Совместная образовательная деятельность с детьми средней логопедической группы с ОНР.
Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания»
Грамматическая тема: «Образование слов с уменьшительно — ласкательными суффиксами»
Задачи:
Коррекционно — обучающие:
Уточнять и расширять словарь по теме «Посуда», частях посуды (крышка, носик, ручка, дно, стенки).
Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных в именительном падеже, согласование качественных прилагательных (цвет) с существительными в именительном падеже.
Обучать суффиксальному способу словообразования: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ечк, -чек,- очк,
— чик, -ок.
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительный гнозис и артикуляционный праксис; тонкую и общую моторику; диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Формировать навыки сотрудничества.
Оснащение пед. процесса:
Кукла – Маша; игрушечная посуда; демонстрационные картинки для игры «Четвертый лишний», «Помощники»; плоскостное изображение чайника и его частей для игры «Что сломалось?; разрезные картинки: чайник, чашка, тарелка, ложка, блюдце, поднос; простой и цветные карандаши; печатное задание на развитие графо — моторных навыков.
Предварительная работа:
Знакомство с посудой, чтение и беседа по сказке Чуковского «Федорино горе», просмотр мультфильма «Маша и медведь», разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники».
Ход совместной образовательной деятельности.
- Организационный момент
(Дети входят в кабинет логопеда, их «встречает» кукла — Маша она что то «шепчет» на ушко).
— Посмотрите, кто к нам пришел!
— Ребята, как зовут нашу гостью? Она хочет с вами познакомиться и попросить о помощи. Пожмите руку Маше и назовите свое имя.
Мимическая гимнастика
— Ребята, давайте покажем Маше, как мы ей рады!
— Дружно за руки возьмемся и друг — другу улыбнемся.
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки)
Смотрим без опаски.
Строим горку на участке
Всем на удивленье, (показать удивление)
В детский сад мы идем с хорошим настроением!
Дидактическая игра «У Маши гости»
— Ребята, у Маши сегодня день рождения и она хочет пригласить гостей на чай, но она не знает, что нужно поставить на стол.
— Вы хотите помочь Маше?
— Для этого нам нужно выполнить несколько заданий.
( На столе расставлена разная посуда: чашки, тарелки, кастрюля, сковорода)
— Подойдите к столу, что вы видите на столе?
— Как назвать одним словом?
+ Посуда
— Возьмите по одной чашке со стола. Найдите блюдце таким же цветом, что и чашка, которую вы выбрали (Дети выбирают по одной чашке, находят блюдце соответствующего цвета, ставят на него чашечку).
— Расскажите Маше, какая цветом чайная пара у каждого из вас? Послушайте, как я скажу:
«У меня красная пара»
— Молодцы все правильно рассказали. А сейчас давайте поставим чашки на стол, который накрыт скатертью.
ІІ. Основная часть
Общая артикуляционная гимнастика
— А нам пора размять наши язычки. А Маша пусть посмотрит, как мы делаем гимнастику для язычка. Ребята, для чего мы делаем упражнения языком? Садитесь на стульчики. Смотрим на меня. ( поочередно показываю предметные картинки для зрительного сопровождения артикуляционного упражнения).
Первое упражнение: « Самовар».
Второе упражнение: «Месим тесто».
Третье упражнение: «Блинчики»
Четвертое упражнение: «Пирожок»
Пятое упражнение: «Вкусное варенье».
Шестое упражнение: « Конфетка».
— Ребятки, блины мы испекли, варенье у нас есть, конфетки тоже, можно все поставить на стол.
— Посмотрите, я приготовила сладости, давайте их поставим на стол, чтобы Маша увидела, чем можно угощать гостей (несу сладости на подносе).
— Ребята, а кто знает, как называется этот предмет? (показываю поднос)
— Это поднос. Давайте запомним этот предмет посуды, повторим вместе со мной (произносим слово по слогам с хлопками).
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
— Ой, ребята, а поднос грязный. Его нужно помыть. Давайте покажем Маше, как мы моем посуду.
Раз, два три, четыре (удары кулаками, хлопки в ладоши)
Мы посуду перемыли: (одна ладошка скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальцы, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (удары кулаками, хлопки в ладоши)
Только чашку мы разбили, (загибаем пальцы на другой руке, начиная с большого)
И кастрюлю уронили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника разбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
— Ребята, вы так старались, теперь наш поднос чистый, давайте его тоже поставим на стол, чтобы потом отнести на нем посуду.
