Семинар на тему: «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ».
Задачи:
- Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ.
- Активизировать формы организации и проведения семинара-практикума в ДОУ.
Материал и оборудование:
- фишки 2 цветов;
- 2 коробки;
- табличка «жюри»;
- музыкальное сопровождение;
- сертификат на каждого участника;
- памятки.
Место проведения: музыкальный зал детского сада.
Участники: 15 — воспитателей групп, 2 – учителя–логопеда, 4 – учителя – дефектолога, 1 – музыкальный руководитель, 1 – инструктор по физической культуре.
Ход игры
1.Теоретическая часть.
- Актуальность темы «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ» — выступление старшего воспитателя Мартыновой И. А.
- Выступление педагогов-наставников Савиной М.А. воспитатель подготовительной группы, Рябовой Е.П. воспитатель старшей группы, Калегановой О.Н. – учителя-дефектолога.
2. Деловая игра.
Ведущий:
Уважаемые коллеги! В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. По данным Всемирной организации здравоохранения качественно и количественно изменился состав контингента детей с нарушением зрения. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением. Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения была и остается проблема обучения ориентировке в пространстве.
Мы собрались, чтобы обсудить вопросы нашей темы: «Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с ОВЗ». Мы отразили в этой деловой игре все вопросы по теме семинара.
(Ведущий предлагает участникам семинара разделиться на две команды, и дать название команд. Ведущий знакомит с экспертной комиссией).
Ведущий: Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с ОВЗ. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека с особыми возможностями здоровья во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на улицах города, в общественных местах. Об этом мы сегодня поговорим в ходе проведения деловой игры «Педагогический пробег».
Ведущий: А начнем мы нашу деловую игру с небольшой разминки.
1 вопрос. Раскройте понятие пространственной ориентировки.
Пространственная ориентировка — это способность человека представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них (Сверлов В.С.).
2 вопрос. Назовите, какие вы знаете технологии по формированию пространственной ориентировки у дошкольников?
- Плаксина Л.И.. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
- Дружинина Л.А.. Занятия по развитию ориентировки в пространстве с дошкольниками, имеющими нарушения зрения.
- Подколзина, Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением.
- Ремезова Л.А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения.
- Е.В.Колесникова
- Шорыгина Т.А., Учимся ориентироваться в пространстве.
- Семаго Н.Я., Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Сековец Л.С.,Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
3 вопрос. Какова общая цель всех данных технологий?
(Научить детей правильно свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке).
1 задание.
(команды вытягивают билеты) 2 вопроса каждой команде.
1. Какие общедидактические методыи приемы используются во время проведения занятий по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения?
- наглядно-зрительный;
- наглядно-осязательный;
- наглядно–слуховой;
- проектный метод;
- исследовательский метод;
- метод поощрения, убеждения, разъяснения.
2. При проведении занятий с детьми необходимо учитывать… (их зрительные возможности).
3. Назовите требования к наглядности (цвет должен быть ярким и контрастным; необходимо использовать контрастные оттенки (темный – светлый), и чёткий контур.
- Оптимальное сочетание при амблиопии: красный – желтый;
- при миопии: синий – белый, желтый – черный, зеленый – белый.
Размер демонстрационных пособий должен быть оптимальным для восприятия: 8 х 12 см. Весь предмет и отдельные детали необходимо обозначить четким контуром. Это ускорит процесс зрительного восприятия.
Ширина линии контура при высокой степени миопии и амблиопии контур должен быть 3 мм; при амблиопии средней степени 1-2 мм; при амблиопии низкой степени не отделяется контуром. С высокой степенью миопии и амблиопии нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью.
4. Какие виды специальных упражнений надо использовать для развития навыков пространственной ориентировки?
- на тренировку механизмов восприятия глубины пространства и удаленности (моделирование и рисование);
- на формирование понимания и восприятия топографических отношений (понятия: рядом, напротив, около, между, за и др.);
- на тренировку пространственного поиска (лабиринты);
- на развитие умения использовать ориентиры в задачах поиска (ориентировка в большом замкнутом (в помещениях) и свободном (на улице) пространстве при помощи «карты-плана», «карты пути»);
- на развитие умения создавать на основе наблюдения за натурой плоскостные композиции на фланелеграфе («Расставь предметы на фланелеграфе так, как они стоят на столе»);
- на формирование умения вести наблюдение за движениями своего тела и товарищей в зеркале, сличать действительное положение предметов в пространстве и отражения их в зеркале;
- на развитие умения замечать величину реальных предметов, уметь зрительно анализировать длину, ширину и высоту предметов;
- на формирование умения выделять и словесно обозначать пространственные признаки предметов и объектов окружающего мира;
- на наличие и поддержание интереса у детей.
