Проект в ДОУ «Ручной труд и русские народные промыслы»

Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов».

Срок реализации 1 год.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг.
А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние.
Л.Н. Толстой

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи.

Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве.

Уникальным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества, развивается речь.

При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Работая с детьми, мы пришли к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Ведь создавая поделки своими руками, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою фантазию, творчество, воображение. В ручном труде раскрывается его внутренний мир.

Мы считаем, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей является изучение народных промыслов через ручной труд.

I этап проекта

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.

Цель проекта: Создание системы работы по развитию речи с помощью ручного труда через изучение русских народных промыслов.

Задачи для детей:

  1. Прививать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками.
  2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.
  3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, повышению уровня речевого развития, созидательному отношению к окружающему миру.

Задачи для педагогов:

  1. Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
  2. Создавать условия для обучения детей различным приемам работы с материалами и инструментами.
  3. Создавать систему работы по данной теме.
  4. Формировать у детей интерес к изготовлению поделок из различных материалов, способствовать выявлению конструктивных и творческих способностей ребенка.
  5. Стимулировать развитие речи, памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи для родителей:

  1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
  2. Развитие совместного творчества родителей и детей.
  3. Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
  4. Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Тип проекта: творческий.

Участники проекта:

  • воспитатели группы;
  • дети подготовительной группы;
  • родители.

Формы организации работы с детьми:

  • совместная исследовательская деятельность;
  • продуктивная деятельность с подгруппой детей;
  • самостоятельное взаимодействие с предметной средой;
  • творческая индивидуальная работа детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Труд», «Социально-коммуникативное».

Ожидаемые результаты по проекту для детей:

  • Овладение простейшими практическими навыками в ручном труде; представления о свойствах предметов; появление познавательной активности.
  • Развитие мелкой моторики руки в соответствии с возрастом детей; проявление самостоятельности в выборе средств и материала.
  • Развитие речи, повышение уровня речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
  • Развитие воображения, пространственного и логического мышления.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение педагогической компетентности в данном направлении.
  • Поиск путей реализации задач.

Для родителей:

  • Появление интереса к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
  • Желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы дошкольного возраста.

II этап проекта

Перспективный план работы по реализации проекта.

 

Сентябрь «Русская матрёшка, русская игрушка».

Цель: Матрёшка.

  1. Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
  2. Дать детям представление о русской матрёшке, как об одной старинной игрушке.
  3. Прививать интерес к народному творчеству.
  4. Обратить внимание на яркость, её нарядность, составные элементы, композицию, цветовой гамме.
  5. Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Беседы: «Россия моя мастеровая», «Все о матрешках», «Путешествие с матрешкой».

Чтение художественной литературы: Стихи о матрешке, куклах В. Приходько, Т. Ладонщиков.

Составление творческих рассказов: «Приключения матрешки – Насти», «Ох, матрешка, хороша!» Пальчиковая гимнастика: «Матрёшки»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Художественное творчество:

  1. Рисование: «Мезенская матрешка».
  2. Аппликация: «Украсим матрёшке сарафан».
  3. Лепка: «Ну, Матрешки — просто диво!».

НОД: «Семеновская матрешка» с презентацией Оформить книжку-самоделку: «Все о матрешках», совместно с родителями изготовление русской матрёшки. Развлечения: «В гости к нам пришли матрешки», «Русская ярмарка».

 

Октябрь «Куклы из бабушкиного сундучка».

Цель: Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.

Беседы: «Откуда сундук пришел?», «Предметы русской старины», «Во что играли наши бабушки», «Зачем нашим предкам были нужны куклы?».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: «Старинные куклы», «Куклы в русских народных играх и обрядах».

Составление творческих рассказов: «Моя любимая кукла».

Чтение художественной литературы: М. А. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек».

Художественное творчество:

Рисование:
«Нарисуй тряпичную куклу»

Лепка: «Игрушка моей бабушки»

НОД: «Путешествие в прошлое куклы» с презентацией Мастер класс: изготовление обереговых кукол «Зайчик на пальчик», «Кувадка», «Пеленашка», «Кулёма».

Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка» – изготовление кукол.

Взаимодействие с родителями: Попросить бабушек принести предметы рукоделия для оформления выставки (вязание, вышивки и т. д.).

 

Ноябрь «Глиняная игрушка» «Дымка».

Цель: «Дымковская игрушка» Рассказать детям историю возникновения Дымковской игрушки. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Беседы: «Всё об истории Дымковской игрушки»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание картины с изображением деревни «Дымково», рассматривание иллюстрированных книг по Дымке.

Чтение художественной литературы: разучивание стихов о дымковских игрушках.

Художественное творчество:

Рисование:
«Роспись Дымковской барышни».

Лепка: «Дымковская барышня» (из солёного теста)

НОД: «В гости Дымка к нам пришла» с презентацией

Взаимодействие с родителями: создать папку образцов Дымковских узоров.

Выставка Дымковских барышень сделанных своими руками.

 

Декабрь «Чудесная гжель».

Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельским фарфором.
  2. Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.
  3. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров- умельцев.
  4. Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор.
  5. Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.
  6. Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи меду различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).

Беседы: Беседа об особенностях народного промысла «Голубое чудо гжели».

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание изделий из Гжели.

Художественное творчество:

Рисование: «Цветы Гжели».

Лепка: «Гжельский чайник» (солёное тесто).

Аппликация: «Сказочный цветок Гжели».

НОД: «Искусство гжельских мастеров» с презентацией.

Мастер-классы по созданию гжельской посуды — папье-маше, солёное тесто, пластилин, конструирование из бумаги и аппликация.

Роспись гжельской посуды.