Игра «Что лишнее?»
— Ну, а Маша снова просит нас о помощи. Девочка разложила картинки и просит ее проверить, не поставила ли она что-нибудь лишнее:
Тарелка, кастрюля, мяч, стакан
— Что здесь лишнее и почему?
+Мяч, потому что это игрушка, а все остальное — посуда.
Чашка, тарелка, стакан, кружка.
— Что здесь лишнее и почему?
+Лишняя тарелка, из нее нельзя пить.
— Куртка, рубашка, платье, чайник.
— Что здесь лишнее и почему?
— Молодцы, вы справились.
Дидактическая игра «Что сломалось?»
— Посмотрите, таким чайник был, а таким стал. Как вы думаете, какая часть у чайника отбилась?
+Носик.
— Правильно, иди Лера прикрепи к чайнику носик.
— Какая часть еще отбилась? (прикрепляют крышку, ручку)
Давайте еще раз повторим, что есть у чайника?
+ Крышка, носик, ручка, дно, стенки.
— Ребята, а чайник нам нужен для чаепития?
— Давайте его тоже поставим. Тихон, принеси чайник и поставь его на стол.
Упражнение «Назови ласково»
— Ребята, что-то Маша загрустила. Она говорит, это потому, что ее никто давно не называл ласково. Давайте назовем ее ласково.
+ Машенька.
— Маша, а ты знаешь и посуду можно называть ласково. Ребята, давайте научим Машу называть посуду ласково.
— Посмотрите (показываю картинки с посудой), это чашка, а ласково будет — чашечка;
— тарелка-тарелочка;
— чайник-чайничек;
— блюдце-блюдечко;
— ложка-ложечка;
— поднос- подносик.
— А сейчас вы сами попробуйте назвать посуду ласково (показываю предметы: чашка, чайник, тарелка, ложка, блюдце, поднос).
— Спасибо, ребята, вы научили Машу называть посуду ласково.
Упражнение «Хлопни, если назову посуду ласково»
— Давайте поиграем в игру. Если я буду называть посуду ласково, вы хлопнете в ладоши. И ты Маша, слушай внимательно.
— Чайник, ложечка, кастрюля, сковорода, чашечка, ложка, нож, блюдце, тарелка, чайничек?
« Ой я даже устала!» — говорит мне Маша.
Подвижная игра «Посуда»
— А давайте мы с вами отдохнём, и ты Маша с нами поиграй, поиграем в игру «Посуда».
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.)
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос (Развели руки в стороны.)
Он посуду нам принес.
Развитие графо-моторных навыков
— Отдохнули, а теперь пора выполнить еще одно задание.
— Сядьте за столы. Перед вами листочки. Вам нужно обвести по контуру простым карандашом недостающие части у чайника и чашки. Что мы дорисуем у чайника?
+ Носик.
— Что дорисуем у чашки?
+Стенки.
— Раскрасьте носик, крышку и ручку у чайника голубым карандашом.
Игра «Что изменилось?»
— Маше уже пора уходить, ей очень нравится стол, который мы накрыли, и она последний раз с вами хочет поиграть. Посмотрите на стол и запомните, что стоит на нем. Закройте глаза (убираю красный чайник и ставлю на его место желтый).
— Откройте глаза. Что появилось на столе?
— Что пропало со стола?
— Еще раз закройте глаза.
( На стол ставлю настоящие конфетки)
— Ребята, вы справились со всеми заданиями, Маша сможет накрыть стол для чаепития и пригласить друзей. И для вас она тоже принесла конфетки.
— А что дарят именинникам на день рождения?
+ Подарки.
— Давайте и мы Маше подарим подарки- картинки с посудой, чтобы она ее больше не забывала. Но сначала вы должны их собрать.
(Дети собирают разрезные картинки: чайник, чашку, тарелку, ложку, блюдце, поднос).
— Скажи, что ты подаришь Маше? Называй предмет ласково.
+Я подарю Маше чашку.
( каждый ребенок называет свой предмет посуды).
ІІІ. Итог занятия.
— Маше пора прощаться, она очень рада, что у нее появились новые друзья.
— Ребята, скажите пожалуйста, о чем мы говорили с Машей? В какие игры мы играли с Машей? Что вам больше всего понравилось? А расскажете ли вы об этом своим друзьям?
Автор: Пушкарева Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад №140
Месторасположение: г. Ярославль
Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 14.04.2017