Ведущий: Вопросами развития пространственной ориентировки занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков.
В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются игровые.
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком.
Играя, дети учатся пользоваться умениями в разных условиях, поэтому игра является одним из эффективных средств, которое способно обеспечить результативность работы в этом направлении.
2 задание. Экспресс-вопросы по играм на развитие пространственной ориентировки.
- Назовите игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
- Назовите игры на формирование умений детей занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).
- Назовите игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.
- Назовите игры на формирование умений ориентироваться в движении.
- Назовите игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).
- Игры и упражнения на ориентировку с применением схем.
3 задание. Придумайте игру из предметов, находящихся в корзине.
4 задание. Ответы на вопросы.
Ведущий: Обучение ориентировке в пространстве включает пять этапов. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий, назовите их.
- I этап — детей обучают практической ориентировке «на себе»;
- II этап – точка отсчета — собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»;
- III этап – детей учат моделированию предметно-пространственных построений;
- IV этап – ориентировка по схеме;
- V этап – самостоятельное составление схем пространства.
5 задание. Ответы на вопросы.
Ведущий:
1. Какие используются приемы в обучении детей ориентировке на собственном теле?
- зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;
- рассматривание ребенком себя в зеркале и называние частей своего тела;
- соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка;
- зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела.
2. Как формируются навыки для обучения детей ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя»?
- Педагог помогает детям соотносить расположение игрушек и предметов вокруг себя с уже освоенными направлениями собственного тела.
- Обучению детей усвоению понятий «близко-далеко», «ближе-дальше».
- Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания и с помощью слухового восприятия.
- Формирование у детей умений создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.
- Детей учат обследовать пространство, которое им предстоит моделировать.
Позже, уже в конце 1 года обучения и на 2 году обучения, опираясь на сформированные у детей навыки, педагог переходит к обучению их моделированию пространственных отношений с использованием предметов-заместителей.
Детям дается представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать детали строительного материала.
Дети с помощью педагога выбирают, какой деталью конструктора можно заменить тот или иной предмет мебели для кукольной комнаты.
Соотносят их форму с формой деталей конструктора. Овладев навыками моделирования микропространства, дети используют их при моделировании макропространства.
3. Как формируются навыки по обучению детей ориентировка по схеме?
Проводится она последовательно по следующим направлениям.
- Обучение ориентировке в пространстве по картинке-плану.
- Знакомство детей с условными (схематичными) изображениями предметов и замкнутого пространства.
- Формирование у детей умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой.
- Обучение детей самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства (3-4 год обучения).
4. Как формируется навык обучения самостоятельного составления схем пространства?
Тифлопедагог учит детей рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели. С этой целью используются трафареты. Позже дети учится рисовать контурные изображения по точкам.
Далее задания усложняются. Тифлопедагог дает каждому ребенку лист — схему (например, стола). На этой схеме дети рисуют условные изображения игрушек, которые расположены на столе перед ними.
Предварительно дети рассматривают и обследуют с помощью осязания стол с игрушками, рассказывают, как они расположены.
6 задание. Тест.
Домашнее задание.
Театрализованное представление по обучению детей пространственной ориентировке.
Ведущая:
А теперь подсчитайте количество фишек. По количеству фишек мы определим, какая команда сегодня была лучшая и самая активная.
Экспертная комиссия подводит итог.
ТЕСТ 1. Рассадите детей по рядам относительно педагога по остроте зрения от 0,4 до 1, 0):
- 1 ряд;
- 2 ряд;
- 3 ряд.
2. Величина наглядности для фронтальной работы:
- 10-15;
- 15-20;
- 20 −25.
3. Какому виду заболевания глаз относятся данные признаки:
- близкие объекты видны более ясно, чем объекты, которые более отдалены;
- непроизвольное колебание глазных яблок;
- назовите виды сходящегося косогласия;
- предметы не имеют четких очертаний, а видятся расплывчато (в виде кляксы, наклонены под углом, в виде предмета неопределенной формы).
4. Какие психические функции участвуют в познавательной деятельности по формированию ориентировка в пространстве …
5. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют анализаторы …
6. На занятиях рекомендуется использовать дополнительный материал (дополни):
— контур;
— ……………… ;
— ……………… ;
— ……………….;
— ……………… .
Какие общедидактические методы и приемы используются во время проведения занятий по развитию навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения?
При проведении занятий с детьми необходимо учитывать…
Назовите требования к наглядности.
Какие виды специальных упражнений надо использовать для развития навыков пространственной ориентировки?
Автор: Григоревская Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МАДОУ № 18 г. Салавата
Месторасположение: ул. Островского, 60
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 13.07.2015