 

Январь «Русская кухня».

Цель: Знакомство детей с русской кухней, с различными рецептами русской кухни. Воспитывать уважение к Русской культуре, истории русской кухни. Дать детям представление о чугунке, казане, русской печке. О том, в чём готовили на Руси.

Беседы: «О разнообразии блюд в русской кухне»

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Рассматривание книг, энциклопедий о русской кухне.

Составление творческих рассказов: «Моё любимое блюдо».

Просмотр презентаций о русской кухне.

Художественное творчество:

Лепка: «Баранки» (солёное тесто).

Рисование: «Картошка — русская еда».

Аппликация: «В русской печи калачи».

Экскурсия в русскую избу.

Вместе с родителями оформить книжку-самоделку «История русской кухни».

 

Февраль «Золотая хохлома».

Цель: Знакомство детей с произведениями деревянных дел мастеров. Учить детей различать характерные признаки разнообразных техник работы с деревом. Продолжать воспитывать у детей интерес к русским народным промыслам и желанию их изучать.

Беседы: «История возникновения деревянной посуды». Из какого материала изготавливают хохломскую посуду? Как может быть использована эта посуда? Какие вы знаете стихи, пословицы, поговорки?

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы, стихотворений о Хохломе.

НОД: «Хохломские чудеса» с презентацией.

Художественное творчество:

Лепка: «Поднос «Рябинка».

Аппликация: коллективная работа «Тарелочка».

Роспись деревянных ложек: «Наши ложки хохломские самый лучший сувенир».

 

Март « Русские народные сказки».

Цель: Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Развивать у детей творческие способности, творческое воображение, мышление, фантазию, воспитывать интерес к выполнению задания.

Беседы: «Почему сказки называются русскими народными?», «Какие бывают сказки»

Составление творческих рассказов: «Моя любимая сказка»

Просмотр презентации: «В гостях у сказки»

Художественное творчество:

Рисование: «Рисуем любимых героев сказок».

Мастерим сказки своими руками «Чиполлино», «Мойдодыр», «Колобок», «Краденное солнце», «Царевна – лягушка».

Экскурсия в библиотеку им. Лермонтова.

Выполнение с родителями книжек — сказок своими руками.

 

Апрель «Пасхальные поделки».

Цель: В середине апреля все православные отмечают светлый праздник Пасхи. Пасха празднуется и в детских садах. Развивать речевую активность, эстетический вкус.

Беседы: « Что такое пасха?» с просмотром презентации.

Чтение художественной литературы: «Легенда о Христовом жаворонке».

Художественное творчество:

Рисование: «Украшаем пасхальные куличи».

Лепка: «Яички к празднику».

Экскурсия в ДДТ Гайдар, кружок «Сибирочка».

Мастер-класс по изготовлению пасхальных яиц.

 

Май «Россия моя мастеровая».

Цель:

  1. Итоговая беседа-развлечение.
  2. Закрепить знания детей о русском декоративно — прикладном искусстве, о русских промыслах.
  3. Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративно — прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.
  4. Учить детей различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов.

Вместе с детьми, родителями и воспитателями создание мини – музея «Музей народных промыслов».

Фольклорный праздник «Россия моя мастеровая».

lll этап

Реализация проекта.

 

C:\Users\Влад\Desktop\фото\IMG-20161031-WA0002.jpg Лепка из теста «Дымковская барышня»

 

C:\Users\Влад\Desktop\фото\IMG-20161205-WA0001.jpg

Лепка и роспись «Гжельской посуды» Создание папки – передвижки «Народные промыслы»

C:\Users\Влад\Desktop\фото\20170207_181103.jpg

книжки-самоделки «История русской кухни»

Рисование: «Рисуем любимых героев сказок»

 

IV этап

Презентация проекта.

Дети, воспитатели и родители приняли активное участие в творческой деятельности и презентовали свой проект.

  • Изготовлены детьми различные продукты ручного труда.
  • Оформлены выставки детских творческих работ в родительском уголке и группе.
  • Создан мини – музей «Народные промыслы».

C:\Users\Влад\Desktop\фото\DSCN3353.JPG C:\Users\Влад\Desktop\фото\20161011_131622.jpg

Выставка работ «Хохломская ложка» Творчество детей и родителей «Русская матрёшка»

C:\Users\Влад\Desktop\фото\20170109_183112.jpg

C:\Users\Влад\Desktop\фото\20170410_161226.jpg

Выставка «Чудесная гжель» Сказки своими руками «В гостях у сказки»

C:\Users\Влад\Desktop\фото\DSCN0506.JPG
C:\Users\Влад\Desktop\фото\20170303_125138.jpg

Выставка «Пасхальное яйцо» Выставка детских работ «Дымковская барышня»

C:\Users\Влад\Desktop\фото\20170410_152154.jpg

Мини – музей «Народные промыслы»

Результаты проекта.

  • Дети знают и называют не менее 7 видов материала и 7 свойств материала (Природный, бросовый, бумага, пластилин, тесто, нитки и т. д).
  • Владеют приемами работы с материалами (Клей, ножницы, стека, палочки и т. д).
  • Развитие конструированных способностей и художественного вкуса: придумывают и выполняют конструкцию, самостоятельно, по выбору детей, украшают ее.
  • Мелкая моторика рук развита хорошо: Дети прочно скрепляют детали самостоятельно.
  • Активизировался и обогатился активный и пассивный словарь у детей.

Скачать творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»

Авторы: Донина Ольга Владимировна, Сенькова Юлия Викторовна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ д/с № 388
Месторасположение: Новосибирская область, г. Новосибирск

Дата изменения: 12.11.2017
Дата публикации: 12.11.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *