Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов».
Срок реализации 1 год.
От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.
Л.Н. Толстой
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.
Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве.
Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества, развивается речь.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь создавая поделки своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою фантазию, творчество, воображение. В ручном труде раскрывается его внутренний мир.
Мы считаем, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей является изучение народных промыслов через ручной труд.
I этап проекта
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта: Создание системы работы по развитию речи с помощью ручного труда через изучение русских народных промыслов.
Задачи для детей:
- Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками.
- Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.
- Содействовать развитию мелкой моторики руки, повышению уровня речевого развития, созидательному отношению к окружающему миру.
Задачи для педагогов:
- Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
- Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами.
- Создавать систему работы по данной теме.
- Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
- Стимулировать развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения.
Задачи для родителей:
- Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
- Развитие совместного творчества родителей и детей.
- Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
- Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: творческий.
Участники проекта:
- воспитатели группы;
- дети подготовительной группы;
- родители.
Формы организации работы с детьми:
- совместная исследовательская деятельность;
- продуктивная деятельность с подгруппой детей;
- самостоятельное взаимодействие с предметной средой;
- творческая индивидуальная работа детей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Труд», «Социально-коммуникативное».
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
- Овладение простейшими практическими навыками в ручном труде; представления о свойствах предметов; появление познавательной активности.
- Развитие мелкой моторики руки в соответствии с возрастом детей; проявление самостоятельности в выборе средств и материала.
- Развитие речи, повышение уровня речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
- Развитие воображения, пространственного и логического мышления.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
- Поиск путей реализации задач.
Для родителей:
- Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
- Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.
II этап проекта
Перспективный план работы по реализации проекта.
Сентябрь «Русская матрёшка, русская игрушка».
Цель: Матрёшка.
- Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
- Дать детям представление о русской матрёшке, как об одной старинной игрушке.
- Прививать интерес к народному творчеству.
- Обратить внимание на яркость, её нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
- Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Беседы: «Россия моя мастеровая», «Все о матрешках», «Путешествие с матрешкой».
Чтение художественной литературы: Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.
Составление творческих рассказов: «Приключения матрешки – Насти», «Ох, матрешка, хороша!» Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Художественное творчество:
- Рисование: «Мезенская матрешка».
- Аппликация: «Украсим матрёшке сарафан».
- Лепка: «Ну, Матрешки — просто диво!».
НОД: «Семеновская матрешка» с презентацией Оформить книжку-самоделку: «Все о матрешках», совместно с родителями изготовление русской матрёшки. Развлечения: «В гости к нам пришли матрешки», «Русская ярмарка».
Октябрь «Куклы из бабушкиного сундучка».
Цель: Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
Беседы: «Откуда сундук пришел?», «Предметы русской старины», «Во что играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы?».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Старинные куклы», «Куклы в русских народных играх и обрядах».
Составление творческих рассказов: «Моя любимая кукла».
Чтение художественной литературы: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек».
Художественное творчество:
Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу»
Лепка: «Игрушка моей бабушки»
НОД: «Путешествие в прошлое куклы» с презентацией Мастер класс: изготовление обереговых кукол «Зайчик на пальчик», «Кувадка», «Пеленашка», «Кулёма».
Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка» – изготовление кукол.
Взаимодействие с родителями: Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и т. д.).
Ноябрь «Глиняная игрушка» «Дымка».
Цель: «Дымковская игрушка» Рассказать детям историю возникновения Дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
Беседы: «Всё об истории Дымковской игрушки»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание картины с изображением деревни «Дымково», рассматривание иллюстрированных книг по Дымке.
Чтение художественной литературы: разучивание стихов о дымковских игрушках.
Художественное творчество:
Рисование: «Роспись Дымковской барышни».
Лепка: «Дымковская барышня» (из солёного теста)
НОД: «В гости Дымка к нам пришла» с презентацией
Взаимодействие с родителями: создать папку образцов Дымковских узоров.
Выставка Дымковских барышень сделанных своими руками.
Декабрь «Чудесная гжель».
Цель:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельским фарфором.
- Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
- Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев.
- Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
- Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.
- Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи меду различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).
Беседы: Беседа об особенностях народного промысла «Голубое чудо гжели».
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание изделий из Гжели.
Художественное творчество:
Рисование: «Цветы Гжели».
Лепка: «Гжельский чайник» (солёное тесто).
Аппликация: «Сказочный цветок Гжели».
НОД: «Искусство гжельских мастеров» с презентацией.
