Номинация: Детский сад, Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста,
Автор: Либман Ольга Анатольевна
Лепбук «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей детей в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
Игры:
«Четвёртый лишний»
«Волшебный круг»
«Поющая гусеница»
«Ритмослов»
«Три кита»
«Музыкальные загадки»
«Оркестр»
«Песенка на лесенке»
«Узнай песенку по картинке»
«Раскрась музыкальную картинку»
Музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Данный дидактический материал представляет собой домик, в верхних окошках которого расположены три кита музыки и конверт с набором карточек с изображением различных музыкальных жанров: танец, песня, марш.
Цель:
обогащать музыкальный опыт детей и развивать умение определять жанр музыкального произведения в процессе слушания музыки.
Вариант 1.
Ребенок самостоятельно раскладывает в окошечки карточки, соответствующие жанрам музыки, при этом называет жанр.
Вариант 2.
Взрослый предлагает ребенку прослушать отрывок музыкального произведения. Ребенок выбирает карточку, которая соответствует жанру этого музыкального произведения и размещает ее в пустом окошечке.
Вариант 3.
Детям показать панно (коллаж), предложить послушать стихотворение, ответить на вопросы. Стихотворный текст с 1-го по 4-й лучше брать на начальном этапе работы, а пятое стихотворение использовать уже на закрепление знаний. После прочтения стихотворного текста педагог предлагает детям определить жанры музыкальных произведений. Заранее оговаривается, как дети будут отвечать: словами (индивидуально или хором), выполнять характерные движения под музыку или поднимать карточки того же цвета, что и соответствующий данному жанру кит (изображенный на панно).
1-й Три кита (как мир когда-то),
Держат Музыку, ребята.
В море звуков поживают,
ЖАНРАМИ их называют!
Первый – МАРШ, и все ребята
Маршируют как солдаты.
Кит второй зовётся ПЕСНЯ,
Петь нам очень интересно.
Ну, а ТАНЕЦ – третий кит,
Этот жанр всех веселит,
Мы попляшем от души.
Как же жанры хороши!!!
2-й Мы шагаем как солдаты,
а) Значит что звучит, ребята? — МАРШ.
б) Что за жанр звучит, ребята? — МАРШ.
3-й Громко, тихо мы поём,
Целой группой и вдвоём,
Лишь бы было интересно.
а) Помогает всем нам… ПЕСНЯ.
б) Этот жанр зовётся… ПЕСНЯ.
4-й Мы сегодня в вальсе кружим,
Ну, а завтра — с полькой дружим.
В пляску русскую пойдём!
Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.
5-й Три жанра в музыке у нас,
Все знают: Песня, танец, марш!
Под марш идём мы на парад,
Чеканит шаг за рядом ряд.
Под песню – куколок качаем
И с песней Новый год встречаем!
А танцев разных в мире сколько,
Что хочешь — попляши под польку,
Иль в вальсе тихом закружись,
Иль в пляске русской покажись!
Ты маршируй, пляши и пой,
Но не забудь стишок простой:
Три жанра в музыке у нас…
Запомнил? Песня, танец, марш!!!
«Ритмические загадки»
Цель: развитие у детей чувства ритма.
Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком и самостоятельно выкладывает его на магнитной полосе, либо прохлопывает его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой.
«Узнай песенку по картинке»
Цель: развитие музыкальной памяти детей.
Игра «Музыкальное путешествие»
Игра может быть использована для диагностики.
В игре принимают участие два – три ребенка. Каждый по очереди бросает кубик, выполняет фишкой необходимое количество ходов. На желтом кружочке – музыкальные задания, красный кружок – пропусти ход, синий – три хода вперед.
«Музыкальные загадки»
Цель:
Закреплять знания детей о музыкальных инструментах.
Игра «Волшебный круг»
Цель: закрепление музыкального материала о праздниках.
Дети крутят верхний круг, совмещая картинку праздника с разученной песней. Называют праздник и песню, поют песню.
«Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о музыкальных инструментах; развивать способность к анализу, исключая из ряда предметов один не соответствующий (струнные, клавишные и т. д.).
«Поющая Гусеница»
Цель: учить детей определять движение мелодии.
«Ритмослов»
Цель: развивать чувство ритма.
«Оркестр»
Цель: знакомить детей с видами оркестров, учить определять принадлежность музыкальных инструментов к видам оркестра.
Дети играют самостоятельно или со взрослым. Задание разложить карточки с музыкальными инструментами на большую карточку с кртинкой оркестра.
«Песенка на лесенке»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи.
Игра «Песенки на лесенках» — ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком.
Вариантов с диаграммой множество.
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз);
б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут: вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз);
в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си);
г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять);
д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.
Автор: Либман Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида СП детский сад № 133
Месторасположение: Свердловская область, город Нижний Тагил
Дата изменения: 16.08.2017
Дата публикации: 16.08.2017