В последнее время много говорится о том, что нравственно-патриотическое воспитание — задача первостепенной важности. Однако, для того, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, необходимо чтобы весь педагогический процесс был пронизан темой патриотизма, то есть, нравственно-патриотическое воспитание ненавязчиво легло бы в его основу.
Говоря о патриотическом воспитании ребёнка, тем более дошкольника, нельзя забывать о главном и естественном процессе — приобщению детей к культуре своего народа, к русскому национальному искусству, как источнику познания жизни. А если «проникнуться» словом патриотизм, то становится ясно, что оно означает — жизнь: а это мы и то, что нас окружает. Следовательно, патриотическое воспитание — это наука отношения к жизни.
Поэтому, говоря о патриотическом воспитании, не следует забывать о корнях, ведущих нас в далёкое прошлое, в то время когда термина «патриотизм» не существовало, но то, что в него входило естественно и непринуждённо передавалось из поколения в поколение.
Погружение ребенка в атмосферу живого, идущего от сердца слова, подкрепленного выразительным напевом или эмоционально-образным движением, позволяет перейти на иной уровень коммуникации между детьми и взрослыми.
Так, например, маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине. Для ребёнка Родина — это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с раннего детства имел возможность слышать потешки, прибаутки, колыбельные песни, звучащие как ласковый говорок, выражающие заботу и нежность. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги — словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Ребенок, воспитанный на русских песнях, сказках, не только оперирует такими понятиями, как, «добро», «красота», «уважение», «честность», «благородство», но и способен проникнуться этим добром, чистотой, верой в светлое будущее.
Помимо этого, русский фольклор с его широкой палитрой жанров (прибаутки, шуточные, игровые и плясовые песни, игры, хороводы, театрализованные представления русские народные праздники) имеет не только воспитательный, но и образовательный и развивающий эффект.
Таким образом, осознав всю важность и необходимость русской народной культуры в жизни и деятельности детей, я решила ввести фольклор в свою повседневную работу. Так, например, работая над интонационной выразительностью речи и чувством ритма детей, я часто использую прибаутки, русские народные песенки. Для снятия напряжения, усталости или просто для поднятия настроения я включаю в свою работу скороговорки, загадки, потешки, русские народные игры. И, конечно, особое внимание я уделяю русским народным песням и хороводам.
Как показала практика, дети с особой радость, любовью и ответственностью относятся к «наследию» своих предков. Так, например, в нашем детском саду прошёл такой удивительный праздник, как «Святочные забавы». Дети настолько были увлечены, раскованы и в тоже время организованы и творчески активны, что казалось, мы попали в прошлое, и всё что происходило вокруг, было не сценической постановкой, а реальной жизнью. Да, это были незабываемые моменты! К тому же на этом празднике были и ребята из другого детского сада.
По всем русским обычаям мы встречали гостей на улице: ряженые дети под звуки гармошки, пели колядки, плясали, гостей зазывали и приглашали в избу, то есть в музыкальный зал. А там чего только не было: шутки, игры, хороводы и даже святочные гадания. Так в нашем «Ручейке» появилась ещё одна замечательная традиция — ходить колядовать друг к другу в гости. Важно то, что дети не просто обменивались опытом, но также учились вести в себя в обществе, сопереживать друг другу, проявлять свои чувства, открыто выражать своё мнение, а самое главное они прониклись духом народных традиций и приобщились к великому наследию русского народа.
Хотелось бы, чтоб дети как можно чаще соприкасались с богатым миром народной культуры, который способен в полной мере дать им все основы для полноценного развития и воспитания.
Считаю главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать человеком с большой буквы, то есть достойным гражданином своей страны.
Автор: Япончинцева Ирина Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ №15 «Ручеёк»
Месторасположение: г. Бердск Новосибирской области
Дата изменения: 22.05.2016
Дата публикации: 11.08.2014