Методическая разработка «Об игрушках для детей»

Колпакова Мария Сергеевна
воспитатель
ГБОУ №1579
Москва, Каширское шоссе, д.46, к.4

Что такое игрушка?

Для многих слово «игрушка» служит синонимом безделушки, забавы. Многие не предают игрушке большого значения. В то время как игрушка- особый предмет, имеющий огромную власть, обладающий способностью обучать.

Первые семь лет жизни ребенка формируются умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства. Все эти стороны личности ребенка воспитываются в процессе интересной, содержательной деятельности на занятиях, в труде, в игре. Игра — одно из наиболее эффективных средств воспитания. Игра- основной вид деятельности ребенка. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни.

Игрушка, по образному выражению великого советского педагога А. С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

Игрушка закладывает первоначальные понятия добра и зла, дает яркие образы и от того, какими они будут зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений и дальнейшее развитие личности.

Чем же полезны игрушки, и какую роль они выполняют в развитии малыша?

Значение игрушек в жизни ребенка переоценить невозможно, ведь именно игра — основная деятельность ребенка. С младенческого возраста ребятишки познают мир, играя. Простая и незамысловатая пирамидка может научить многому: различать цвета, размер, выстраивать логические связи. Благодаря играм у ребенка развивается воображение, обогащается внутренний мир, развиваются творческие способности. При этом ребенок не осознает, что играя, он развивается. Именно поэтому его развитие оказывается естественным и стремительным, поскольку он увлечен играми. В этом и есть главная ценность игры.

У игрушки много сторон — педагогическая, эстетическая, нравственная, производственная, экономическая, культурная, социальная, психологическая и т. д. Все это разные стороны таких, казалось бы, простых предметов, но так ли просты они? Во многом ко всему, что касается детства, у нас, взрослых отношение часто несерьезное. Взрослые, может быть, и не задумываются какие игрушки они покупают, какие дарят детям, какие игрушки приносят в детский сад.

Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. С другой стороны, игрушка — тот товар, который взрослый выбирает и покупает для своих детей.

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются ли они над тем, что игрушка — это не просто забава?

Выбрать игрушку в настоящее время очень трудно: наряду с традиционными (куклы, мишки, мячики) появляются новые (трансформеры, куклы Монстер Хай, киборги и пр.), невиданные даже молодым родителям. Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить их игровой и развивающий потенциал? Как выбрать то, что нужно ребенку? Как показывают опросы, в большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся обстоятельств или внешних признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее педагогическую «полезность» взрослые либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект. При выборе игрушки родители должны задуматься: как и во что их ребенок будет играть с этой игрушкой? Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Очевидно: такими критериями владеет далеко не каждый родитель.

Рассмотрим современные игрушки.

Значительная часть современной игрушечной продукции характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, оказывающих отрицательное влияние на развитие и психическое здоровье детей. Многие современные игрушки для мальчиков и девочек совершенно не развивают личность и становятся не интересными и не востребованными. Многие родители замечают, что после первых восторгов от красивой и «укомплектованной» игрушки, ребенок быстро привыкает к ней и практически перестает с ней играть. Или, что хуже, начинает подчиняться ее требованиям. Не он управляет ею, а сам предмет навязывает ему определенные действия.

Поэтому, можно сказать, что многие современные игрушки не дают развиваться детской творческой активности в игре, а уводят ребенка в сторону механического использования, которое заложено производителем. Дети быстро теряют к таким предметам интерес, как только изучат ее функции.

В современном магазине игрушек полки ломятся от их изобилия. Мальчиков привлекают Человек-Паук и Бэтмен, трансформеры, зомби. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не привлекают их внимание. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить.

В отделе для девочек «горы» кукол. Пупсы с анатомическими подробностями, Барби и их копии. Принцессы, русалочки и невесты остаются незамеченными. Детские ручки тянутся к куклам-деловым женщинам и Барби на голливудских вечеринках, к совершенно невообразимым куклам Монстер Хай. Яркие губы, узенькие джинсы, огромная платформа и мелированные волосы. Психологи отмечают, что в первые семь лет жизни ребенок отличается необыкновенной пластичностью. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Если подумать, какое же влияние на психику ребенка могут оказать эти «модные» игрушки. Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, к примеру, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней «бой-френда». На наших глазах архетип материнства незаметно подменили архетипом блуда. У куколок есть и полноценный антураж. Дома с мебелью, машины, яхты и кареты с принцами. Мужья и дети в комплекте прилагаются. У ребенка совсем не остается простора для творчества, воображения и мышления.

На современном этапе учеными широко рассматривается проблема о неправильном использовании игрушки. Покупая игрушку, взрослый, зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.

Как помочь родителям сориентироваться в этом беспорядочном мире современных игрушек? Как помочь родителям правильно выбрать действительно полезные для ребенка игрушки? Для начала необходимо разобраться, какие все-таки бывают игрушки?

Игрушки, как и игры, бывают разные:

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки и т. д.).

2. Технические игрушки вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства).

3. Строительные и конструктивные материалы

4. Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр предназначены для физического воспитания.

6. Театрализованные игрушки — это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы — марионетки).

7. Звучащие и музыкальные игрушки.

8. Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, родителями, воспитателями.

Многие родители часто задаются вопросами: сколько игрушек должно быть у ребенка? Какие игрушки должны окружать малыша? Какие игрушки наиболее безопасны для детей? Какие игрушки подойдут для конкретного возраста, особенно для самого раннего?

Рассмотрим подробно этот вопрос.

От рождения и до одного года. В этом возрасте ребенок еще не понимает, что это игрушка, что она выполняет какие-то функции, и что с ней делать. Зато малыш хорошо реагирует на цвета, звуки, формы. В этом возрасте подойдут игрушки для ванны, подвешенные игрушки. Они привлекают внимание, и ребенок пытается к ним тянуться, трогать ручками, изучая геометрическую форму — это развивает мелкую моторику, слух, мускулатуру. С игрушками-забавами малыши еще не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек.

От одного года до трех лет. В этом возрасте лучше всего подойдут игрушки, которые можно двигать. Чаще всего это машинки или тележки на веревочке или без, маленькие коляски. Ближе к трехлетнему возрасту детей больше всего интересуют игрушки, которые можно разбирать и собирать. Также в этом возрасте дети очень любят подражать взрослым, поэтому можно купить игрушечный телефон или детскую кухню. Ближе к трем годам уже можно покупать глину или пластилин, карандаши.

В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества. Сегодня большой выбор развивающих игрушек для детей в этом возрасте — музыкальные алфавиты и книжки со сказками и т. д.

От четырех до пяти лет. Самое время купить первый трехколесный велосипед. Также подойдут большие пазлы, наборы для раскрасок, детские безопасные ножницы — все это позволит ребенку развиваться необходимые для школы навыки. Продолжайте изучать алфавит и слова. Ребенку уже доступны практически все виды детских игр и игрушек, с которыми он сам разыгрывает различные действия. Роли в игре выделяются более отчетливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Дети 4–5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки.

Дошкольники старшей и подготовительной групп шире соприкасаются с жизнью, их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу» и др. Широко должны быть представлены технические игрушки с ясно выраженными признаками и способами движения (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.). Дети 6–7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Для этого нужны такие игрушки, как мячи, прыгалки, обручи, кегли, городки. В летнее время детям дают самокаты и велосипеды, а зимнее — лыжи и коньки. Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и отдельные детали их, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда и др.

Родители должны обращать внимание на то, что особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

— многофункциональность (возможность широко использовать в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

— дидактические свойства (возможность обучения ребенка);

— возможность применения группой детей (пригодность игрушки использовать ее несколькими детьми);

— высокий художественный эстетический уровень либо принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающих приобщение ребенка к миру искусства и народному творчеству.

Необходимо особенно заострить внимание на обязательных требованиях: невозможность использования игрушек, чтобы:

— провоцировать ребенка на агрессивное действие;

— вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям, животным, сверстникам, взрослым);

— провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

— вызывать интересы, выходящие за рамки детского возраста.

Как не печально, но игрушки с негативными критериями оказываются в руках детей и не всегда снимаются с производства. Но, вооружившись знаниями критерий оценки детской игрушки, мы можем из всего великого многообразия выбрать в магазине игрушек правильную, несущую в себе обучающую, развивающую и воспитательную ценность. Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие — способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки — дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит руководствоваться при выборе игрушек.

Автор: Колпакова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: ГБОУ №1579
Месторасположение: Москва, Каширское шоссе, д.46, к.4

Дата изменения: 07.04.2015
Дата публикации: 07.04.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *