла приобщению детей к фольклорным элементам и знакомству с дымковской, филимоновской игрушкой и с деревянной красавицей — матрёшкой.
В старшей группе формировала у детей уважительное, бережное отношение к культурным ценностям через ознакомление с декоративно — прикладным народным искусством (хохломской, городецкой росписью, резьбой по дереву, вышивкой и др.); с элементами старинной одежды, бытом и ремеслом, с различными формами досуга и отдыха русского народа. Развивала желание и способность детей создавать поделки своими руками в народном стиле, используя разнофактурный материал.
В подготовительной к школе группе продолжаю поддерживать и развивать устойчивый интерес к русской истории, народно — прикладному искусству, его богатству и разнообразию, помогаю детям осознать принадлежность к своему народу. Красной линией во всех занятиях проходит знакомство детей с разнообразием народной куклой (кукла — ангел, кукла — оберёг, кукла — зернушка, кукла — перевёртыш, кукла — пеленашка и др.), На каждом занятии стремлюсь довести до детского понимания смысловое значение каждой куклы, указать на ее необычность и уникальность. Изготавливая куклы своими руками — ребята загадывают желание, дарят кусочек своего душевного тепла кукле, играют с ними. В итоге кропотливого труда в группе появился мини — музей народной куклы. Наш музей посещают ребята из других групп, а так же педагоги и сотрудники детского сада.
Для реализации поставленных задач и отслеживания эффективности выбранных форм взаимодействия с детьми, мною разработана диагностика детей на основании технологии О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой.
Результаты диагностики:
Средняя группа 2008 — 2009 год. Высокий уровень: 24 % Средний уровень: 60 % Низкий уровень: 16 %
Старшая группа 2009 −2010 год. Высокий уровень: 32 % Средний уровень: 53 % Низкий уровень: 16 %
Подготовительная группа 2010 — 2011 год. Высокий уровень 45 % Средний уровень 47 % Низкий уровень 8 %
По результатам диагностики, можно сделать вывод, что система педагогической деятельности, направленная на знакомство детей с русским народным творчеством через продуктивную деятельность и выбранные мною формы работы являются эффективными.
Система в приобщении детей к истокам русской культуры требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивает у детей особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Для создания в групповой комнате атмосферы национального быта, с помощью родителей, организовали уголок «Деревенская изба». Это макет деревянной избы, в котором есть печь, на полках — домашняя утварь, предметы прикладного искусства (крынки, кувшины, миски, горшки), у печки — ухват, кочерга, метла; в люльке тряпичная кукла. В театральной студии, в свободном доступе для детей, имеются маски разных сказочных персонажей, в книжном уголке находится много книг, соответствующих возрасту детей, с потешками, прибаутками, загадками, сказками, которые периодически меняются в зависимости от темы нашей творческой мастерской. В уголке творчества находятся альбомы для разукрашивания с изображением кухонной утвари, одежды старины, народной игрушки.
Для поддержания интереса в непринуждённой обстановке использую фольклор в разных режимных моментах, а так же читаем и инсценируем с ребятами сказки, отмечаем положительных и отрицательных героев; разбираем смысл потешек, прибауток, закличками провожаем зиму и встречаем весну, с помощью считалок выбираем водящего в подвижных играх.
Итак, можно сделать вывод, что комплексный подход к организации занятий, умелое чередование различных видов деятельности, включение фольклорных элементов и творческих заданий позволяют в единстве решать вопросы познавательно-художественного, физического, социально — нравственного развития. Обеспечивают успех воспитательно — образовательной работы, т.к. каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в любой деятельности (игре, пении, драматизации, рассказывании потешек и прибауток, в продуктивной деятельности). Помогают ребёнку прожить детские годы в радости и полноте устремлений, обеспечивают постепенность социального развития, знакомят и приобщают детей к истокам русской народной культуры.
Список литературы:
1. Журнал для педагогов «Цветной мир» № 1 за 2009 г. М.
2. «Знакомство детей с русским народным творчеством» — методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина СПб «Детство-Пресс» 2004 г.
3. «Ознакомление детей с русским народным творчеством». Попушина, Бойчук.
Автор: Яковлева Елена Владимировна
Воспитатель 2 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 50 «Огонёк»
город Норильск, Красноярский край
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 10.03.2014