Мастер-классы по созданию гжельской посуды — папье-маше, солёное тесто, пластилин, конструирование из бумаги и аппликация.
Роспись гжельской посуды.
Январь «Русская кухня».
Цель: Знакомство детей с русской кухней, с различными рецептами русской кухни. Воспитывать уважение к Русской культуре, истории русской кухни. Дать детям представление о чугунке, казане, русской печке. О том, в чём готовили на Руси.
Беседы: «О разнообразии блюд в русской кухне»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание книг, энциклопедий о русской кухне.
Составление творческих рассказов: «Моё любимое блюдо».
Просмотр презентаций о русской кухне.
Художественное творчество:
Лепка: «Баранки» (солёное тесто).
Рисование: «Картошка — русская еда».
Аппликация: «В русской печи калачи».
Экскурсия в русскую избу.
Вместе с родителями оформить книжку-самоделку «История русской кухни».
Февраль «Золотая хохлома».
Цель: Знакомство детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом. Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.
Беседы: «История возникновения деревянной посуды». Из какого материала изготавливают хохломскую посуду? Как может быть использована эта посуда? Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки?
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, стихотворений о Хохломе.
НОД: «Хохломские чудеса» с презентацией.
Художественное творчество:
Лепка: «Поднос «Рябинка».
Аппликация: коллективная работа «Тарелочка».
Роспись деревянных ложек: «Наши ложки хохломские самый лучший сувенир».
Март « Русские народные сказки».
Цель: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей творческие способности, творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к выполнению задания.
Беседы: «Почему сказки называются русскими народными?», «Какие бывают сказки»
Составление творческих рассказов: «Моя любимая сказка»
Просмотр презентации: «В гостях у сказки»
Художественное творчество:
Рисование: «Рисуем любимых героев сказок».
Мастерим сказки своими руками «Чиполлино», «Мойдодыр», «Колобок», «Краденное солнце», «Царевна – лягушка».
Экскурсия в библиотеку им. Лермонтова.
Выполнение с родителями книжек — сказок своими руками.
Апрель «Пасхальные поделки».
Цель: В середине апреля все православные отмечают светлый праздник Пасхи. Пасха празднуется и в детских садах. Развивать речевую активность, эстетический вкус.
Беседы: « Что такое пасха?» с просмотром презентации.
Чтение художественной литературы: «Легенда о Христовом жаворонке».
Художественное творчество:
Рисование: «Украшаем пасхальные куличи».
Лепка: «Яички к празднику».
Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка».
Мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц.
Май «Россия моя мастеровая».
Цель:
- Итоговая беседа-развлечение.
- Закрепить знания детей о русском декоративно — прикладном искусстве, о русских промыслах.
- Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно — прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
- Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.
Вместе с детьми, родителями и воспитателями создание мини – музея «Музей народных промыслов».
Фольклорный праздник «Россия моя мастеровая».
lll этап
Реализация проекта.
Лепка из теста «Дымковская барышня»
Лепка и роспись «Гжельской посуды» Создание папки – передвижки «Народные промыслы»
книжки-самоделки «История русской кухни»
Рисование: «Рисуем любимых героев сказок»
IV этап
Презентация проекта.
Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности и презентовали свой проект.
- Изготовлены детьми различные продукты ручного труда.
- Оформлены выставки детских творческих работ в родительском уголке и группе.
- Создан мини – музей «Народные промыслы».
Выставка работ «Хохломская ложка» Творчество детей и родителей «Русская матрёшка»
Выставка «Чудесная гжель» Сказки своими руками «В гостях у сказки»
Выставка «Пасхальное яйцо» Выставка детских работ «Дымковская барышня»
Мини – музей «Народные промыслы»
Результаты проекта.
- Дети знают и называют не менее 7 видов материала и 7 свойств материала (Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки и т. д).
- Владеют приемами работы с материалами (Клей, ножницы, стека, палочки и т. д).
- Развитие конструированных способностей и художественного вкуса: придумывают и выполняют конструкцию, самостоятельно, по выбору детей, украшают ее.
- Мелкая моторика рук развита хорошо: Дети прочно скрепляют детали самостоятельно.
- Активизировался и обогатился активный и пассивный словарь у детей.
Авторы: Донина Ольга Владимировна, Сенькова Юлия Викторовна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ д/с № 388
Месторасположение: Новосибирская область, г. Новосибирск
Дата изменения: 12.11.2017
Дата публикации: 12.11.2017