Автор: Смолина Ольга Валентиновна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №8″Тундровичок»
г.Норильск, Красноярский край
« Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц
И земли без воды…
Все меньше — окружающей природы
Все больше — окружающей среды»
Экологические проблемы сейчас являются подлинной бедой всего мирового сообщества. К сожалению, Российская Федерация не является исключением из этого печального правила. В регионах России великое множество предприятий, занимающихся нефтедобычей, нефтепереработкой, химической и машиностроительной деятельностью.
Загрязняя окружающую среду, человеческая деятельность губительно влияет на все живое на планете. Изменение экологического состава воздуха, испорченная вода, почва, гибель растительности, разрушение экосистем – такие катастрофические последствия приносит бездумное «освоение» природы человеком.
Крайний Север – это регион с разнообразной и неповторимой природой. Его недра, растительность и животный мир являют собой настоящую драгоценность среди природных богатств нашей страны.
В арктической зоне, тундре, лесотундре встречается множество редких растений и животных, занесенных в Красную книгу.
На Крайнем Севере обнаружены месторождения разнообразных полезных ископаемых. Разработка этих месторождений поставила под удар уникальную экологическую систему Севера, которая стойко выдерживает арктические морозы, но беззащитна перед техногенными экологическими катастрофами.
Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что существует насущная необходимость в экологическом воспитании детей Крайнего Севера, начиная с дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного возраста ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В настоящее время ряд учёных (З.Н.Мишанина, Г.Филиппова, Л.М.Маневцова, П.ГСаморукова, С.Н.Николаева, И.А.Хайдурова, З.П.Плохий, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, С.А.Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Анализ состояния эколого-образовательного процесса в дошкольных учреждениях показывает, что методика, используемая в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на передачу специальных знаний в области основ экологии. Вместе с тем, известно отсутствие связи между уровнем знаний детей о природе и степенью сформиро-ванности сознательного бережного к ней отношения. Поэтому необходим творческий поиск новых форм, методов и средств организации процесса экологического воспитания.
Одним из связующих средств между знаниями и степенью сформированности сознательного отношения к природе является художественная литература, а именно сказка. Ее специфическая функция — создание эмоционального отношения к отраженным в ней явлениям мира. Переживания, настроения, непосредственно возникающие у детей, представляют собой чувственную основу, на которой строится воспитательное воздействие художественных образов литературы, которые подсознательно вводят ребенка в мир, помогают в формировании нового самосознания. У него формируется новое мировоззрение, новые идеалы. Поэтому мы считаем необходимым использовать в экологическом воспитании детей такой жанр художественной литературы как сказка, которая позволила бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, — «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе.
Поэтому сказки, а именно северные сказки могут стать отличным методом экологического воспитания детей в районах крайнего севера – сказочные истории, яркие, захватывающие, эстетически и эмоционально окрашенные, без излишней назидательности учат детей любить родную природу, а значит – относиться к ней бережно.
Каким бы ни был сюжет северной сказки, ее действие всегда разворачивается на фоне северной природы. Неяркая красота, скромная гармония северной природы будет для детей еще притягательнее, если о ней говорится в сказке. Строй и лад северных сказок так созвучен этой природе, что, прививая детям любовь к сказке, воспитатель неизбежно научит их ценить и любить красоту той земли, где они родились.
Олицетворение сил природы в сказке «Бабушка-Метелица» позволит детям по-иному взглянуть на долгую, лютую полярную зиму. Дети откроют для себя сказочный мир зимы, красоту бесконечных снежных пространств и северного сияния.
Луна в сказке «Девушка и Луна» — тоже одушевленное, живое существо. Это не удивительно – ведь в течение длинной полярной ночи луна скрашивает существование коренных жителей тундры, являясь единственным светилом.
Северные звери и птицы добры к человеку. В сказке «Как змеев победили» герою помогают орлы. Олень – верный друг северного человека. Этому славному животному посвящена сказка «Олененок». А вот злой и глупый медведь, сломав деревце, был за это наказан.
Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Еще Сухомлинский писал: «Нет, наоборот… Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
При подборе сказочных произведений необходимо учитывать:
— возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
— имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;
— имеющийся у детей литературный опыт;
— тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;
— художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.
Исходя из анализа сказочных произведений, предлагаемых современными программами по экологическому образованию старших дошкольников, можно выделить требования, предъявляемые к сказочным произведениям экологической тематики:
— содержание сказочного произведения должно быть конкретным, включать в себя информацию об объектах живой и явлениях неживой природы, доступную для понимания старшими дошкольниками;
— информация о природных объектах должна соответствовать содержанию экологических знаний и способствовать формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы;
— в содержание сказочного произведения могут быть включены сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании.
— сказочное произведение должно быть небольшого объема.
Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, – значит, можно сказать что он научился мыслить» (Сухомлинский).
Сказки, написанные самими детьми, представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям. Часто дети рисуют рисунки к прослушанным или придуманным сказкам, таким образом можно создать самодельные книжки сказок о природе.
Воспитатель использует разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок экологического содержания: предложение детям разнообразных сюжетов и интересных тем, сказки о природе для малышей, для сказочного персонажа, для любимого обитателя экологической системы «Тундра», в альбом творчества, в книгу «Наши сказки о природе», для дальнейшей инсценировки, для участия в конкурсе на лучшего сказочника-природоведа, участие в КВН.
Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может входить в другие: экологические занятия, опытно-эксперементальную деятельность, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность, экологические праздники. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь животных севера», «Растительный мир тундры», «Как готовится природа к зиме» и другие.
У детей после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе.
Таким образом у детей в условиях севера экологические сказки закладывают осознанное отношение к природе, интерес к её познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней.
Литература:
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ. Информационно-методические материалы», Волгоград, Учитель 2007.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- «Легенды и сказки полярной ночи» г.Дудинка 1994г.
- Меневщиков Г. «Сказки Севера».г.Ленинград 1981.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.- М.: Академия, 1999. 182 с.
- Рыжова Н. А. Не просто сказки…. . – М.: Академия, 2002.
8. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 27.01.2014